Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 сентября 2019 года Дело № А56-44108/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кугаевской Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-
Петербургу
третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Строительная Перспектива»
об оспаривании решения от 14.01.2019 по делу № 44-272/19
при участии
от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 10.01.2019
от заинтересованного лица: предст. ФИО2 – доверенность от 15.05.2019
от третьего лица: не явился (извещен)
установил:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 14.01.2019 по делу № 44-272/19 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Строительная Перспектива» (далее – Общество).
В судебном заседании 18.06.2019 представитель Администрации поддержал заявленные требования, представил доказательства направления заявления в адрес третьего лица. Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных Администрацией требований по основаниям, изложенным в отзыве, представил материалы дела № 44-272/19.
ООО «Строительная Перспектива» извещено, в судебное заседание представителей не направило.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
28.11.2018 Администрацией на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0172200005518000169 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования (Муниципального образования Муниципального округа Юго-Запад и муниципального образования муниципального округа Урицк, расположенных на территории Красносельского района Санкт-Петербурга в 2019 году), а также Конкурсная документация.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2018 № ПРО1 для закупки № 0172200005518000169 победителем признано ООО «Жилкомсервис № 2 Красносельского района», заявке ООО «Строительная Перспектива» присвоен второй номер.
ООО «Строительная Перспектива» обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. № 34200-ЭПР/18 от 28.12.2018) на действия конкурсной комиссии при проведении на выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования (Муниципального образования Муниципального округа Юго-Запад и муниципального образования муниципального округа Урицк, расположенных на территории Красносельского района Санкт-Петербурга в 2019 году) (извещение № 0172200005518000169), в которой Общество ссылалось на неправильный подсчет конкурсной комиссией Заказчика баллов, присвоенных заявкам участников конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы Общества Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 14.01.2019 по делу № 44-272/19, в соответствии с которым жалоба Общества была признана обоснованной; в действиях Заказчика признано нарушение части 5 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Санкт-Петербургским УФАС принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание в связи с заключением на момент рассмотрения жалобы Общества государственным контрактом по спорной закупке.
Не согласившись с указанным решением Санкт-Петербургского УФАС, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд считает заявленные Администрацией требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4);
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 1085).
При этом согласно пункту 3 Правил № 1085 "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Как следует из материалов дела критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок установлены в разделе 11 части II «Специальная часть» Конкурсной документации, в том числе пунктом 11.2.3 установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологическое характеристики объекта закупки».
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» предусмотрены показатели:
Таблица №1
№ п/п | Наименование показателя | Значимость показателя / коэффициент значимости | Значение показателя | Шкала оценки в баллах | Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 | Качество товаров (качество работ, качество услуг) | 100 % / 1 | Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки | 0 | 0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов | 20 | 20 | |||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов (тип 2) | 60 | 60 | |||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов (тип 1) | 100 | 100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения №4 к специальной части (далее – Предложение о качественных характеристиках объекта закупки). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» под предложением о качественных характеристиках объекта закупки понимается описание технологического процесса по соответствующему виду работ, который включает в себя описание технологии выполнения работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, и необходимых для выполнения закупаемых работ, описание необходимых трудовых ресурсов.
Инструкция по заполнению формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» установлена пунктом 14 части II конкурсной документации.
В случае если участником в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывается, что все работы будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов, то, в соответствии с таблицей №1, участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)».
В случае, если в предложении о качестве содержатся не все виды работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, или по одному и более виду работ не предоставлено описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов такое предложение о качестве трактуется конкурсной комиссией как «Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки».
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта с неполным описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, но при этом описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме по одному или более виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации.
Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» с описанием предложений по охране окружающей среды и охране труда при выполнении работ и/или иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов (тип 2) в случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, при этом описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, но в составе заявки отсутствует пояснительная записка, соответствующая требованиям п. 11.2.3 части II конкурсной документации и является приложением к форме «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки».
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов (тип 1) в случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, при этом описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, а также имеется в составе заявки пояснительная записка, соответствующая требованиям п. 11.2.3 части II конкурсной документации и является приложением к форме «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки».
Описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описания технологии выполнения работ, и/или описания контроля качества выполнения работ, и/или описания используемого оборудования и машин, и/или описания необходимых трудовых ресурсов.
Описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии выполнения работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, и описание необходимых трудовых ресурсов.
Описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации, предлагаемое участником в составе конкурсной заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
Под технологией выполнения работ понимаются методы, приемы, режим выполнения работ, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием и машинами, инструментами.
Под контролем качества выполнения работ понимаются действия (комплекс мер), направленных на качественное выполнение работ, включающие способы и методы контроля за действиями (бездействиями) непосредственных исполнителей (техников, рабочих и т.п.), проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Под используемым оборудованием и машинами понимается совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых при выполнении определённых видов работ.
Под необходимыми трудовыми ресурсами понимается рабочая сила, задействованная при выполнении определённых видов работ, с указанием профессиональных задач в сфере выполнения соответствующих работ.
В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» под объектом закупки понимаются виды работ, исчерпывающий перечень которых указан в п. 4 и п. 6 приложения №3 части III конкурсной документации».
В соответствии с частью 5 и частью 7 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2018 № ПРО1 для закупки № 0172200005518000169 заявке ООО «Строительная Перспектива» по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия оценки: 20.00%» присвоено 60 баллов (количество баллов с учетом значимости критерия по данному показателю составило 12 = 60*20%).
Как указывает Администрация, Обществом была представлена пояснительная записка, которая не содержала сведений об охране окружающей среды, следовательно. указанная пояснительная записка не соответствует требованиям пункта 11.2.3 Конкурсной документации.
Таким образом, согласно пояснениям Администрации, участнику ООО «Строительная Перспектива» по данному показателю было присвоено 60 баллов в соответствии с таблицей 1 пункта 11.2.3 части II Конкурсной документации - предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов (тип 2) в случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды работ, при этом описание технологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, и необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, но в составе заявки отсутствует пояснительная записка, соответствующая требованиям пункта 11.2.3 части II Конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона № 44-ФЗ оценка заявки Общества, в том числе, по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», произведена в соответствии с установленным разделом 11 части II «Специальная часть» Конкурсной документации порядком рассмотрения и оценки заявок.
Как следует из оспариваемого решения от 14.01.2019 по делу № 44-272/19, Управление пришло к выводуо том, что пояснительная записка Общества была представлена в составе заявки и данная записка полностью соответствует требованиям Заказчика, установленным в Конкурсной документации, поскольку в пояснительной записке указаны предложения по улучшению качества выполнения работ.
На основании изложенного Управление признало жалобу ООО «Строительная Перспектива» обоснованной и установила в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона; такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «Строительная Перспектива» в своей жалобе в Санкт-Петербургское УФАС (вх. № 34200-ЭП/18 от 28.12.2018) ссылалось исключительно на неверную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявки Общества, а именно на неправильное присвоение конкурсной комиссией Заказчика баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
В оспариваемом решении от 14.01.2019 по делу № 44-272/19 Управление, сделав вывод о том, что пояснительная записка Общества соответствует требованиям Конкурсной документации, по сути, сделало выводы в отношении результатов оценки заявки Общества по вышеуказанному критерию оценки.
Таким образом, рассмотрев по существу жалобу Общества в отношении результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», Санкт-Петербургское УФАС вышло за рамки своей компетенции, пределы которой обозначены в части 6 статьи 106 и части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе. Результаты оценки заявки Общества могут быть оспорены только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах заявленные Администрацией требования подлежат удовлетворению, решение Санкт-Петербургского УФАС от 14.01.2019 по делу № 44-272/19 подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.01.2019 по делу № 44-272/19 о нарушении законодательства о закупках.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.