Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 апреля 2021 года Дело № А56-4468/2021
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью СК «ЗемТрансСтрой» (Россия 197046, Санкт-Петербург, Ленинградская область, улица Чапаева, дом 3 литер б, помещение 10-н (офис 403), ОГРН: 4707000231 );
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области (Россия 188480, г. Кингисепп, Ленинградская обл., Крикковское шоссе, дом 49, ОГРН: 4701428375 );
об оспаривании,
при участии
- от заявителя: не явился, извещен
- от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 22.01.2021)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью СК «ЗемТрансСтрой» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области по рассмотрению 22.07.2020 акта выездной налоговой проверки в отношении заявителя.
Заявитель в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таком положении суд считает возможном рассмотреть заявленные требования в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав заинтересованное лицо, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка ООО «СК «ЗемТрансСтрой» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт от 27.01.2020 № 2, полученный Обществом 27.01.2020.
ООО «СК «ЗемТрансСтрой» в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ представлены письменные возражения на акт выездной налоговой проверки (вх. № 05559 от 03.03.2020).
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки было назначено на 05.03.2020, о чем Заявитель был уведомлен извещением от 27.01.2020 № 7.
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки было перенесено на 06.03.2020.
Акт налоговой проверки, письменные возражения и иные материалы налоговой проверки рассмотрены начальником Инспекции в присутствии представителей Общества. По окончании рассмотрения материалов налоговой проверки представители Общества указали, что им не были разъяснены права и обязанности.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, налоговым органом было назначено повторное рассмотрение материалов налоговой проверки на 13 час. 05 мин. 06.03.2020, в присутствии понятых от представителя ООО СК «ЗемТрансСтрой» по доверенности ФИО2 получен отказ от получения указанного извещения и отказ от повторного рассмотрения материалов проверки в назначенное время в связи с отсутствием свободного времени.
12.03.2020 Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ вынесено решение № 1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на один месяц.
Извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 365 от 13.03.2020 налогоплательщик уведомлен о новой дате рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенной на 24 марта 2020 (указанные документы направлены в адрес налогоплательщика по ТКС, согласно извещения о получении электронного документа получены ООО СК «ЗемТрансСтрой» 16.03.2020).
20.03.2020 в налоговый орган от Общества поступило информационное письмо, в котором налогоплательщик информирует о невозможности участия в рассмотрении материалов налоговой проверки 24.03.2020.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294, с 30 марта по 8 мая 2020 года установлены нерабочие дни.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», приостановлено до 30 июня 2020 включительно проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также течение сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) проверок.
16.07.2020 в адрес заявителя по ТКС направлено извещение № 1159 о новой дате рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно 22.07.2020.
Акт налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика и иные материалы налоговой проверки были рассмотрены Инспекцией в отсутствии представителей Общества.
По результатам рассмотрения материалов проверки, налоговым органом вынесено решение от 10.12.2020 № 14-03-01/1556 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ссылаясь на то, что Общество было лишено возможности присутствовать при рассмотрении акта выездной проверки и реализовать права на защиту своих экономических прав и интересов, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
ООО «СК «ЗемТрансСтрой» обратилось в вышестоящий налоговый орган -Управление ФНС России по Ленинградской области с жалобой на действия Инспекции по рассмотрению материалов налоговой проверки 22.07.2020.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Обязанность по извещению участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности ответственным участником этой группы не является основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.
Налоговый орган обязан известить участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, если в акте налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении этого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
Управление ФНС России по Ленинградской области в решении от 20.02.2021 № 16-21-07/02736@, принятом по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК «ЗемТрансСтрой», указало, что Инспекцией в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки были нарушены пункты 2,3 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Налогового кодекса РФ, вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.
В целях устранения нарушенных прав и законных интересов Заявителя, Управление ФНС России по Ленинградской области, руководствуясь пунктом 5 статьи 140 Налогового кодекса РФ, направило в адрес Общества, в адрес генерального директора Общества, а также на электронный адрес Заявителя уведомление от 12.02.2021 № 16-11/02217@ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 10.03.2021.
10.03.2021 Управлением ФНС России по Ленинградской области в присутствии представителей Общества были рассмотрены материалы выездной налоговой проверки в отношении ООО «СК «ЗемТрансСтрой».
Таким образом, вышестоящим налоговым органом устранены допущенные Инспекцией нарушения прав и законных интересов Общества при рассмотрении материалов налоговой проверки 22.07.2020 года.
В связи с тем, что ООО «СК «ЗемТрансСтрой» реализовано свое право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, предмет спора по настоящему делу отсутствует.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу вышеизложенного суд, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.