Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 июля 2011 года Дело № А56-4471/2011
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Володиной О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ТСЖ «Горная-25, 27»
заинтересованное лицо: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.03.2011,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2011,
установил:
Товарищество собственников жилья «Горная-25, 27» (далее – заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать незаконным бездействие Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее – Служба, заинтересованное лицо) в части неосуществления строительного надзора в отношении объекта самовольного строительства по адресу: ул. Горная, д. 22, лит. А; в качестве устранения допущенного нарушения прав заявителя признать за Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга полномочие (обязанность) по обращению в защиту публичных интересов в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 22.06.2011 объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 29.06.2011. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на отсутствие у Службы полномочий по осуществлению государственного строительного надзора за объектами самовольного строительства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из объяснений заявителя, напротив домов №25 и №27 по улице Горная в Приморском районе, на земельном участке по адресу: <...>, лит. А, в отсутствие проектной документации и разрешения на строительство ведется незаконное строительство многоквартирного дома, заказчиком которого является ООО «Северо-Западная строительная корпорация». При строительстве грубо нарушается допустимая высота здания – максимум 10 метров (зона охраны объектов культурного наследия – Усадьбы О-вых и Церкви ФИО3), не соблюдены красные линии, нарушена система ливневой канализации. Строительство многоэтажного здания чрезвычайно близко к домам № 25 и 27 по ул. Горной нарушает права собственников жилых помещений в этих домах, в том числе в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 09.03.2011 заявителю предложено обосновать в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ его права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым бездействием.
Во исполнение определения суда представителем заявителя представлены объяснения, из которых следует, что «установление детальной процедуры оформления этапов строительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, хотя и является по своей природе публично-правовым механизмом регулирования соответствующих отношений, однако в значительной мере направлено на охрану прав и законных интересов частных лиц (права на благоприятные условия жизнедеятельности, права на безопасную среду обитания человека, права на благоприятную окружающую среду, права на доступ к объектам культурного наследия, права на их использование и др.), которые могут нарушаться при осуществлении строительной деятельности, и таким образом является правовой гарантией соблюдения прав и законных интересов конкретных лиц. Следовательно, грубое нарушение процедуры оформления строительства само по себе создает угрозу нарушения прав и законных интересов лиц, проживающих на близлежащей территории». Кроме того, представитель заявителя указал, что «нарушено мое право на участие в принятии решений по вопросам землепользования и застройки…; нарушено мое право на благоприятную окружающую среду…; действия по строительству четырехэтажного здания, высота которого не должна превышать 10 метров, создает угрозу нарушения моего права в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (л.д. 35-36).
Также заявителем представлено заключение специалиста ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт» №10/347-СТЭ от 02.12.2010, объектом исследования которого являлось помещение квартиры №7 дома 25 по улице Горной, из которого следует, что «условия проживания в квартире №7 по сравнению с положением, существовавшим до начала строительства многоквартирного дома на участке ул. Горная, д. 22, лит. А, в случае, если строительство данного здания будет завершено с такой высотой, какую имеет самая высокая из уже построенных на данный момент частей этого дома, ухудшится» (л.д. 50-64).
Заявитель по своей организационно-правовой форме является товариществом собственников жилья, и в силу части 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к числу некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано, в том числе:
- обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
- обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
- принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что на земельном участке по адресу: <...>, лит. А, до начала строительства располагалась контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, которой пользовались все жители домов №25 и №27 по ул. Горная. В настоящее время отсутствует возможность для обустройства контейнерной площадки на необходимом удалении от входов в жилые дома, в связи с чем ТСЖ имело законный интерес в пользовании контейнерной площадкой для сбора бытовых отходов, который в настоящее время нарушен.
Из материалов дела усматривается, что собственником земельного участка по адресу: <...>, лит. А, является ФИО4; указанный земельный участок к общему имуществу домов №25 и №27 по ул. Горная не относится, а в материалы дела заявителем не представлены документы, подтверждающие законные основания для владения и пользования ТСЖ указанным земельным участком.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из приведенных требований закона и согласно положениям статей 200 и 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону оспариваемые акты и действия (бездействие) и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Применительно к данной ситуации это означает, что нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемым бездействием Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представленные в обоснование нарушенных прав доводы заявителя свидетельствуют о нарушении прав конкретных лиц, проживающих в домах № 25 и 27 по ул. Горной, и не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Также судом принято во внимание, что правом требовать сноса самовольной постройки наряду с собственником, субъектом иного вещного права на земельный участок, законным владельцем земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, обладают и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки.
Собственник квартиры №7, расположенной в доме № 25 по ул. Горной, ФИО5 обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском о сносе самовольной постройки и о возмещении причиненного ему ущерба в сумме 3 761 000 руб. и морального вреда в размере 1 000 000 руб. Исковое заявление ФИО5 принято к производству, определением Приморского районного суда от 20.04.2011 по делу №2-274/2011 приняты обеспечительные меры в виде запрета ответчикам – ФИО4, ЗАО «Северо-Западная строительная компания» или другим лицам производить строительно-монтажные работы на земельном участке по адресу: <...>, лит. А.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;
б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 №1747 утверждено «Положение о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга», согласно которого Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу ордеров на производство работ, связанных с изменением благоустройства, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также на осуществление государственного строительного надзора, и подчинена Правительству Санкт-Петербурга.
Служба для осуществления задач, предусмотренных указанным Положением, обладает, в том числе, следующими полномочиями:
- организация государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;
- составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
- проводить учет объектов строительства и выдачу в установленном порядке разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в случаях, установленных действующим законодательством, за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства;
- выдавать разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;
- выдавать ордера на производство работ, связанных с изменением благоустройства, подтверждающие соответствие документации по проведению работ Правилам, и осуществлять закрытие ордеров на производство работ;
- в пределах своей компетенции проводить проверки на объектах капитального строительства;
- осуществлять государственный строительный надзор в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, с выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, а до вступления их в силу – требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании», Градостроительному кодексу Российской Федерации и проектной документации.
Таким образом, наделение Службы соответствующими полномочиями осуществляется Правительством Санкт-Петербурга, в не судом, в связи с чем ссылка заявителя на письмо губернатора Санкт-Петербурга от 25.04.2011 не принимается судом.
Из материалов видно, что на основании обращения собственника земельного участка ФИО4 разработан градостроительный план земельного участка по адресу: <...>, лит. А, утвержденный распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 15.03.2010 №784, необходимый для получения разрешения на строительство (л.д. 112-114).
Согласно представленным в материалы дела письмом Службы, проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта, расположенного по адресу: <...>, лит. А, государственную экспертизу не проходила, разрешение на строительство указанного объекта Службой не выдавалось, а Служба не обладает полномочиями по осуществлению государственного надзора в отношении самовольного строительства.
В рамках полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, собственник, застройщик и лица, осуществляющие строительство объекта без разрешения, неоднократно привлекались Службой к административной ответственности (л.д. 77-103).
Таким образом, суд не усматривает незаконного бездействия Службы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов ТСЖ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных ТСЖ «Горная – 25, 27» требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Анисимова О.В.