Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 октября 2012 года Дело № А56-45161/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Томпакова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кириа А.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "ПИТ-ПРОДУКТ" (адрес: 187322, Россия, пос. Синявино, Ленинградская обл., Кировский р-н; 192029, Россия, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 70, корп. 2, ОГРН: <***>, )
ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, Россия, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39)
третье лицо: Северо-Западное управление Ростехнадзора, Северо-Западное управление Ростехнадзора (адрес: 191028, Россия, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; 199048, Россия, Санкт-Петербург, В.О., 10 линия, д. 51)
об обязании
при участии
- от истца: ФИО1 (доверенность от 01.09.2012)
- от ответчика: ФИО2 (доверенность № 01-19/4501 от 16.05.2012)
установил:
ООО "ПИТ-ПРОДУКТ" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее – ответчик) об обязании совершить действия, направленные на возврат ООО «ПИТ-ПРОДУКТ» ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) в сумме 2 550 992 рубля.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против иска возражает, по мотивам, изложенным в отзыве.
При рассмотрении спора судом установлено.
В 2008-2012 годах общество с ограниченной ответственностью «ПИТ-ПРОДУКТ» вносило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления). В течение указанного времени Обществом уплачено 2.550.992 рубля. Данный факт подтверждается платежными поручениями (том 2, л.д.11-62).
Из представленных доказательств следует, что деятельностью истца является: производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, продовольственными товарами, продукцией производственно-технического назначения, в том числе своего производства, дилерская и дистрибьюторская деятельность, создание сети своих фирменных магазинов, торго-закупочная деятельность и торго-посредничская деятельность, организация и проведение выставок, выставок - продаж, конкурсов, оказание услуг складского хранения и комплекса сопутствующих этому направлению услуг, проектирование и строительство объектов производственного, жилищного и социально-бытового назначения, в том числе и для собственных нужд, выполнение транспортных и экспедиторских услуг, в том числе пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта, организация и осуществление туристического, экскурсионного и гостиничного обслуживания, издательская, полиграфическая и рекламная деятельность, информационно-справочное обслуживание, оказание консультационных услуг, внешнеэкономическая деятельность, сдача имущества в аренду, осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законом и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 16 названного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, а также согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приложению № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время осуществляет Росприроднадзор.
Ответчик наделен полномочиями принимать решение о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду и представлять заявку на возврат в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России (абзац 1, 13 пункта 2 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н, пункт 20 главы III Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 05 сентября 2008 года № 92н, также Письмо Минфина России от 10.03.2010 № 02-03-07/801).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 № 10490/10 установлено, что отсутствие нормативно установленной процедуры возврата денежных средств из бюджета не может являться препятствием для удовлетворения соответствующего требования на основании норм гражданского законодательства.
Суд пришел к выводу, что срок исковой давности в отношении платы, внесенной за 4-й квартал 2008 года и за 1-й квартал 2009 года, не истек. Настоящее обращение Общества в арбитражный суд обусловлено появлением правовой позиции ВАС РФ по вопросу о субъектах, которые в силу Закона об охране окружающей среды могут признаваться плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, и которой также дано толкование норм Закона об отходах производства и потребления в части размещения отходов, отличное от применявшегося ранее. Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08, которое, по данным СПС «Консультант Плюс», размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24 сентября 2009 года. Таким образом, о нарушении своих прав ООО «ПИТ-ПРОДУКТ» не могло узнать ранее указанной даты. Правомерность данного подхода к исчислению срока исковой давности по требованиям о возврате платы за размещение отходов подтверждена постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу № А05-7229/2011 и решением Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2012 по делу № А05-13870/2011.
Ответчиком не представлено доказательств, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Фактически ответчика признает, что действия общества с отходами ограничиваются их накоплением.
Ссылка ответчика на договоры, которыми на истца возложена обязанность по внесению экологических платежей отклоняется, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным публичным платежом -фискальным сбором. Соответственно, обязанность по внесению данного платежа возникает в силу закона и не зависит от волеизъявления сторон договора.
При таких обстоятельствах, требование истца подлежи удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1.Обязать Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу совершить действия, направленные на возврат ООО "ПИТ-ПРОДУКТ" ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) в сумме 2 550 992 рубля.
2.Взыскать с Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в пользу ООО "ПИТ-ПРОДУКТ" 35 754 руб. 96 коп. – расходы по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Томпакова Г.Н.