ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45192/11 от 27.10.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 ноября 2011 года Дело № А56-45192/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Буткевич Л.Ю.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.Галец

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "Магазин Квартир"

заинтересованное лицо Федеральная служба по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене Постановления №04-23/117-1/4 от 28.07.2011 о привлечении общества к ответственности по ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ

при участии

от заявителя – до и после перерыва представитель ФИО1 (доверенность б/н от 05.08.2011)

от заинтересованного лица - до и после перерыва не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Квартир" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Северо-Западному федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, Управление) № 04-23/117-1/4 от 28.07.2011 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200 000 руб.

В судебном заседании 20.10.2011 в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания и подпись заявителя. После перерыва 27.10.2011 судебное заседание продолжено.

Заявитель требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на малозначительность правонарушения.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сети Интернет. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.

Дело рассмотрено в порядке ст.210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее.

Отделом надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на основании приказа от 04.07.2011 № 04-01/63-П в период с 06.07.2011 по 04.08.2011 проведена проверка по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма ООО "Магазин Квартир".

В ходе проверки установлено, что Обществом оказывающим посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, в нарушение п.п. 4 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон, Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001) в проверяемый период (11.10.20110 по 30.06.2011) не направлены сведения в Росфинмониторинг по двум сделкам с недвижимым имуществом, совершению которых Общество способствовало, на общую стоимость 12 610 000 руб., подлежащих обязательному контролю, а именно

- по договору 6/1-350 от 11.01.11 (заказчик - ЗАО «СК «Темп»), сумма операции8 160 000 руб.,дата акта оказания услуг (дата совершения сделки)31.01.11;

- по договору 6/2-838 от 09.06.10 (заказчик - ЗАО «СК «Темп»), сумма операции4 450 000 руб.,дата акта оказания услуг (дата совершения сделки)16.03.11.

По результатам проверки 18.07.2011 Управление составлен акт проверки № 63.

В отношении Общества 18.06.2011 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по части 4 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации.

Протокол об административном правонарушении от 18.07.2011 № 04-23/117-1/4 составлен уполномоченным лицом Управления в присутствии генерального директора Общества ФИО2.

О времени и месте рассмотрения дела генеральный директор Общества был уведомлен Определением от 18.07.2011, полученным лично, о чем имеется соответствующая подпись на Определении.

Постановлением Управления от 28.07.2011 № 04-23/117-1/4 ООО "Магазин Квартир" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. При вынесении Постановления присутствовала представитель Общества ФИО1 (по доверенности б/н от 27.07.2011)

Не согласившись с названным Постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Статьей 2 Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) установлено, что данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Общество "Магазин Квартир" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и уставу Общества (л.д.30-34)является организацией, оказывающей посреднические услуги при купле, продаже, аренде недвижимого имущества, что подтверждено Уставом Общества, следует из содержания договоров (л.д. 45-52), имеющихся в материалах дела и Обществом не оспаривается

Таким образом, на Общество и его руководителя распространяются все обязанности, установленные в том числе статьей 7 Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и ООО "Магазин Квартир" является организацией, которая в силу Закона № 115-ФЗ обязана представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В силу подпункта 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.7. Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, установленные вышеуказанным пунктом Федерального Закона РФ № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 245 (далее - Положение), информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, а по согласованию со Службой указанная информация может представляться на бумажном носителе.

Материалами дела подтверждается? что Обществом не направлены сведения в Росфинмониторинг по двум сделкам с недвижимым имуществом, совершению которых Общество способствовало, на общую стоимость 12 610 000 руб., подлежащих обязательному контролю.

По договору 6/1-350 от 11.01.2011 - заказчик - ЗАО «СК «Темп», сумма операции8 160 000 руб.,дата акта оказания услуг (дата совершения сделки)31.01.11 (л.д.13-14). На 02.02.2011 – сведения в Росфинмониторинг не направлены.

По договору 6/2-838 от 09.06.10, заказчик - ЗАО «СК «Темп», сумма операции4 450 000 руб.,дата акта оказания услуг (дата совершения сделки)16.03.11 (л.д.15-17). На 18.03.2011 – сведения в Росфинмониторинг не направлены.

Указанные обстоятельства в полном объеме подтверждены материалами дела, а именно: копиями договоров с соответствующими документами (л.д.45-46, 48-50), актами об оказании услуг от 31.01.2011 (л.д. 47) и 16.08.2011 (л.д.51), актом выездной проверки № 63 от 18.07.2011 (л.д.60-64) и Обществом не оспариваются.

Пунктом 1.1 Договора № 611-350 от 11.01.2011 и п. 1.1 Договора № 6/2-838 от 09.06.2010 предусмотрено, что «…Услуга считается оказанной в случае заключения договора купли-продажи на Квартиру и полной оплаты денежных средств по договору купли-продажи квартиры, между Заказчиком и привлеченным Исполнителем клиентом, о чем составляется Акт об оказании Услуг, подписываемый Сторонами и являющийся неотъемлемой частью Договора». То есть акты об оказании услуг от 31.01.2011 (к Договору № 611-350) и от 16.03.2011 (к Договору № 6/2-838) подтверждают заключение договоров купли-продажи.

При таких обстоятельствах в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений Управлением допущено не было.

Обстоятельств объективной невозможности исполнения публично-правовых обязанностей по исполнению требований Закона при рассмотрении дела не выявлено.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также то, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным.

В связи с тем, что Федеральный Закон № 115-ФЗ от 07.08.01 (статья 1) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Названный объект посягательства является одним из наиболее значимых. Это следует из установления более продолжительного срока давности для привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ) и возможности применения такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности. Кроме того, необходимо отметить в данном случае пренебрежительное отношение должностного лица Общества к исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которое выразилось в продолжении противоправного поведения в том числе и на момент административного расследования Управлением, что создает предпосылки для возникновения угрозы охраняемых законом интересов общества и государства в указанной выше сфере законодательства, что недопустимо и должно быть немедленно пресечено.

В обоснование применения статьи 2.9 КоАП РФ Общество указывает на отсутствие фактической возможности по своевременному направлению соответствующих сообщений в уполномоченный орган. Однако организационные трудности Общества ни в какой мере не могут служить оправданием ограничения права государства на получение информации, обязательность представления которой установлена Законом.

Необходимо отметить пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично правовых обязанностей по направлению соответствующих сообщений - до проведения Управлением проверочных мероприятий Обществом непредпринимались меры по устранению правонарушения. Для исполнения такой обязанности потребовалось прямое вмешательство государственного органа - Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Северо-Западному федеральному округу.

Общество только 05.08.2011 направило необходимые сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу (л.д. 18, 19).

Диспозиция части 4 статьи 15.27 содержит формальный состав (не требующий наступления негативных последствий, и состав сформулирован в такой (подобной) форме потому, что какие-либо последствия непредставления (несвоевременного представления) сведений установить одномоментно невозможно — они могут быть выявлены через достаточно продолжительное время.

Управлением при вынесении Постановления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного к административной ответственности учтено, что административное правонарушение подобного рода совершено Обществом впервые, в отношении Общества была применена такая мера ответственности, как штраф, причем в размере, минимально установленном санкцией части 4 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Буткевич Л.Ю.