ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45608/2018 от 31.05.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 июня 2018 года                                                              Дело № А56-45608/2018

Резолютивная часть решения объявлена мая 2018 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2018 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи  Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вагановой А.А. (до перерыва), помощником судьи Шершневой А.С. (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Гатчина

к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления от 03.04.2018 №19-1136-911/ПС по делу об административном правонарушении

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.10.2017, ФИО2 по доверенности от 28.05.2018,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 22.12.2017

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» г. Гатчина  (далее – МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) от 03.04.2018 №19-1136-911/ПС о назначении Предприятию административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв до 31.05.2018.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к заявлению, а представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по мотивам, указанным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела,

на основании распоряжения от 16.02.2018 № 19-1136/Рк Управлением в период с 13.03.2018 по 21.03.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Тепловые сети» г.Гатчина, предметом которой являлось соблюдение в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов, осуществляемых технологических процессов, о чем составлен акт проверки от 21.03.2018 № 19-1136-1658/А.

МУП «Тепловые сети» г. Гатчина осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов – система теплоснабжения котельная № 7 (регистрационный номер А20-01302-0002, класс опасности III),система теплоснабжения котельная № 10 (регистрационный номер А20-01302-0005, класс опасности III),система теплоснабжения котельная № 11 (регистрационный номер А20-01302-0006, класс опасности III). МУП «Тепловые сети» г.Гатчина получена лицензия на осуществление взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов от 27.07.2016 № ВХ-20-005420.

В ходе проведенной проверки были выявлены 28 (двадцать восемь) нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

По факту выявленного правонарушения Управлением 27.03.2018 в отношении МУП «Тепловые сети» г.Гатчина составлен протокол об административном правонарушении № 19-1136-986/ПТ.

Постановлением от 03.04.2018 № 19-1136-911/ПС о назначении административного наказания МУП «Тепловые сети» г.Гатчина признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

В данном постановлении отражены следующие нарушения, допущенные Предприятием.

1. В нарушение требований пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 263 от 10.03.1999 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (далее – Постановление № 263) директор МУП «Тепловые сети» г. Гатчина - ФИО4, ответственный за организацию и осуществление производственного контроля в соответствии с требованиями пункта 5 Постановления № 263 не имеет аттестации в объеме требований промышленной безопасности (А.1, Б.8).

2. В нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) и приложения 4 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (далее – Административный регламент), идентификация опасного производственного объекта - Система теплоснабжения котельная № 7, per. № А20-01302-0002 от 21.08.2000 с целью его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов проведена с нарушением установленного порядка. В сведениях, характеризующих опасный производственного объект представлены недостоверные сведения, а именно: неверно указаны года (1990) ввода в эксплуатацию паровых котлов (per. №№ 28119, 28120) входящих в состав опасного производственного объекта и величина разрешенного давления (Р=0,8 МПа).

3. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 218е Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03 2014 (далее – Правила № 116), на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0002 отсутствует разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации производственная инструкция для персонала, обслуживающего внутрикотельный паропровод.

4. В нарушение требований статьи 10 Закона № 116-ФЗ на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0002, в соответствии с представленным Журналом противоаварийных тренировок, не проводятся учебно-тренировочные занятия работников предприятия, по отработке действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, использующем оборудование, работающее под давлением (внутрикотельный паропровод).

5. В нарушение требований части 1 статьи 9 и статьи 10 Закона № 116-ФЗ представленный «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» опасного производственного объекта per. № А20-013 02-0002 не содержат перечень возможных аварийных ситуаций, возникающих на оборудовании, работающем под давлением (внутрикотельные паропроводы).

6. В нарушение требований пункта 25 Правил  № 116 не оборудованы (отсутствует) аварийным освещением места котельной опасного производственного объекта per. № А20-01302-0002, определенные Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, а именно: фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами; водоуказательные и измерительные приборы; оборудование водоподготовки.

7. В нарушение требований пункта 334 Правил  № 116 отсутствуют документы, подтверждающие ведение контроля на внутрикотельном паропроводе на отсутствие защемлений и повышенной вибрации трубопроводов опасного производственного объекта per. № А20-01302-0002.

8. В нарушение требований пунктов 357 и 358 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0002 отсутствует инструкция, устанавливающая действия работников в аварийных ситуациях разработанная в соответствии с требованиями пункта 358 Правил  № 116.

9. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 218е Правил  № 116 представленная разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации производственная инструкция для персонала, обслуживающего паровые котлы на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0002 не соответствует требованиям Правил № 116, содержит ссылки и разработана с учетом требований ПБ 10-574-03, не подлежащих применению на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116.

10. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 275 Правил  № 116 на паровых котлах (per. №№ 28119, 28120) и паровом коллекторе опасного производственного объекта per. № А20-013 02-0002 установлены манометры с истекшим сроком поверки (2016 год).

11. В нарушение требований статьи 2 Закона № 116-ФЗ и приложения 4 Административного регламента идентификация опасного производственного объекта - Система теплоснабжения котельная № 10, per. № А20-01302-0005 от 21.08.2000 с целью его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов проведена с нарушением установленного порядка. В сведениях, характеризующих опасный производственного объект представлены недостоверные сведения, а именно: неверно указаны года ввода в эксплуатацию паровых котлов (per. №№ 21888, 21479) входящих в состав опасного производственного объекта; неверно указаны величины разрешенного давления паровых котлов (per. №№ 21888, 22083, 21479, 21484) входящих в состав опасного производственного объекта; отсутствуют сведения о трубопроводе подачи острого пара от парового коллектора до ПТГ per. № 2433, Рразр.= 1,3 МПа, Т=194°С; отсутствуют сведения о внутрикотельных трубопроводах IV категории для транспортировки горячей воды к потребителям от котлов ПТВМ-50-2 per. №№ 21479, 21484, Рразр. = 1,6 МПа, Т=150°С, Ø630x7, Ø530x7, Ø426x7; отсутствуют сведения о внутрикотельных трубопроводах IV категории для подачи пара на мазутное хозяйство котельной № 10, Рразр.= 1,3 МПа, Т=192°С, Ø133x4; отсутствуют сведения о внутрикотельном трубопроводе подачи пара от котлов ДКВр-10/13, Рразр. = 1,3 МПа, Т=192°С, Ø325x8 и Ø273x7; отсутствуют сведения о экономайзерах блочном системы ВТИ per. №№ 30820, 21888, 22083 Ррасч.= 2,8 МПа; отсутствуют сведения о экономайзере системы ЭБ1-330 per. № 30918, Ррасч.= 2,8 МПа; отсутствуют сведения о паровом котле per. №№ 30918 входящем в состав опасного производственного объекта.

12. В нарушение требований части 1статьи 9 Закона № 116-ФЗ  и п. 218 и пункта 344 Правил  № 116 при эксплуатации внутрикотельного трубопровода IV категории опасного производственного объекта per. № А20-01302-0005, расчетная температура которого (Т=192°С, Р=1,3 МПа) ниже давления питающего его источника - парового котла ДКВр-10/13 per. № 30820 (Т=194°С, Р=1,3 МПа), для обеспечения безопасности отсутствует редуцирующее устройство с манометром и предохранительным клапаном (редукционно-охладительная установка или другие редуцирующие устройства).

13. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 214 Правил  № 116 не выполнены мероприятия по учету оборудования, работающего под избыточным давлением (трубопроводов IV категории для транспортировки горячей воды к потребителям от котлов ПТВМ-50-2 per. №№ 21479, 21484, Рразр. = 1,6 МПа, Т=150°С, Ø630x7, Ø530x7, Ø426x7; внутрикотельных трубопроводов IV категории для подачи пара на мазутное хозяйство котельной № 10, Рразр.= 1,3 МПа, Т=192°С, Ø133x4; внутрикотельном трубопроводе подачи пара от котлов ДКВр-10/13, Рразр.= 1,3 МПа, Т=192°С, Ø325x8 и Ø273x7).

14. В нарушение требований части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 364 Правил  № 116 при проведении технического освидетельствования, лицами ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию (проводившими техническое освидетельствование), технических устройств и оборудования, работающего под избыточным давлением и входящих в состав опасного производственного объекта per. № А20-01302-0005, не указываются сроки следующего освидетельствования и максимальное разрешенное значение температуры среды.

15. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 331 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0005 не разработана и не утверждена в соответствии с установленными требованиями исполнительная схема трубопроводов пара и горячей воды, входящих в состав опасного производственного объекта.

16. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 345 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0005 отсутствует ремонтный журнал внутрикотельного трубопровода IV категории на опасном производственном объекте, в которых за подписью лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, должны вносить сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимости внеочередного технического освидетельствования.

17. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 12, 277 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0005 отсутствует стационарная металлическая площадка экономайзера per. № 21888 для безопасного обслуживания предохранительного клапана, расположенного в труднодоступном для обслуживания месте.

18. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 218е и 302 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0005 отсутствует разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации производственная инструкция для персонала, обслуживающего оборудование, работающее под избыточным давлением (экономайзеры паровых котлов).

19. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 84 Правил  № 116 на внутрикотельных трубопроводах пара от котлов ДКВр-10/13, входящих в состав опасного производственного объекта per. № А20-01302-0005, отсутствуют воздушники в верхних точках трубопроводов.

20. В нарушение требований пункта 334 Правил  № 116 отсутствуют документы, подтверждающие ведение контроля на внутрикотельном паропроводе опасного производственного объекта per. № А20-01302-0005 степени затяжки пружин подвесок и опор в рабочем и холодном состоянии и на отсутствие защемлений и повышенной вибрации трубопроводов.

21. В нарушение требований пункта 301 Правил  № 116  отсутствует письменное разрешение (наряд-допуск), на проведение наружного и внутреннего осмотра парового котла per. № 30693 опасного производственного объекта per. № А20-013 02-0005 при проведении наружного и внутреннего осмотра 27.06.2017.

22. В нарушение требований статьи 2 Закона № 116-ФЗ и приложения 4 Административного регламента идентификация опасного производственного объекта - Система теплоснабжения котельная № 11, per. № А20-01302-0006 от 21.08.2000 с целью его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов проведена с нарушением установленного порядка. В сведениях, характеризующих опасный производственного объект представлены недостоверные сведения, а именно: неверно указаны года ввода в эксплуатацию и величины максимального разрешенного давления паровых и водогрейных котлов (per. №№ 30245, 26885, 21455, 21456, 28076, 28077, 05037) входящих в состав опасного производственного объекта; отсутствуют сведения о внутрикотельных трубопроводах подачи пара и горячей воды от паровых и водогрейных котлов (per. №№ 30245, 26885, 21455, 21456, 28076, 28077, 05037) Ø426x10 и Ø325x8; отсутствуют сведения о экономайзерах системы ЭП-1-330 per. №№ 30245, 21454; отсутствуют сведения о экономайзере системы ЭП-1-808 per. № 26885.

23. В нарушение требований части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 218 и 362 Правил  № 116 технические освидетельствования паровых и водогрейных котлов (per. №№ 30245, 26885, 21455, 21456, 28076, 28077, 05037) и трубопроводов пара и горячей воды опасного производственного объекта per. № А20-01302-0006 проводит ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования без участия ответственного за осуществление производственного контроля.

24. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 218е Правил  № 116 представленная разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации инструкция № 165 для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов опасного производственного объекта per. № А20-01302-0006 не соответствует требованиям Правил  № 116, содержит ссылки и разработана с учетом требований ПБ 10-574-03, не подлежащих применению на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116.

25. В нарушение требований части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 364 Правил  № 116 при проведении технического освидетельствования, лицами ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию (проводившими техническое освидетельствование), технических устройств и оборудования, работающего под избыточным давлением и входящих в состав опасного производственного объекта per. № А20-01302-0006, не указываются сроки следующего освидетельствования и максимальное разрешенное значение параметров эксплуатации.

26. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 218е и 302 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0006 отсутствует разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации производственная инструкция для персонала, обслуживающего оборудование, работающее под избыточным давлением (экономайзеры паровых котлов).

27. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 12, 338, 343 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0006 отсутствует стационарная металлическая площадка для безопасного обслуживания воздушников в верхних точках внутрикотельных паропроводах от паровых котлов ДЕ-25/14 per. №№ 26884, 26885, расположенных в труднодоступном для обслуживания месте.

28. В нарушение требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктов 106-107, 114-116 Правил  № 116 на опасном производственном объекте per. № А20-01302-0006 отсутствует технологическая документация, разработанные рабочие чертежи и технология сварки, аттестованная в соответствии с установленными требованиями при произведенных сварочных ремонтных работах на общем паровом коллекторе.

МУП «Тепловые сети» г. Гатчина оспорило указанное постановление от 03.04.2018 №19-1136-911/ПС  в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктом 5 Постановление № 263 ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами № 116 установлены следующие требования.

Для удобства и безопасности обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением проектом должно быть предусмотрено устройство стационарных металлических площадок и лестниц. Для ремонта и технического обслуживания оборудования в местах, не требующих постоянного обслуживания, в случаях, предусмотренных проектной документацией, руководствами (инструкциями) по эксплуатации и производственными инструкциями, допускается применение передвижных, приставных площадок и лестниц, строительных лесов (пункт 12 Правил № 116).

Помимо рабочего освещения проектом должно быть предусмотрено аварийное электрическое освещение. Подлежат обязательному оборудованию аварийным освещением следующие места: а) фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами (пункт 25 Правил № 116).

Все трубопроводы независимо от транспортируемого продукта должны иметь дренажи для слива воды после гидравлического испытания и воздушники в верхних точках трубопроводов для удаления газа (пункт 84 Правил № 116).

Монтаж, ремонт и реконструкция (модернизация) оборудования под давлением с применением сварки и термической обработки должны быть проведены по технологии и рабочим чертежам, разработанным до начала производства работ специализированной организацией, выполняющей соответствующие работы. Все положения принятой технологии должны быть отражены в технологической документации, регламентирующей содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций (пункт 106 Правил № 116).

При монтаже, ремонте и реконструкции (модернизации) с применением сварки и термической обработки должна быть применена установленная распорядительными документами специализированной организации система контроля качества (входной, операционный, приемочный), обеспечивающая выполнение работ в соответствии с настоящими ФНП и технологической документацией (пункт 107 Правил № 116).

При доизготовлении на месте эксплуатации, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации) оборудования под давлением должна быть применена технология сварки, аттестованная в соответствии с установленными требованиями (пункт 114 Правил № 116).

Технологическая документация должна содержать указания по технологии сварки металла (в том числе и по прихватке), применению присадочных материалов, видам и объему контроля, а также по предварительному и сопутствующему подогреву и термической обработке. Требования к сварке распространяются также и на наплавки (пункт 115 Правил № 116).

Для выполнения сварки должны быть применены исправные установки, аппаратура и приспособления, обеспечивающие соблюдение требований технологической документации (пункт 116 Правил № 116).

После принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением (пункт 214 Правил № 116).

Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации (пункт 218 Правил № 116).

В этих целях необходимо разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией (подпункт «е» пункта 218 Правил № 116).

Не реже одного раза в 12 месяцев (если иные сроки не установлены документацией на конкретный тип манометра) манометры должны быть поверены в установленном порядке. Манометры не допускаются к применению в следующих случаях если истек срок поверки манометра (пункт 275 Правил № 116).

Исправность предохранительных клапанов проверяют принудительным кратковременным их открыванием (подрывом) (пункт 277 Правил № 116).

Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны быть произведены только по письменному разрешению (наряду-допуску), выдаваемому в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации (пункт 301 Правил № 116).

Эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной руководством эксплуатирующей организации производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов (пункт 302 Правил № 116).

Для трубопровода эксплуатирующая организация разрабатывает и утверждает исполнительную схему трубопровода (пункт 331 Правил № 116).

При эксплуатации трубопроводов и арматуры в соответствии с действующими инструкциями должны контролироваться: б) отсутствие защемлений и повышенной вибрации трубопроводов (пункт 334 Правил № 116).

При эксплуатации трубопровода, расчетное давление которого ниже давления питающего его источника, для обеспечения безопасности должно применяться редуцирующее устройство с манометром и предохранительным клапаном, которые устанавливают со стороны меньшего давления (редукционно-охладительная установка или другие редуцирующие устройства) (пункт 334 Правил № 116).

В эксплуатирующей трубопроводы организации должны вести ремонтный журнал, в который за подписью лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, должны вносить сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимости внеочередного технического освидетельствования (пункт 345 Правил № 116).

На ОПО, на которых используется оборудование под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях (пункт 357 Правил № 116).

В инструкциях, устанавливающих действия работников в аварийных ситуациях (пункт 358Правил № 116).

Технические освидетельствования оборудования под давлением проводит уполномоченная в установленном порядке специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях, установленных настоящими ФНП (пункт 362 Правил № 116).

Результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации (давление, температура), сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования под давлением лицами, проводившими техническое освидетельствование (пункт 364 Правил № 116).

В ходе судебного разбирательства судом установлено и Управлением не оспаривается, что нарушения, отраженные в пунктах 3, 8, 9, 10 и 24 акта проверки  и Постановления, устранены Предприятием. Об устранении данных нарушений указано в акте проверки от 21.03.2018 № 19-1136-1658/А.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что Предприятие осуществляло деятельность с нарушением указанных выше положений законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Предприятие не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.

Таким образом, Управлением сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Предприятия состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения назначенного Предприятию  наказания по следующим основаниям.

В соответствии с частью  3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с указанной частью размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 указанной статьи).

Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставим с характером административного правонарушения и наступившими последствиями. Предприятие ссылается на необходимость значительных денежных затрат на устранение выявленных нарушений. В связи с этим суд считает возможным снизить сумму штрафа до 100 000 рублей.

Наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Изменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.04.2018 №19-1136-911/ПС в части размера наказания, снизив размер штрафа до 100 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                Гуляев С.Б.