Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 октября 2014 года Дело № А56-45653/2014
Резолютивная часть решения объявлена октября 2014 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Калининой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Целищевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №1" (адрес: Россия 197198, Санкт-Петербург, пр.Добролюбова д.16,корп.2,лит.А , ОГРН: 7810153400 );
ответчики: 1) Федеральное государственное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны; 2) Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, (адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д.5; ОГРН: <***>; 119160, Санкт-Петербург, ул.Знаменка, д.19; ОГРН: <***>);
о взыскании 614 918 рублей 52 копеек
при участии
- от истца: 1) ФИО1, по доверенности от 04.07.2014 г.; 2) ФИО2, по доверенности от 27.01.2014 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №1" обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, в котором с учетом увеличения цены иска просило взыскать с ответчика (1) 982 331 рублей 48 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию по договору № 5294 от 01.07.2002 г. за период с февраля 2014 г. по май 2014 г., и 15 444 рублей 83 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2014 г. по 10.07.2014 г., а начиная с 11.07.2014 г. по день фактической оплаты суммы основного долга просил взыскать с ответчика (1) проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на сумму 982 331 рублей 48 копеек исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25%; при отсутствии или недостаточности денежных средств у ответчика (1) просил взыскать сумму задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами с ответчика (2).
В судебном заседании истец уточнил размер заявленных требований и просил взыскать с ответчика (1) 587 492 рубля 54 копейки задолженности за потребленную тепловую энергию по договору № 5294 от 01.07.2002 г. за период с февраля 2014 г. по май 2014 г. и 27 425 рублей 98 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2014 г. по 01.10.2014 г., а начиная с 02.10.2014 г. по день фактической оплаты суммы основного долга просил взыскать с ответчика (1) проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на сумму 587 492 рубля 54 копейки исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25%; при отсутствии или недостаточности денежных средств у ответчика (1) просил взыскать сумму задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами с ответчика (2).
Ответчик (1) иск не признал по изложенным в отзыве основаниям, полагая надлежащим ответчиком по делу ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление»; указал, что счета-фактуры оформлялись на ОАО «РЭУ»; заявил, что лимиты бюджетных обязательств для расчетов с поставщиками тепловой энергии до него не доводятся, что, по мнению ответчика, исключает вину ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Ответчик (2) иск не признал по изложенным в отзыве основаниям, ссылаясь на то, что плательщиком по договору является ОАО «РЭУ»; указал, что им полностью оплачена тепловая энергия ОАО «РЭУ» в рамках государственного контракта; возражал против взыскания с него процентов за пользование чужими денежными средствами.
Учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству дела по существу в настоящем судебном заседании в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
01.07.2002 между ОАО «Ленэнерго» и Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной частью был заключен договор теплоснабжения (в горячей воде) № 5294 (далее по тексту - договор).
30.09.2005 в связи с реорганизацией ОАО «Ленэнерго» было подписано соглашение о перемене лиц в обязательствах, согласно которому права и обязанности ОАО «Ленэнерго» перешли к ОАО «ТГК-1» (далее по тексту - истец).
25.11.2010 заключено дополнительное соглашение о смене наименования с ФГУ «Санкт-Петербургская КЭЧ района» на ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, 20.06.2012 Федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее по тексту – ответчик (1).
По договору истец обязан поставлять тепловую энергию, а ответчик (1) обязан своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Истец надлежащим образом исполнил принятые на себя договорные обязательства, а ответчик (1) не полностью и несвоевременно оплачивал потребленную тепловую энергию.
Ответчиком (1) не исполнены договорные обязательства в части оплаты потребленной тепловой энергии за период с февраля 2014 по май 2014 включительно.
Сумма задолженности составила 587 492 рубля 54 копейки.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Как следует из п. 7 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 21 от 22.06.2006г. при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить их того, что согласно п.2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, т.е. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пп. 2). п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в суде, по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к субъектам Российской Федерации (в частности) по обязательствам созданных им учреждений, выступает от имени указанного публично-правового образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 указанной статьи БК РФ.
Главный распорядитель средств бюджета - орган государственной власти, имеющий право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
С учетом вышеуказанных законодательных положений главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны является Министерство обороны Российской Федерации.
Доводы ответчиков являются неосновательными ввиду следующего.
25.10.2011 между ОАО «ТГК-1», ответчиком (1) и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее по тексту - ОАО «РЭУ») заключено дополнительное соглашение к договору теплоснабжения, согласно условиям которого ОАО «РЭУ» совместно с ответчиком (1) является абонентом по договору.
В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность возникает, если она предусмотрена договором.
Дополнительное соглашение от 25.10.2011 устанавливает солидарные обязательства ФГУ «СЗТУИО» Министерства обороны и ОАО «РЭУ».
В силу ч. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Таким образом, истцом правомерно предъявлены требования к ответчику (1).
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Истец предъявил ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 26.03.2014 г. по 01.10.2014 г. в сумме 27 425 рублей 98 копеек, а также проценты, начиная с 02.10.2014 г. по день фактической оплаты суммы основного долга исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25%
Судом установлено, что истец выставлял счета открытому акционерному обществу «РЭУ», Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны требования об оплате не выставлялись.
Пунктом 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что ответственность лица, не исполнившего либо исполнившего ненадлежащим образом, наступает только при наличии его вины.
Учитывая, что счетов, то есть требований об оплате потребленной тепловой энергии истец в адрес ответчика (1) не направлял, иск в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению частично в сумме 587 492 рубля 54 копейки задолженности согласно статьям 8, 120, 307-310, 401 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Таким образом, Министерство - как федеральный орган исполнительной власти - освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции от 11.05.2010) в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 9, 49, 64-66, 71, 110, 148, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Принять уменьшение цены иска до 614 918 рублей 52 копеек. В остальной части производство по делу прекратить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №1" 587 492 рубля 54 копейки задолженности и 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины.
При отсутствии или недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны взыскать 587 492 рубля 54 копейки задолженности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в доход федерального бюджета 12 616 рублей 05 копеек госпошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №1" в доход федерального бюджета 682 рубля 33 копейки госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Калинина Л.М.