Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 марта 2005 года Дело № А56-45678/2004
Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2005 года. Полный текст решения изготовлен марта 2005 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Демина И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Деминой И.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ООО "ВК Карго Транс"
ответчик Выборгская таможня ФТС
об оспаривании постановления
при участии
от истца предст. ФИО1, дов. от 11.08.04 г., ФИО2, дов. от 01.12.04 г. б/н
от ответчика гл. там. инсп. ФИО3, дов.
установил:
ООО "ВК Карго Транс" просит признать незаконным и подлежащим отмене постановление Выборгской таможни от 12.10.04 г. № 10206000-228/2004 о привлечении к административной ответственности.
Выборгская таможня требование не признала, просила в его удовлетворении отказать, представила отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Постановлением Выборгской таможни по делу об административном правонарушении от 12.10.04 г. № 10206000-228/2004 ООО "ВК Карго Транс" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности явилось недоставка товара, находящегося под таможенным контролем, в определенное таможенным органом место.
Местом доставки определена Ногинская таможня, срок доставки 08.04.04 г.
По мнению таможни, перевозчик не проявил должной осмотрительности и осторожности в процессе перевозки товара и не принял достаточных мер для сохранности груза.
Представленные в материалы судебного дела справки о возбуждении уголовного дела, постановления о признании потерпевшими в уголовном деле, не могут свидетельствовать об
отсутствии вины, в том числе в форме неосторожности, в действиях фирмы-
перевозчика ООО «ВК Карго Транс».
Перевозчики - юридические лица, занимаясь предпринимательской деятельностью, а именно: профессионально, в течение достаточно длительного времени оказывая услуги но международной перевозке грузов, учитывая криминогенную обстановку на территории Российской Федерации, могли и должны были при заключении договора перевозки груза разумно предполагать возможность совершения разбоя на транспортное средство, перевозящее дорогостоящие товары.
Общество постановление Выборгской таможни считает незаконным и подлежащим отмене, так как товар в пути следования был утрачен и не доставлен в определенное место не по вине водителя.
Утрата товара произошла в результате разбойного нападения неизвестных лиц, которые 07.04.04 года открыто завладели транспортным средством с угрозой огнестрельным оружием водителю перевозчика ФИО4. По данному факту 08.04.04 года в СУ УВД Люберецкого района Московской области возбуждено уголовное дело №14792 по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 162 УК РФ. В силу части 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное дело возбуждается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление, как правило, неизвестно. Факт возбуждения уголовного дела свидетельствует о том, что утрата перевозимого ООО «ВК Карго Транс» товара произошла вследствие противоправных действий третьих лиц безотносительно к результатам предварительного следствия, в ходе производства которого конкретное лицо привлекается к уголовной ответственности. Таким образом, недоставка груза на указанный таможенным органом терминал не образует состава преступления у перевозчика. Вина перевозчика в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку у него отсутствовала возможность воспрепятствовать открытому хищению находящегося товара.
Оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу о необоснованности привлечения перевозчика к административной ответственности, так как не доказана его вина в утрате и недоставке груза в определенное таможенным органом место.
В процессе таможенной проверки не установлено доказательств утраты и недоставки товара по вине перевозчика.
Напротив, из документов, представленных Обществом, видно, что водитель был надлежащим образом подготовлен для осуществления перевозки товара и действовал в соответствии с правилами, утвержденными на предприятии.
Возражения таможни не могут быть приняты во внимание, так как таможенный орган обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) вины перевозчика.
Юридическое лицо в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозка осуществлялась в соответствии с правилами перевозок, водитель о своих действиях в процессе перевозки был проинструктирован, что подтверждается журналом инструктажа водителей, убывающих в командировку, и инструкцией (действия водителя в типовых ситуациях, утвержденного Генеральным директором ООО "ВК Карго Транс" 03.01.04 г.); водитель действовал в соответствии с инструкцией; отклонений от заданного маршрута не установлено; недоставка произошла вследствие противоправных действий трех лиц, предотвратить которые водитель не мог.
Противоправные действия в отношении водителя производились с применением оружия, поэтому довод Таможни о том, что если бы в машине было двое водителей, то можно было бы заметить нападающих и принять соответствующие меры, судом во внимание не принимается в виду несоответствия сил вооруженных нападающих силам лиц без оружия.
Нарушений со стороны перевозчика, укомплектовавшего перевозочное средство одним водителем, не было, так как ст. 10 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТр), предусматривает, что в состав экипажа транспортного средства, перевозящего грузы, входит второй водитель, если расстояние между двумя периодами времени отдыха составляет более 450 км.
Сроки доставки, установленные Выборгской таможней (с 05.04.04 г. по 08.04.04 г.), позволили водителю в течение всего пути (850 км) следовать без нарушения режима труда и отдыха, то есть с перерывами для отдыха каждые 450 км.
Таким образом, водителем ООО "ВК Карго Транс" были выполнены все условия перевозки груза.
Въезд водителя в г. Москву в ночное время (3 часа) был обусловлен требованию ГИБДД в связи с изданием Правительством г. Москвы распоряжения от 01.04.98 г. № 352-Пр, которым ограничен въезд большегрузочных автомашин с 22.00 до 7.00.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 2.1, 16.9 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни ФТС от 12.10.04 г. № 10206000-228/2004 о привлечении ООО "ВК Карго Транс" к административной ответственности в соответствии с п. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Демина И.Е.