ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45743/04 от 07.04.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

6 мая 2005 г.                                                                                          Дело № А56-45743/2004

Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2005г. Полный текст решения изготовлен 06.05.2005г.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ульяновой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ЗАО «Каппа Санкт-Петербург»

к Инспекции ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области

о признании  недействительным решения

при участии

от заявителя:                                                ФИО1, дов. от 03.02.2005г.;

                                                                       ФИО2, дов. от 21.02.2005г.;

от заинтересованного лица (ответчика): ФИО3, дов. от 21.02.2005г.

установил:

ЗАО «Каппа Санкт-Петербург» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области от 18.10.2004г. № 69, которым Обществу предложено в установленный срок перечислить налог на прибыль в сумме 3275864 руб. за 6 месяцев 2004 года.

В судебном заседании налоговым органом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве: замене ответчика по настоящему делу ИМНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области на его правопреемника ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области в связи с реорганизацией. В соответствии со ст. 48 АПК РФ судом удовлетворено ходатайство ответчика и в порядке процессуального правопреемства ИМНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области заменена на ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее – налоговая инспекция, ответчик).

Ответчик против заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 159-160).

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО «Каппа Санкт-Петербург» декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 года.

По результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 18.10.2004г. № 69, оспариваемое заявителем, о доначислении налога на прибыль в сумме 3275864 руб. за 6 месяцев 2004 года (л.д.  23-24).

Из мотивировочной  части оспариваемого решения следует, что Обществу вменяется нарушение статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2003г. № 163-ФЗ, которая ограничивает срок применения льготы, по сравнению с предыдущими законодательными актами. Налоговая инспекция посчитала неправомерным применение Обществом льготы по налогу на прибыль в связи с внесением изменений в абзац 10 статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, в соответствии с которыми действие льгот, установленных законодательными органами субъектов Российской Федерации на основании пункта 9 статьи 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, заканчивается с 01.01.2004г.

Как следует из материалов дела, единственным учредителем ЗАО «Каппа Санкт-Петербург» является юридическое лицо по законодательству Дании - Компания «АссиДомэн Пакиджинг Данмарк А/С».

16.12.1997г. между ЗАО «Каппа Санкт-Петербург» и Правительством Ленинградской области был заключен договор об осуществлении инвестиционной деятельности,  целью которого является привлечение иностранных инвестиций в развитие промышленности Ленинградской области по строительству завода по производству гофрированного картона и упаковочных изделий из него в г. Всеволожск Ленинградской области (л.д. 10-50, 51-121).

Таким образом, заявитель является иностранным инвестором в соответствии с законами, действующими на момент заключения указанного договора.

Общество считает, что, получив право на налоговые льготы в 1997 году, оно вступило в длящиеся налоговые отношения, срок которых охватывает несколько налоговых периодов. Применение к длящимся налоговым правоотношениям нового закона, ухудшающего положение налогоплательщика, недопустимо.

Суд считает доводы заявителя обоснованными на основании следующего.

Пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

Законом Ленинградской области от 22.07.1997 № 24-ОЗ установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Ленинградской области, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ленинградской области на основании инвестиционных договоров.

В соответствии со статьей 7 Областного закона № 24-ОЗ и статьей 3 инвестиционного договора от 16.12.1997г. Общество полностью освобождено от уплаты налога на прибыль, поступающего в бюджет Ленинградской области, на период фактической окупаемости названного инвестиционного проекта и на 50 процентов в течение двух лет после завершения фактической окупаемости инвестиций, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенных на созданных (приобретенных) в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях или посредством технологий, внедренных в ходе реализации проекта.

Согласно инвестиционному проекту первоначальный период окупаемости инвестиций должен был быть завершен в IV квартале 2003 года, однако в связи с заключением дополнительного соглашения 30.06.2003г. к инвестиционному договору произошло увеличение общей суммы инвестиций и срок фактической окупаемости в IVквартале 2003 года, не наступил.

С 01.01.2004г. действие льгот, предоставленных инвесторам представительными органами субъектов РФ, прекращено (пункт 3 ФЗ от 08.12.2003 № 163-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акту РФ о налогах и сборах»).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 06.08.2001г. № 110-ФЗ признан утратившим силу со дня введения этого Федерального закона Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», за исключением порядка применения ряда налоговых льгот. В частности, в этой статье (в редакции от 08.12.2003) указано, что предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.

Действовавшая ранее редакция этого пункта предусматривала, что указанные льготы действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.

Таким образом, применение Обществом льготы, предусмотренной пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и статьей 2 Закона Российской Федерации от 06.08.2001 № 110-ФЗ, обоснованно.

Налоговой инспекцией не учтен длящийся характер налоговых правоотношений, возникших в 1997 году при реализации Обществом права на использование льготы по налогу на прибыль, предусмотренной Областным законом № 24-ОЗ.

Ухудшение положения налогоплательщика означает по существу придание новым условиям оплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим со дня введения в действие налогового регулирования, что противоречит статье 57 Конституции РФ и пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода.

При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления ЗАО «Каппа Санкт-Петербург» налога на прибыль в сумме 3275864 руб. за 6 месяцев 2004 года, следовательно, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение ИМНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области от 18.10.2004г. № 69, вынесенное в отношении ЗАО «Каппа Санкт-Петербург», о доначислении налога на прибыль в сумме 3275864 руб. за 6 месяцев 2004 года.

Решение по настоящему делу является основанием для полного возврата ЗАО «Каппа Санкт-Петербург»  из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                   М.Н. Ульянова