ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-45879/08 от 18.12.2008 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 декабря 2008 года Дело № А56-45879/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен23 декабря 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Хохлова Д.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрковым И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (Северо-Западное межрегиональное УГАДН)

заинтересованное лицо ООО "ПИТЕРАВТО"

о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя Разыграева М.В. (доверенность от 10.01.2008),

от заинтересованного лица Соколовой Ю.Л. (доверенность от 08.07.2008 № 68-07/08),

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО «ПИТЕРАВТО» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление обосновано фактами грубого нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

В отзыве на заявление общество просит применить к нему административное наказание в виде штрафа. При назначении наказания общество просит учесть следующие обстоятельства: в отношении лиц, ответственных за контроль соблюдения водителями графика отдыха и обеда, были приняты меры дисциплинарного взыскания; по результатам проверки в отношении дорожно-транспортного происшествия снято руководство общества, а также ряд сотрудников, отвечающих за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения; все водители прошли обучение и получили свидетельства; паспорта маршрутов отсутствуют не по вине общества.

В судебном заседании представитель управления поддержал изложенные в заявлении доводы, а представитель общества просил отказать в его удовлетворении.

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

По факту дорожно-транспортного происшествия с особо тяжкими последствиями управление провело проверку соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В ходе проверки выявлен ряд нарушений действующего законодательства, в частности, систематически не соблюдается режим труда и отдыха водителей; в графиках работы (сменности) водителей не установлено время начала, окончания, продолжительности ежедневной работы, перерывов для отдыха и питания, выходные дни; водители не ознакомлены с графиком под роспись за месяц до начала работы; водители, работающие на маршруте К-81, не проходили обучение по повышению профессионального мастерства; отсутствуют паспорта, схемы маршрутов с указанием участков, акты обследования маршрутов. Также установлено, что 26.10.2008 в 15 часов 30 минут водитель Смирнов Д.Е., перевозя пассажиров по маршруту К-81, совершил дорожного транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями (6 человек погибло, 7 – ранено), хотя должен был отдыхать с 14 до 16 часов. Результаты проверки отражены в акте от 01.11.2008 № 1624. По итогам проверки в отношении общества составлен протокол от 01.11.2008 № 5071 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение), грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек; б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства грубых нарушений обществом лицензионных требований и условий применительно к подпункту «а» пункта 5 Положения. Как отмечено в акте проверки, выявленные нарушения явились фактором, способствовавшим совершению дорожно-транспортного происшествия с особо тяжкими последствиями, что, однако, не следует отождествлять с наличием причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями как необходимый элемент объективной стороны материального состава административного правонарушения.

Согласно имеющимся в деле доказательствам дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель людей, явилось следствием нарушения водителем правил дорожного движения. Тот факт, что водитель управлял автобусом во время обеденного перерыва, причиной дорожно-транспортного происшествия не является. Перед сменой 26.10.2008 водитель Смирнов Д.Е. отдыхал более 12 часов. Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в поведении общества отсутствует.

Тем не менее, ряд нарушений перевозчиком норм действующего законодательства подтверждается представленными заявителем документами. Так, обществом не соблюдается режим труда и отдыха водителей: продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составляет менее 12 часов (пункт 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15). В частности, согласно имеющимся в деле путевым листам водитель Смирнов Д.Е. закончил смену 20.10.2008 в 21 час 51 мин., начал работу 21.10.2008 в 5 час. 24 мин.; водитель Прохоров В.Е. закончил смену 17.10.2008 в 21 час 46 мин., начал работу 18.10.2008 в 6 час. 55 мин. График работы (сменности) водителей составлен обществом с нарушением требований пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Водители, работающие на маршруте К-81, не проходили обучение по повышению профессионального мастерства, как того требуют нормы пункта 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27. В нарушение требований пункта 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, пунктов 4.17, 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, отсутствуют паспорта, схемы маршрутов с указанием опасных участков, обязанность по оформлению которых возложена на владельцев автобусов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей.

Соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, в том числе предусмотренных приведенной нормой основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров (подпункты «б» и «в» пункта 4 Положения).

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждено имеющимися в деле доказательствами, что влечет наложение на правонарушителя административного наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В деле отсутствуют сведения об имущественном и финансовом положении общества, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность. Перечисленные в отзыве на заявление обстоятельства суд не расценивает как смягчающие ответственность. Характер совершенного правонарушения позволяет суду назначить обществу административное наказание, соответствующее максимальному пределу санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения создают угрозу безопасности движения, жизни и здоровью граждан.

Руководствуясь статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «ПИТЕРАВТО» (место нахождения: Санкт-Петербург, Петродворец, Эрлеровский бульвар, д. 12; ОГРН 78003776114) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначить административное наказание в виде 40 000 руб. штрафа.

Информация о получателе штрафа: получатель – УФК по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН – 7838396748; КПП – 783801001; расчетный счет – 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу; БИК – 044030001; Код ОКАТО – 40262562000; КБК – 10611690020020000140.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Хохлов Д.В.