Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 апреля 2009 года Дело № А56-46364/2007
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борченко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Ленсоветовское»
к 1. Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга,
2. Санкт-Петербургскому государственному учреждению «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга»,
3. Комитету по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга,
4. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
третье лицо - Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о обязании обеспечить приемку на баланс жилых домов, самотечных канализационных сетей, сетей наружного (уличного) освещения
при участии
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 23.10.2008 № 18 (до перерыва);
от Администрации: представитель ФИО2 по доверенности от 27.03.2008 № 30-746/08 (до перерыва);
от Жилищного агентства: представитель ФИО3 по доверенности от 27.10.2008 № 4148 (до перерыва);
от Водоканала: представитель ФИО4 по доверенности от 30.12.2008 № 01-30758/08 (до перерыва);
от Комитета: представитель ФИО5 по доверенности от 12.01.2008 № 15-6/09-0-9 (до перерыва); представитель ФИО6 по доверенности от 14.01.2009 (после перерыва);
от третьего лица: не явился (извещен)
установил:
Закрытое акционерное общество «Ленсоветовское» (далее – Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить приемку, а Санкт-Петербургское государственное учреждение «Жилищное агентство Колпинского административного района» г. Санкт-Петербурга (далее - Агентство) принять на баланс жилые дома № 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <...> (далее - Объекты); обязать Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Водоканал) в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять на баланс самотечные канализационные сети вышеуказанных жилых домов, канализационную насосную станцию и напорные сети канализации отд. Большевик; обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - КЭиИО) в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить специализированную эксплуатирующую организацию, передаче на баланс которой подлежат сети наружного (уличного) освещения по Совхозному пр., пос. Петро-Славянка и получить согласие этой эксплуатирующей организации на их приемку.
Решением от 01.08.2008 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2008 отменено решение от 01.08.2008, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции предложил заявителю уточнить требования, а также определить круг лиц, которым эти требования адресованы; установить, в связи с чем не осуществлена передача жилых домов, инженерных сетей и сооружений в ведение эксплуатационных организаций; какие действия, необходимые для осуществления такой передачи, должны быть выполнены заявителей и имеет ли он объективную возможность их выполнить.
Определением от 05.02.2009 истцом уточнены исковые требования, а именно, истец просит:
- обязать ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять на баланс самотечные канализационные сети жилых домов №№ 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> и напорные сети канализации отд. Большевик и направить в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга пакет документов, определенный Порядком передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированным эксплуатирующим организациям, утвержденный Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга № 1503-р от 30.09.1999г., для согласования передачи данных объектов.
- обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга в десятидневный срок с момента обращения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» согласовать передачу самотечных канализационных сетей жилых домов №№ 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> и напорных сетей канализации отд. Большевик согласовать передачу данных объектов и направить в Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга документы для передачи указанных объектов.
- обязать Государственное учреждение «Жилищное агентство Колпинского административного района» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять на баланс жилые дома №№ 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>.
- обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга в десятидневный срок с момента принятия Государственным учреждением «Жилищное агентство Колпинского административного района» на баланс жилых домов №№ 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> издать распоряжение об утверждении актов приема-передачи указанных жилых домов.
В отзыве на иск Администрация указывает, что отсутствует хозяйственный спор между истцом и Администрацией, передача жилых домов возможна только после передачи владельцем наружных сетей и сооружений, а также внутренних сетей и оборудования газоснабжения на баланс; ГУП «Водоканал», Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ЗАО «Ленсоветовское» не являются структурными подразделениями Администрации, в связи с чем она не может нести ответственность за действия данных организаций; Администрацией не нарушены права и законные интересы истца.
В отзыве на иск Комитет по энергетике и инженерному обеспечению просит в удовлетворении заявленных к нему требований отказать, так как Комитет не состоит в гражданско-правовых отношениях с истцом, документы, необходимые для согласования передачи, в Комитет не поступали.
В отзыве на иск Жилищное агентство указывает, что требования истца являются незаконными, поскольку материалами дела не подтверждается нахождение жилых домов в собственности Санкт-Петербурга, ведомственные жилые дома подлежат приемке на баланс государственными эксплуатационными предприятиями только после передачи владельцем наружных сетей и сооружений, а также внутренних сетей и оборудования, которые в настоящее время не переданы; в иске не указано, каким действием или бездействием Агентства нарушены права истца.
В отзыве на иск ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» просит в иске отказать, так как истцом не представлены правоустанавливающие документы на канализационную насосную станцию (далее – КНС), владельцем КНС и самотечной канализационной сети является ЗАО «Ленсоветовское» и оно обязано оформить государственную регистрацию права на КНС.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представители ответчиков просили в иске отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Протокольным определением от 19.03.2009 объявлен перерыв до 26.03.2009.
КУГИ надлежащим образом извещен о дате и месте судебного заседания, представителя не направил, поэтому дело на основании статей 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела и заслушав стороны, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
При реорганизации совхоза "Ленсоветовский" в акционерное общество закрытого типа "Ленсоветовское" (в настоящее время - ЗАО "Ленсоветовское") жилые дома N 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <...> остались в государственной собственности и были переданы истцу на баланс.
В соответствии с приложением 4 к распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р "О содержании ведомственных жилых домов, общежитий, инженерных сетей и сооружений" указанные дома, как не вошедшие в состав имущества, подлежащего приватизации, и оставшиеся в государственной собственности, включены в адресную программу приемки ведомственного жилищного фонда на 1997 год.
Пунктом 1 названного распоряжения предписано осуществить поэтапную передачу ведомственного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и хозяйственном ведении либо фактическом владении приватизированных либо приватизируемых предприятий, в ведение государственных эксплуатационных организаций. Комитету по содержанию жилищного фонда поручено обеспечить контроль за приемкой жилых домов до 30.09.97 согласно приложению 4 независимо от технического состояния указанных объектов для технического обслуживания и ремонта районными и специализированными государственными эксплуатационными организациями (пункт 5.2 распоряжения), главам территориальных органов администрации Санкт-Петербурга - приемку для технического обслуживания и ремонта районными государственными эксплуатационными организациями ведомственных жилых домов согласно приложению 4 независимо от технического состояния (пункт 6.1 распоряжения), а государственному предприятию "ТЭК Санкт-Петербурга" и ГУП "Водоканал" - принять в хозяйственное ведение или в эксплуатацию оборудование, наружные тепловые (независимо от принадлежности к теплоисточнику), водопроводные, канализационные сети, в том числе транзитные в подвалах жилых зданий, ведомственного жилищного фонда и общежитий, принимаемых согласно адресным перечням приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и общежитий, а также оборудование и инженерные сети ведомственного жилищного фонда и общежитий, ранее принятых на баланс Государственного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия по перечню, представленному Комитетом по содержанию жилищного фонда, в границах в соответствии с пунктом 5 Временного положения о порядке приемки-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства на баланс государственных эксплуатационных организаций (далее - Временное положение) независимо от их технического состояния и способов прокладки (пункт 10 распоряжения).
Согласно пункту 3 Временного положения (приложение 1 к распоряжению от 10.01.97 N 21-р) ведомственные жилые строения подлежат приемке на баланс государственными эксплуатационными предприятиями только после передачи владельцем наружных сетей и сооружений, а также внутренних сетей и оборудования газоснабжения на баланс или на обслуживание специализированным эксплуатационным предприятиям города.
Распоряжением КУГИ от 30.09.99 N 1503-р определены порядок и условия передачи специализированным эксплуатирующим организациям объектов инженерной инфраструктуры (наружных инженерных сетей и сооружений систем водоснабжения, теплоснабжения, наружных сетей и сооружений уличного освещения, наружных и внутренних газопроводов, линий электропередач и т. д.).
ЗАО "Ленсоветовское", ссылаясь на то, что оно много лет осуществляет несвойственные ему функции по содержанию жилых домов и инженерной инфраструктуры, являющихся государственной собственностью, и с 1997 года предприняло все зависящие от него меры по передаче данных объектов в ведение государственных эксплуатационных организаций, обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Письмом от 04.04.2008 ЗАО «Ленсоветовское» направило в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» во исполнение протокола совещания в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению от 19.04.2006 № 132/1 по вопросу приема-передачи канализационных сетей в поселке Петро-Славянка отделение Большевик акты приема-передачи здания КНС, самотечной канализационной сети пос. Большевик, напорной канализации КНС пос. Большевик, справку об имущественной принадлежности и стоимости здания КНС, справку об имущественной принадлежности и стоимости самотечной канализации и напорной канализации; акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям и сооружениям на них; исполнительные схемы, а также пояснило, что иных документов в связи с большим сроком давности ввода в эксплуатацию сетей собрать не представляется возможным.
ГУП «Водоканал» письмами от 05.11.2008, от 25.12.2008, от 05.03.2009 сообщил, что технический паспорт на здание КНС и акты приема-передачи не являются достаточными документами для закрепления права хозяйственного ведения на КНС за Предприятием, канализационные сети и КНС являются единым технологическим комплексом и эксплуатация сетей без канализационной насосной станции не возможна, поэтому акты приема-передачи на сети не могут быть подписаны до решения вопроса о закреплении КНС на праве хозяйственного ведения.
Письмом от 09.12.2008 ЗАО «Ленсоветовское» в очередной раз обратилось в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с предложением подписать акты приема-передачи самотечных и напорных канализационных сетей, указав, что владельцем КНС не является.
Учитывая, что суд кассационной инстанции указал, что подлежащее передаче инженерное оборудование является государственным имуществом, а не собственностью ЗАО "Ленсоветовское", в связи с чем возложение на заявителя обязанности представить правоустанавливающие документы на это оборудование неправомерно, издание КУГИ распоряжения о закреплении объектов инженерной инфраструктуры за специализированной эксплуатирующей организацией возможно только на основании документов, представляемых КЭиИО и передающей организацией, в том числе после составления актов приема-передачи оборудования, подписанных передающей и принимающей организациями, а иные требования распоряжения от 30.09.99 N 1503-р истцом исполнены, суд полагает, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» неправомерно уклоняется от приемки самотечных и напорных канализационных сетей, поэтому требование истца в этой части является обоснованным.
С учетом процедуры передачи жилых домов и инженерных сетей, установленной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.1997 № 21-р и распоряжением КУГИ от 30.09.1999 № 1503-р, жилые дома могут быть приняты после приемки наружных сетей и сооружений обслуживающими организациями, которые в настоящее время не приняты. Истцом не указано, какие действия Администрации и Жилищного агентства нарушают права и законные интересы общества, а также в чем состоит неправомерность этих действий, предъявление исковых требований к Администрации и Жилищному агентству является преждевременным. Жилые дома не могут быть приняты в связи с неправомерными действиями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», однако как Администрация, так и Жилищное агентство не несет ответственности за действия указанного юридического лица.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в соответствии с разделом 2 приложения к распоряжению от 30.09.99 N 1503-р должен определить, какой специализированной эксплуатирующей организации и на каких правовых основаниях подлежат передаче объекты инфраструктуры, и получить согласие этой организации на их приемку. В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка при согласовании вопроса передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированная эксплуатирующая организация направляет в КЭиИО копии заявок с приложением дефектных ведомостей, справки стоимости ремонта или восстановления передаваемых объектов инженерной инфраструктуры, подлинные акты приема-передачи указанных объектов, схемы их расположения.
Поскольку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» до настоящего момента не подписал акты приема-передачи, а также не направил их в Комитет, оснований считать, что Комитет не выполняет возложенных на него упомянутыми выше распоряжениями обязанностей и, соответственно, нарушает права истца, у суда также не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
обязать государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять на баланс самотечные канализационные сети жилых домов №№ 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> и напорные сети канализации отд. Большевик, а также направить в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга пакет документов, определенный Порядком передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированным эксплуатирующим организациям, утвержденный Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга № 1503-р от 30.09.1999, для согласования передачи данных объектов.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в пользу закрытого акционерного общества «Ленсоветовское» 250 руб. судебных расходов, связанных с подачей кассационной жалобы, а также 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Ракчеева М.А.