ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-46892/2022 от 11.08.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 августа 2022 года                                                                     Дело № А56-46892/2022

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

истец: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие «Каложицы»

о взыскании,

при участии

от истца: не явился, извещен 

от заинтересованного лица: Щадин О.А. (по доверенности от 26.06.2022)

установил:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия «Каложицы» задолженность по уплате части чистой прибыли за 2019, 2020 года в размере 80 269 000 рублей.

Определением от 21.05.2022 заявление принято к производству.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

По мнению ответчика, в соответствии с приказом Федерального агентства научных организаций (далее – ФАНО) от 27.04.2018 № 348 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2020 году» (далее – Приказ № 348), приказом Министерства от 30.04.2019 № 290 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2019 году» (далее – Приказ № 290) Предприятие было обязано в срок до 15.06.2020 и до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2019 год и 2020 год, однако ответчик не согласен с позицией истца по размеру чистой прибыли для расчета последующих отчислений в федеральный бюджет; денежные средства, выделенные Предприятию в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей, нельзя признать прибылью в том смысле, который вкладывается истцом при предъявлении требования о взыскании с ответчика части прибыли; перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств; получатели субсидий несут ответственность за целевое использование средств бюджета и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии возвращаются в бюджет, а виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682, Министерство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

Как установлено пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 1055-р организации, ранее относившиеся к ведению ФАНО, переданы Министерству. Это также подтверждается пунктом 49 раздела II Перечня организаций, подведомственных Министерству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р, согласно которому Предприятие является предприятием, подведомственным Министерству.

В обоснование иска Министерство сослалось на положения абз. 2 пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ), согласно которым собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия; пункт 2 Закона № 161-ФЗ, в силу которого государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления; подпункт «е» пункта 29 Устава Предприятия, утвержденного приказом Министерства от 16.08.2018 № 627, согласно которому Предприятие обязано ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке.

Приказом № 348 утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2020 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными ФАНО, в размере не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Приказом № 290 утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2019 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству, в размере не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

По мнению истца, в соответствии с названными приказами Предприятию надлежало в сроки до 15.06.2020 и до 15.06.2021 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2019 и 2021 годы соответственно, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 20219 и 2021 годы, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестрах.

В обоснование иска Министерство указало, что подлежащая уплате сумма чистой прибыли Предприятия за 2019 и 2020 годы составила 80 269 000 руб.

В письме от 28.12.2021 № МН-20/4167-ПК и МН-20/4172-ПК Министерство потребовало произвести перечисление указанной суммы в федеральный бюджет.

В ответном письме от 17.01.2022 ответчик, указал, что задолженность отсутствует, отказался добровольно удовлетворить требования Министерства, что послужило поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как установлено судом и не оспаривалось истцом, платёжным поручениям от 16.06.2020 № 913 Предприятие перечислило в федеральный бюджет денежные средства в размере 1 073 102,45 рублей.

В соответствии с приказами Минобрнауки России от 30 апреля 2020 г. № 638 и от 29 апреля 2021 г. № 348 ФГУП «Каложицы» было обязано в срок до 15 июня 2020 г. и до 15 июня 2021 г. перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2020 год и 2021 год.

Согласно отчету о финансовых результатах ГУП «Каложицы» за 2019 год чистая прибыль за указанный период составила 37 018 000 рублей, за 2020 год чистая прибыль за указанный период составила 44 301 000 рублей. Получение чистой прибыли в 2019 году и в 2020 году в указанном размере подтверждено в отчёте о финансовых результатах за 12 месяцев 2019 года и за 12 месяцев 2020 года. Однако, чистая прибыль за 2019 год и 2020 год ГУП «Каложицы» образовалась не только за счёт хозяйственной деятельности, но и за счёт поступлений субсидий от государства по целевым программам (государственная поддержка сельхозпроизводителей на возмещение затрат при производстве сельхозпродукции и др.).

ГУП Ленинградской области «Каложицы» требования Минобрнауки России в претензиях от 28.12.2021 г. № МН-20/4167-ПК и № МН-20/4172-ПК не выполнило, истцом в адрес ответчика было получено письмо № 10.04-527/ДЖ от 16.07.2019 г. об уплате задолженности в размере 64 909 490,00 рублей. В ответ на претензии истца ответчик дал объяснение своей позиции в письмах от 17.01.2022 г. за № 16, 17.01.2022 года за № 17, от 03.06.2020 г. за № 513, от 13.03.2020 года за № 158, от 31.03.2021 года за № 195, от 04.10.2021 года за № 612 считая, что полученные предприятием денежные средства не позволяют квалифицировать их как прибыль от использования государственного имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части этих средств на уплату собственнику приведет к снижению эффективности их выделения и не достижению изначальной цели выделения, что противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Из изложенного следует, что перечисление денежных средств в счет обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по поддержке сельхозтоваропроизводителей нельзя признать прибылью в том смысле, который вкладывается истцом, при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика.

Более того, получатели субсидий несут ответственность за целевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством РФ и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии подлежат возврату в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ и наказанием виновных должностных лиц.

Так, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Следовательно, перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств. И совершение соответствующих действий должно рассматриваться как бюджетное нарушение, влекущее за собой возврат средств субсидии в бюджет и привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 69.1 БК РФ субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, то есть денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.

Так, исходя из положений ст. 78 БК РФ, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.

Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует правовой механизм регулирования отношений по предоставлению субсидий для федеральных государственных унитарных предприятий из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые по своему содержанию имеют одну природу (это не прибыль от использования имущества)   их цель – поддержка производства.

К доходам в силу пункта 1 статьи 248 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.

Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - это поддержка государства в области развития сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с ст. 7 и другими нормами Федерального закона от 29:12.2006 N 264-ФЗ ««О развитии сельского хозяйства1».

Данный вывод корреспондирует с положением статьи 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

На основании вышеуказанного, средства, перечисленные предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не могут быть учтены в качестве прибыли при оплате 50% подлежащие перечислению в доход федерального бюджета.

Следовательно, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли за 2019 год – 42 099 000 рублей (данные в Письме за № 158 от 30.03.2020 года) денежные средства, полученные предприятием из федерального и областного бюджетов в размере 41 613 000 рублей код строки 5900 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2019 год, и обязан исключить из суммы чистой прибыли за 2020 год – 44 301 000 рублей (данные в Письме за № 17 от 17.01.2022 года) денежные средства, полученные предприятием из федерального и областного бюджетов в размере 44 194 000 рублей код строки 5900 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2020 год.

Бюджетные субсидии были предоставлены в 2019 году и 2020 году из федерального и областного бюджетов для поддержки ФГУП «Каложицы» согласно Соглашения № 19-01/063 от 31.01.2019 с комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, что видно из данных бухучёта по поступлению на расчётный счёт бюджетных субсидий за 2019 на общую сумму 35 888 266,09 рублей что видно из пояснительной записки к бухгалтерскому отчёту ФГУП «Каложицы» за 2019 год в разделе 3 субсидии из бюджетов всех уровней и согласно Соглашения № 20-01/049 от 31.01.2020 года с комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, что видно из данных бухучёта по поступлению на расчётный счёт бюджетных субсидий за 2020 на общую сумму 44 193897,81 рублей что видно из пояснительной записки к бухгалтерскому отчёту ФГУП «Каложицы» за 2020 год в разделе 3 субсидии из бюджетов всех уровней.

В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2019 году и в 2020 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минобрнауки России ответчик, перечислил денежные средства за 2019 год в размере 486 000,00 рублей в федеральный бюджет (платёжные поручения № 856 от 13.06.2019 года и № 182 от 18.02.2020 года) или 100 % исходя из полученной чистой прибыли в аналогичном размере, за 2020 год прибыль от хозяйственного ведения составила 107 000,00 рублей, но ФГУП «Каложицы» в 2019 году произвело переплату в размере 508 000,75 рублей по перечислению прибыли в федеральный бюджет (платёжное поручение № 913 от 16.06.2020 года, в связи с этим оплата за 2020 год не производилась, что отражено в письме ответчика к истцу №17 от 17.01.2022 года.

Таким образом, ответчик выполнил обязательство по перечислению 100 % прибыли истцу за 2019 год и 2020 год полностью.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, сознательно несет риск наступления негативных последствий такого поведения.

Поскольку Предприятие в соответствии с действовавшими в спорные периоды редакциями Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 № 228, а также постановления Правительства РФ от 03.12.2004 № 739  «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» перечислило в федеральный бюджет денежные средства за 2019 и 2020 год в размере 1 073 102,45 руб., суд пришел к выводу, что ответчик полностью исполнил свою обязанность по перечислению части прибыли за 2019 и 2020 год.

При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 АПК РФ судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

  Судья                                                                                  Устинкина О.Е.