Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 апреля 2008 года Дело № А56-4710/2008
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Несмияна С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "Модуль"
ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 72 448 руб. 46 коп.
при участии
- от истца: предст. ФИО1, доверенность б/н от 10.01.2008; предст. ФИО2, доверенность б/н от 18.03.2008
- от ответчика: юр. ФИО3, доверенность № Ю-11/176 от 28.12.2007; ю/к ФИО4, доверенность № Ю-11/179 от 28.12.2007
установил:
ООО "Модуль" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" 72 448 рублей 46 копеек излишне списанной 13 и 19 декабря 2007 года провозной платы за доставку груза по железнодорожным накладным №№ ЭЖ520223, ЭЧ154152, ЭИ511459, ЭИ 665565, ЭЗ 705020, ЭЕ 530634, ЭЕ 117160.
ОАО "Российские железные дороги" просит в иске отказать, ссылаясь на не правильное определение размера тарифа при оформлении отправки, повлекшее необходимость перерасчета после выдачи груза, а также просит оставить исковое заявление без рассмотрения в связи с предъявлением претензии не по месту доставки груза.
Из материалов дела следует, что между ОАО «Российские железные дороги» и ООО "Модуль" заключено соглашение № <***> от 25 ноября 2003 года о централизованных расчётах за услуги железной дороги через СПб ТехПД.
По железнодорожным накладным №№ ЭЖ520223 от 02.09.2007, ЭЧ154152 от 19.10.2007, ЭИ511459 от 30.10.2007, ЭИ 665565 от 03.11.2007, ЭЗ 705020 от 06.10.2007, ЭЕ 530634 от 04.08.2007, ЭЕ 117160 от 23.07.2007 в контейнерах №№ UESU 5132409, PRGU 6136336, DSLU 4803679, UESU 5129658, UESU 5130010, UESU 5186690, MAEU 5731664 со станции Санкт-Петербург Варшавский Октябрьской железной дороги на станцию Койты Северной железной дороги отправлен груз – продовольственные товары. Грузоотправитель – ООО «Модуль», грузополучатель тот же – ООО «Модуль».
За доставку груза при его принятии начислена и списана с лицевого счета № <***> ООО «Модуль» в СПб ТехПД провозная плата - 8 809 рублей за контейнер. Тариф за начислен по разделу 2 Прейскуранта № 10-01 (изд. 2003 г.) по исходным данным: расстояние – 1492 км, ускоренные контейнерные поезда, груз – 512040 Макароны, схема Ф6 с коэффициентом 2*1,476. Табличное значение при 2 984 руб/контейнер*2*1,476 = 8 808,77 руб. После округления по п. 2.3 = 8 809 рублей.
По перечням № 520 от 13.12.2007 и № 531 от 19.12.2007 в СПб ТехПД за вышеуказанные отправки дополнительно списана провозная плата в сумме 72 448 рублей 46 копеек.
В соответствии со статьёй 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Статьей 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Конкретный размер провозной платы определяется по прейскуранту № 10-01, Тарифное руководство № 1, утверждённому постановлением ФЭК Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 (с изменениями, внесёнными приказом ФСТ России от 18 мая 2007 года N 105-т/11 (срок действия до 31 декабря 2007 года включительно).
Пунктом 2.35.2 Тарифного руководства № 1 установлено, что плата за перевозку грузов в ускоренном контейнерном поезде, состоящем из контейнеров общего парка, собственных (арендованных) груженых или порожних контейнеров, определяется в зависимости от принадлежности вагонов в размерах, приведенных в таблице N 22 приложения 6 настоящего Тарифного руководства. При указанных перевозках в графе "Отметка о спецконтейнере" перевозочного документа указывается "УКП" (укоренный контейнерный поезд), в графе "Скорость" - "большая" скорость перевозки, а в графе "Тарифные отметки" в строке "Вид отправки" проставляется одна из следующих отметок: "КО-ЖКЖ" (контейнерная отправка в контейнере общего парка на платформе общего парка), "КО-ЖКС" (контейнерная отправка в контейнере общего парка на собственной (арендованной) платформе), "КО-СКЖ" (контейнерная отправка в собственном (арендованном) контейнере на платформе общего парка), "КО-СКС" (контейнерная отправка в собственном (арендованном) контейнере на собственной (арендованной) платформе).
В представленных истцом квитанциях о приёме груза к перевозке в графе «Место для особых отметок» проставлен штамп «УКП № 1209» (ускоренный контейнерный поезд № 1209). В графе «Тарифные отметки» указан вид отправки КО-СКС (контейнерная отправка в собственном (арендованном) контейнере на собственной (арендованной) платформе). В графе «Сведения о контейнере» содержится отметка УКП (ускоренный контейнерный поезд). Расчет тарифа произведен с понижающим коэффициентом.
Спора об исчисления тарифа для ускоренного контейнерного поезда нет. Ответчик полагает, что была допущена ошибка в определении вида отправки.
Арбитражный суд не согласился с доводами ответчика по следующим основаниям. Распоряжением первого вице-президента ОАО «РЖД» от 7 июня 2004 года № 2485р «О нумерации поездов» установлен порядок присвоения номеров поездам. Специализированным (ускоренным) контейнерным поездам присваиваются номера 1201 – 1298. В рассматриваемом случае контейнеры перевозились поездом № 1209, то есть ускоренным контейнерным поездом.
Телеграммой № Н-9129 от 19.09.2003 МПС РФ разъяснило, что под ускоренным контейнерным поездом понимается поезд, состоящий из вагонов с контейнерами, загруженными до полной вместимости вагона, принадлежности общего парка или собственных (арендованных), установленной МПС России длины и скорости обращения, сформированный на одной станции отправления одним грузоотправителем, следующий без расформирования в пути следования по согласованной нитке графика на одну станцию назначения без дальнейшей переадресовки контейнера. Вопросы, связанные с организацией ускоренного контейнерного поезда, регулируются договорами, заключёнными грузоотправителями в соответствии со статьёй 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Статьёй 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.
Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.
Договором об организации перевозок следует считать Соглашение № <***> от 25.11.2003. Вагоны в заявку включены. Натурными листами поезда 1209 подтверждается условная длина поезда более 57 вагонов. Перевозки являются систематическими.
Ответчик признал наличие всех признаков ускоренного контейнерного поезда, кроме наличия согласованной нитки графика. Арбитражный суд, в связи с отсутствием в законе определения понятия «нитка графика», признал, что указанный пробел восполняется телеграммой ОАО «РЖД» от 31.01.2007 № 000796, в которой дано указание при разработке графика движения грузовых поездов предусмотреть прокладку ниток контейнерных поездов 1209 – 1210. Ответчик не доказал, что вагоны, перевозившие контейнеры, следовали вне графика движения грузовых поездов. То обстоятельство, что контейнерные поезда сформированы на станции Санкт-Петербург-Варшавский, не влияет на определение вида поезда, поскольку в телеграмме ОАО «РЖД» от 31.01.2007 № 000796 маршрут: станция Санкт-Петербург-Варшавский – станция Койты также включен в нитку графика.
Суд признал претензионный порядок урегулирования спора соблюдённым. Как пояснил истец, у него открыт лицевой счет в ТехПД Северной железной дороги, то есть на железной дороге станции назначения, но списание произведено в ТехПД железной дороги станции отправления. Поэтому ООО «Модуль» обратилось с претензией о возврате излишне списанной провозной платы 315 242 рубля 90 копеек к железной дороге станции списания. В претензию включена сумма 72 448 рублей 46 копеек
Претензия рассмотрена филиалом Октябрьская железная дорога и извещением № НФПР-3/В-2 от 30.01.2008 ООО «Модуль» отказано в её удовлетворении по существу с учетом того, что данная перевозка не является перевозкой комплектом контейнеров на вагон. Извещением от 31.01.2008 № НФПР-3/В-23 на ту же претензию требование заявителя повторно отклонено по причине предъявления претензии не дороге назначения и ему предложено обратиться с претензией в ДЦФТО филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога и ДЦФТО филиала ОАО «РЖД» Северной железной дороги.
Такое предложение не основано на соблюдении самим перевозчиком правил производства расчётов на станции назначения. В этом случае, не урегулированном Правилами, разумность и целесообразность действий сторон предполагает обращение с претензией к филиалу, по месту которого исполнено списание денежных средств.
Руководствуясь статьями 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Модуль» 72448 рублей 46 копеек в счет возврата дополнительной провозной платы и 2673 рубля 45 копеек – расходы по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Несмиян С.И.