Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 сентября 2021 года Дело № А56-47999/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маринской Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Светлый мир «Внутри»
к Управлению по Курортному району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу
о признании недействительными предписания от 12.03.2021 №35-1-53/1/1
при участии
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 03.02.2021
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 16.08.2021
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Светлый мир «Внутри» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Управления по Курортному району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 12.03.2021 №35-1-53/1/1.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.03.2021 на основании распоряжения от 29.01.2021 №35-1-53 с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности №35-1-207/1/1 от 25.06.2020, проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, <...>, стр. 6, правообладателем которого является Общество.
В ходе проверки Управлением выявлен факт невыполнения ранее выданного предписания, ввиду чего Обществу было выдано новое предписание №35-1-53/1/1 от 12.03.2021, согласно которому Обществу необходимо устранить следующее нарушение требований пожарной безопасности:
- в помещении поэтажного коридора 6-го этажа стр. №6 ширина горизонтального участка пути эвакуации не соответствует нормативной с учётом двери, открывающейся из помещения апартаментов №604 в коридор (фактически ширина дверного полотна – 0,89 м, ширина коридора – 1,37 м), т.е. нарушены п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 89 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закона №123-ФЗ), п. 4.3.3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020).
Управлением в ходе проверки составлен акт проверки от 12.03.2021 №35-1-53, срок устранения нарушений установлен до 04.07.2021.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом №123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона №123-ФЗ, его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно статье 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 89 Закона №123-ФЗ установлено, эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона №123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 №194 утверждён Свод правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020). Данный СП является нормативным документом по пожарной безопасности, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований Закона №123-ФЗ.
Пунктом 4.3.3 СП 1.13130.2020 установлено, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
- 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек;
- 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
- 1,0 м - во всех остальных случаях.
При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
- на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более;
- на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.
Это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку (пункт 4.3.4 СП 1.13130.2020).
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей компанией объекта защиты на основании протокола №ТД/6 О проведении внеочередного собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования санаторно-курортного учреждения «Светлый мир «Внутри», договоров управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, заключённых с собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 1.2 договоров управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, заключенных с собственниками помещений управляющая организация ООО «Светлый мир «Внутри» обязано оказывать услуги ивыполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества комплекса.
Также согласно пункту 5.1 вышеназванного договора общим имуществом комплекса является, в том числе, места общего пользования. Произведенные собственниками нежилых помещений (апартаментов) перепланировки по изменению направления открывания дверей эвакуационных выходов, не согласованные в установленном порядке, ведут к нарушениям требований пожарной безопасности в местах общего пользования санаторно-курортного учреждения (поэтажных коридорах).
Вместе с тем, на основании пунктов 3.2 - 3.4 перепланировка апартаментов должна осуществляться согласно проекта перепланировки, согласованного с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3.5 договора собственники апартаментов несут предусмотренную Законодательством ответственность за самовольное переустройство/перепланировку апартаментов.
Общество отмечает, что помещение, указанное в оспариваемом предписании, является собственностью ФИО3, в адрес последнего были направлены предписания (исх. №6-604 от 20.01.2020, исх. №13 от 22.01.2021) по загромождению и захламлению эвакуационных путей в местах общего пользования, а также восстановлению дверного полотна входной двери в начальное состояние.
Однако из вышеуказанных предписаний Общества не установлено, были ли они направлены (получены) собственником ФИО3
Учитывая, что между предписанием Общества в адрес ФИО3 исх. №6-604 от 20.01.2020 и №13 от 22.01.2021 разница составляет 1 год, письма Общества исх. №12 от 07.02.2020 в адрес Управления о принятии необходимых мер для обеспечения безопасных условий проживания, надлежащего содержания имущества не достаточно для надлежащего обеспечения требований пожарной безопасности.
Сведений об осуществлении иных действий Обществом не представлено.
В силу статьи 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В данном случае обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности возложена на заявителя.
На основании изложенного Общество, являясь управляющей организацией, которой переданы функции по управлению спорного объекта защиты, является лицом, ответственным за содержание общего имущества комплекса, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности, а, следовательно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что материалами дела подтверждается наличие нарушений требований пожарной безопасности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Гуляев С.Б.