ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-48357/19 от 08.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 декабря 2019 года Дело № А56-48357/2019

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Денисюк М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.

заявитель - Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;

заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу;

третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Гигея»

об оспаривании решения от 25.01.2019 № РНП-78-33/19

при участии

от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 10.04.209

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

от третьего лица: предст. ФИО2 – доверенность от 10.10.2018

установил:

Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС) от 25.01.2019 №РНП-78-33/19, которым отказано во включении представленных Фондом сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гигея» (далее – Общество, ООО «Гигея») в реестр недобросовестных поставщиков.

В судебном заседании 08.10.2019 представитель Фонда поддержал заявленные требования. Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных Фондом требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Санкт-Петербургское УФАС извещено, в судебное заседание представителей не направило.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

25.09.2019 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0272100000118000342 о проведении электронного аукциона на поставку впитывающих простыней (пеленок) для инвалидов в 2018 году; начальная (максимальная) цена контракта 8254850 руб.

В соответствии протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.10.2018 № 0272100000118000342-2-1 победителем аукциона признано ООО «Гигея».

По результатам закупки между Фондом (Заказчик) и ООО «Гигея» (Поставщик) был заключен государственный контракт № Ф.2018.519444/519 от 06.11.2018 (далее – Контракт), предметом контракта является поставка впитывающих простыней (пеленок) для инвалидов в 2018 году, соответствующих требованиям, установленным Приложением № 1 (Спецификация) и Приложением № 2 (Техническое задание) к Контракту (пункт 1.1 Контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 Технического задания (Приложение № 2 к Контракту) Поставщик обязан передавать изделия Получателям следующими способами:

- по месту нахождения пунктов приёма, организованных Поставщиком;

- по месту нахождения Получателя;

- по месту нахождения центра приёма.

В Приложении № 5 к Контракту «Сведения о пункте (пунктах) приёма получателей», являющемся неотъемлемой частью Контракта, ООО «Гигея» предложило список адресов пунктов приёма получателей:

1) Центр приёма: <...>

2) <...>;

3) <...>;

4) <...>;

5) <...>;

6) <...>;

7) г. Санкт-Петербург, <...>;

8) Контакт центр: <...>

Пунктом 3.2.1. Технического задания (Приложение №2 к Контракту) определены требования к Центру приёма, а именно: Центр приёма должен быть организован в Санкт-Петербурге на расстоянии шаговой доступности для Получателей от станции метрополитена (не более 500 м. от станции). Ближайшая станция метрополитена должна быть на расстоянии не более 3 станций метрополитена от любой из станций пересечения линий метрополитена (пересадочных станций). Центр приёма должен быть оборудован пандусами для облегчения передвижения инвалидов и соответствовать требованиям СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Поставщиком должна быть обеспечена возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории Центра приёма, в том числе с помощью его работников, а также сменного кресла-коляски. Центр приёма должен быть оборудован не менее 2 туалетными комнатами, причем не менее 1, оборудованной в соответствии с пунктами 6.3.3, 6.3.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с пунктом 3.2.2 Технического задания (Приложение №2 к Контракту) пункты приема должны быть организованы на момент заключения государственного контракта и работать до полной выдачи изделий. Не позднее дня, следующего за днем заключения Контракта, Поставщик передает Заказчику документы, подтверждающие право Поставщика использовать помещения пунктов приема и центра приема. Адреса и график работы пунктов и центра приема должны быть указаны в приложении к государственному контракту.

Пунктом 3.2.2 Технического задания (Приложение №2 к Контракту) также предусмотрено, что проходы в пункты приёма и передвижение по ним должны быть беспрепятственны для инвалидов (в случае необходимости, пункты приёма должны быть оборудованы пандусами или иными приспособлениями для облегчения передвижения инвалидов).

В соответствии с пунктом 4.4.1 Контракта Заказчик имеет право контролировать исполнение любых условий контракта, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя. В соответствии с пунктом 4.4.2 Контракта в любой момент со дня заключения контракта Заказчик вправе осуществить контроль выдачи изделий получателям, в том числе путем визуального осмотра пункта приема.

07.11.2018 специалистами Фонда в присутствии представителя Общества проведена проверка Центра выдачи, расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлено неисполнение ООО «Гигея» условий Контракта, а именно Центр приёма по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгское шосси, д. 5, к. 1 (находится в 500 м от станции метро «Озерки») не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 3.2.1. Технического задания:

- ближайшая станция пересечения «Невский проспект» расположена на расстоянии 5-ти станций пересечения (а не 3-х станций, как установлено Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту);

- туалетные комнаты для инвалидов не соответствуют пунктам 6.3.3, 6.3.6 6.3.3, 6.3.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Указанные нарушения отражены в акте выборочной проверки от 07.11.2018, а также в письме от 09.11.2018, в котором установлен срок устранения нарушений – не позднее 12.11.2018.

13.11.2018 специалистами Фонда была проведена проверка исполнений условий Контракта в части организации пунктов приёма получателей изделий, по результатам которой установлено, что 3 (три) из 5 (пяти) проверяемых пунктов приёма не соответствуют требованиям пункта 3.2.2 Технического задания (Приложение № 1 к Контракту), а именно:

1) пункт приёма по адресу <...>: отсутствует пандус для входа в пункт приема, который расположен на цокольном этаже здания;

2) пункт приёма по адресу <...>: отсутствует пандус для входа в пункт приёма, кнопка вызова персонала не работает, инвалидам необходимо преодолеть 7 ступенек;

3) пункт приёма по адресу <...>: отсутствует пандус для входа в пункт приёма, который расположен на втором этаже отдельно стоящего здания (фото прилагается).

Указанные нарушения отражены в актах выборочной проверки от 13.11.2018 и подтверждаются фотографиями.

Актом выборочной проверки от 26.11.2018 установлено, что выявленные ранее 07.11.2018 и 13.11.2018 нарушения в полном объеме не устранены.

07.12.2018 Фондом принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Фонд направил в Санкт-Петербургское УФАС сведения для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона № 44-ФЗ (вх.№33801/18 от 26.12.2018).

По результатам рассмотрения указанного обращения Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 25.01.2019 № РПН-78-33/19 об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Гигея».

Не согласившись с решением Управления, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае:

- если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

В рассматриваемом случае, материалами дела (актами выборочных проверок от 07.11.2019, 13.11.2019 и 26.11.2019) подтверждается, что Обществом не были выполнены установленные пунктами 3.2.1 и 3.2.2 Технического задания (Приложение № 2 к Контракту) требования к организации Центра приема и Пунктов приема, что свидетельствует о нарушении Обществом условий Контракта и несоответствии поставщика установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару, что в силу пункта 4.2.2 Контракта и пункта 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ является основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Правомерность принятого Фондом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.12.2018 № 4 подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 по делу № А56-164603/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019.

В силу пункта 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение об одностороннем отказе было выдано представителю ООО «Гигея» нарочно 10.12.2018, а также направлено в его адрес 11.12.2018 письмом от 10.12.2018 №03-36/03-8022. Соответствующая информация о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах» 10.12.2018. С учетом положений части 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ Контракт расторгнут 21.11.2018.

Согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее - Правила ведения реестра).

В силу пункта 12 Правил ведения реестра рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.

В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган обязан в каждом конкретном случае устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

В рассматриваемом случае Управление по результатам рассмотрения представленных Фондом сведений и пояснений Общества не усмотрело оснований для применения к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства суд также полагает, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в рассматриваемом случае не может считаться соразмерным и справедливым совершенному Обществом деянию и не соответствует законодательству о контрактной системе, учитывая, в том числе принятые Обществом меры к устранению части нарушений требований пунктов 3.2.1 и 3.2.2 Технического задания (Приложение № 2 к Контракту), что подтверждается актом выборочной проверки от 26.11.2018. При таких обстоятельствах, Управлением принято обоснованное решение не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом, при решении вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков Управлением не рассматривался гражданско-правовой спор между сторонами Контракта относительно правомерности одностороннего отказа Фонда от исполнения контракта, а оценивалось поведение Общества на предмет его добросовестности и направленности действий на исполнение Контракта для целей решения вопроса о применении к Поставщику меры ответственности в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. Суд также учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством о контрактной системе и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания неустойки, убытков, отказа в оплате по Контракту, что является в данном случае достаточной мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленного Фондом требования и признания недействительным решения Санкт-Петербургского УФАС от 25.01.2019 № РНП-78-33/19 не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Денисюк М.И.