Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 сентября 2015 года Дело № А56-48669/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2015 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Немичевой И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга
заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ВиДжи Арт",
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ
при участии:
- от заявителя: ФИО1, по служебному удостоверению №177722
- от ответчика: не явился, извещен
установил:
Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ВиДжи Арт» (далее – заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Прокуратурой Василеостровского района Санкт-Петербурга проведена проверка в части соблюдения действующего законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения федеральной собственностью при использовании и сохранности имущества, закрепленного за Академиздатцентр «Наука» РАН.
Пунктом 3.5 Устава Академиздатцентр «Наука» РАН установлено, что предприятие имеет право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое им и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения Президиума РАН, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом. При этом, договор аренды заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с определением размера арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки порядка использования нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, 9-я линия, В.О., д. 12/28, лит. А, установлено, что данный объект недвижимости, учтенный в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное Управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества», реестровый номер П12880002568, являющийся собственностью Российской Федерации (кадастровый номер 78:2040:0:10), закреплен на праве хозяйственного ведения за Академиздатцентр «Наука» РАН.
В ходе проведенной проверки установлено, что часть помещений указанного нежилого здания Академиздатцентр «Наука» РАН предоставлена в пользование сторонним организациями, в частности нежилое помещение общей площадью 41 кв. м. на основании договора аренды от 19.01.2015 б/н передано Обществу с ограниченной ответственностью «ВиДжи Арт», помещение используется под производственно-складское помещение.
Сведения о согласованности с собственником и уполномоченными организациями вышеуказанного договора, предусматривающего передачу федерального имущества в пользование третьих лиц, на момент проверки в прокуратуру района не представлены.
Также установлено, что вышеперечисленные договор аренды заключен в нарушение требований статьи 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции», без проведения соответствующих конкурсов на право их заключения.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 16.06.2015, а также объяснениями должностных лиц.
Таким образом, помещение Академиздатцентра «Наука» РАН используется Обществом с ограниченной ответственностью «ВиДжи Арт» в нарушении установленного законом порядка.
Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом, в отсутствие надлежащим образом оформленных документов образует объективную сторону состава административного правонарушения, указанного в части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения заместителем прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга 03.07.2015 вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВиДжи Арт» дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
Законными основаниями для владения и пользования недвижимым имуществом являются, в том числе, договор аренды (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор безвозмездного пользования (статья 689 ГК РФ), договор доверительного управления имуществом (статья 1012 ГК РФ).
На основании пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, определено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5.3 данного Положения Росимущество осуществляет в порядке пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пунктов 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
При этом в силу пункта 3 статьи 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним особо ценным движимым имуществом и недвижимым имуществом, а право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку в силу части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление государственного и муниципального имущества осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, законодательством предусмотрено, что правоустанавливающим документом на помещения, являющегося государственной собственностью, является договор аренды, заключенный с согласия собственника и на основании проведенного аукциона (конкурса). При этом использование федерального имущества без договора аренды, без согласия собственника и без проведения конкурса (аукциона) является незаконным.
Помещение по адресу Санкт-Петербург, 9-я линия, В.О., д. 12/28, лит. А является федеральной собственностью и закреплено за Академиздатцентра «Наука» РАН на праве хозяйственного ведения, согласие собственника на передачу помещения в аренду отсутствует.
Таким образом, событие доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований законодательства и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ВиДжи Арт» (юридический адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 3, лит. А, пом. 25Н; фактический адрес: 199034, 9-я линия В.О., 12/28, лит. А; ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 31.12.2013) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК МФ по Санкт-Петербургу (прокуратура Санкт-Петербурга)
Банк получателя Северо-Западное ГУ Банка России
Расчетный счет <***>
ИНН <***>
КПП 783801001
БИК 044030001
КБК 1 16 900 10016000 140
ОКТМО 40303000
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия Решения.
Судья Синицына Е.В.