Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
“26” февраля 2008 г. Дело №А56-48676/2007
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2008 г.
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Королевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судья Королева Т.В.
ознакомившись с исковым заявлением: ФГУП "Почта России"
к Управлению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной антимонопольной службы
об оспаривании Предписания от 01.11.2007 г по делу № К10-169/07
при участии
от заявителя : не явился (уведомлен 10.12.2007 г.)
от ответчика : ФИО1 (дов. № ОВ-5712 от 10.12.2007 г.), ФИО2 (дов. № ОВ-5712 от 07.12.2007 г.)
установил:
Заявитель ФГУП "Почта России" (далее – ФГУП) обратился в суд с заявлением о признании недействительным Предписания от 01.11.2007 г по делу № К10-169/07 Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной антимонопольной службы (далее – Управление) о нарушении ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции».
Предписание касается требования о прекращении взимания платы с отправителей за тарификацию списков сверх регулируемых тарифов по пересылке письменной корреспонденции.
По мнению ФГУП Предписание незаконно, поскольку Федеральный закон о почтовой связи и почтовые правила позволяют операторам почтовой связи устанавливать тарифы на оказание иных услуг почтовой связи , каким является тарификация списков письменной корреспонденции.
Управление требование ФГУП отклонило, как неосновательное, поскольку предписание принято в полном соответствии с Законом и разъяснением Федеральной службы по тарифам от 28.07.2005 г. № ЕВ-4567/8 и 25.12.2005 г. № ЕВ-7415/8, согласно которым на этапе приема почтовых отправлений в структуру тарифов включены затраты оператора связи по обслуживанию клиента: взвешивание почтового отправления, тарификация, выписка квитанции, а также дальнейшая работа оператора по соответствующему оформлению сопроводительной документации, сортировка принятых отправлений по направлениям пересылки и т.д., операции по тарификации почтовых отправлений включены в действующие тарифы.
Выслушав доводы сторон, и, рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования ФГУП неосновательными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
ФГУП «Почта России» включено в два Реестра:
а) федеральный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более 35 процентов с долей более 65% по услугам: пересылка
почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых, заказных; пересылка
бандеролей простых, заказных;
б) Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых
осуществляется государственное регулирование и контроль по разделу «Услуги почтовой
связи».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2005 №637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услуге общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Таким образом, ФГУП «Почта России» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 и с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Приказом ФСТ России от 17.11.2006 №277-с/1, вступившим в действие 1 декабря 2006 г., утверждены тарифы на услуги общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции, предоставляемые ФГУП «Почта России», в том числе на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В течение 2007 г. указанные тарифы ФСТ России не изменялись.
До 01.02.2007 года Отправитель оплачивал пересылку заказных писем
согласно цене, указанной в Реестре отправляемой заказной корреспонденции и которая соответствует установленным приказом ФСТ России от 17.11.2006
№277-с/1 тарифам. Реестр оформлялся по форме 103 и частично заполнялся
Отправителем. Оператор связи при приеме заказных писем к пересылке осуществлял
взвешивание, определял стоимость пересылки в зависимости от веса и заполнял
соответствующие графы («вес», «цена») списка формы 103.
С 01.02.2007 выполняемые Отправителем и Оператором связи операции при приеме заказных писем не изменились, но Оператор связи при приемке писем стал взимать дополнительную к указанной в Реестре плату. Отправителем представлены копии кассовых чеков, которые содержат информацию о взимании оператором платы за услугу «Тарификация ф.103» (тарификация списков формы 103).
При тарификации (определении веса и платы за пересылку) работники отделения
почтовой связи при приеме почтовых отправлений фактически за отправителя выполняют
следующие операции: взвешивают каждое почтовое отправление и заполняют
незаполненные отправителем графы списка ф.103, в которых проставляется вес и плата за
пересылку.
Согласно разъяснению ФСТ России от 28.07.2005 №ЕВ-45667/8, этап приема почтовых отправлений от отправителя включает следующие основные операции: взвешивание почтового отправления, расчет стоимости услуг, выписку квитанции. При приеме почтовых отправлений по спискам формы 103 оператор связи выполняет операции, соответствующие этапу приема: взвешивание, расчет стоимости пересылки, определение суммарной стоимости пересылаемых одним отправителем почтовых отправлений. Затраты оператора при выполнении вышеуказанных действий на этапе приема почтовых отправлений учитываются ФСТ России при определении размера тарифа на регулируемые услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.
Таким образом, ФГУП «Почта России», нарушая установленный нормативными актами порядок ценообразования путем взимания с отправителей почтовой корреспонденции дополнительной платы за услугу по тарификации списков почтовых отправлений, затраты на которую учитываются ФСТ России в тарифе на пересылку письменной корреспонденции, ущемляет интересы отправителей письменной корреспонденции, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствие ненормативного правового акта Закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (решение) или совершили действия (бездействия).
Управление подтвердило документально, что ФГУП нарушает установленные нормативными актами порядок ценообразования путем взимания с отправителей почтовой платы за услуги «тарификация ф 103», тогда как тарифы на услуги общедоступной почтовой связи, какой является пересылка внутренней корреспонденции, утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.11.2006 г. № 227-с/1.
В связи с изложенным выше все доводы ФГУП суд отклоняет.
Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование ФГУП "Почта России" о признании недействительным Предписания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской от 01.11.2007 г по делу № К10-169/07 о нарушении ФГУП "Почта России" п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135 -ФЗ Закона РФ «О защите конкуренции» отклонить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Т.В. Королева