Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 января 2021 года Дело № А56-4898/2020
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кузнецов М.В.,
при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: :ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕРТОИНГ" (адрес: Россия 196158, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, <...>/ЛИТ. А. КОРП. 4/ОФИС А 7060, ОГРН: <***>);
ответчик: :ООО "Тотал-Карго" (адрес: Россия 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе 46, ОГРН: );
третье лицо: (адрес: , ОГРН: )
о
при участии
- от истца:
- от ответчика:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фертоинг» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тотал Карго Сервис» (далее – ответчик) о взыскании 388 319 руб. 77 коп. ущерба в результате утраты груза в рамках исполнения договора от 26.09.2014 № 1081/2014.
Ответчик возражал относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях, в том числе ссылаясь на то, что истец не доказал факт утраты груза в процессе транспортировки.
Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании заключенного между сторонами договора от 26.09.2014 № 1081/2014, ответчик, исполнитель по договору, обязался оказывать заказчику (истцу) комплекс консультационных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности и осуществлять транспортное экспедирование грузов истца.
В период с 19.11.2018 по 25.12.2018 ответчик оказывал истцу комплекс услуг, в числе которых было оказание ряда консультационных услуг, связанных с проведением таможенных операций по декларации на товары № 10221010/141218/0065649 (далее - ДТ), а также осуществлено экспедирование груза, включая организацию его хранения, терминальной обработки и международной авиаперевозки по маршруту Санкт-Петербург-Сингапур по авианакладной от 26.11.2018 № 876 12145442. Объем оказанных услуг подтверждается счетами от 20.12.2018 №№ 880 и 881.
Груз представлял собой оборудование, а именно 2 магнитометра-градиометра SEASPY с серийными номерами 13975 и 13976, каждый из которых был в отдельном транспортировочном кейсе.
Общий вес (нетто, брутто) товаров составлял 68,5 кг. Товары для удобства транспортировки были упакованы в единый транспортный пакет, объединенный в одно грузовое место на стандартном деревянном поддоне. Вес груза вместе с поддоном составлял 77,5 кг. Указанные сведения о грузе содержатся в 31, 35, 38 и 41 графах ДТ. ДТ подписана руководителем истца. В материалы дела также представлен счет-проформа от 23.11.2018 № 033, подписанный руководителем истца и адресованный получателю в Сингапуре – компании «SEA AND LAND TECHNOLOGIES PTE LTD (SALT)» (далее - получатель). Указанный счет-проформа также содержит указание 2 магнитометра-градиометра и их общий вес в 77,5 кг.
Товары помещались под таможенную процедуру «переработки вне таможенной территории» (код процедуры «ЭК 21» указан в графе 1 ДТ) и 14.12.2018 выпущены таможенным органом после проведения таможенного контроля (графа «С» ДТ). Согласно заявлению истца от 13.12.2018 № КОР.ИСХ.458.18-2203-АХ3-К000-18, адресованному Пулковской таможне, товары вывозились за пределы таможенной территории для ремонта, полировки, очистки, диагностики и калибровки.
В соответствии с распиской склада аэропорта прибытия в Сингапуре о вручении груза от 25.12.2018 получателем груз получен в количестве 1 грузового места весом 77,5 кг.
Представленное в материалы дела истцом уведомление о доставке (Delivery Note) от 27.12.2018 № 342884 также указывает на поступление на склад получателя 1 грузового места весом 77,5 кг.
В подтверждение своих требований истец представил письмо получателя груза в Сингапуре от 28.05.2019 об утрате одного магнитометра.
В то же время ответчик в материалы дела представил заявление от 23.01.2020 № С.9001.21.1-ИСХ-0212-20-АХЗ-Л1069-2203, в котором истец просил Пулковскую таможню продлить таможенную процедуру «переработки вне таможенной территории» по ДТ до 14.12.2020 в связи с задержкой срока ремонта. Также в этом письме утверждалось, что по состоянию на дату составления заявления, то есть на 23.01.2020, оба магнитометра-градиометра находятся у получателя-подрядчика. Заявление в таможню подписано сотрудником истца. К заявлению прикладывалось письмо получателя от 22.01.2020 о том, что запланированный ремонт 2 магнитометров переносится из-за отсутствия сертифицированного инженера и задержки поставок запасных частей. Истец не отрицает того, что направление этих документов имело место в действительности.
Таким образом, в материалах дела содержатся документы, исходящие от получателя (письма от 28.05.2019 и 23.01.2020) и содержащие противоречащие друг другу сведения о количестве магнитометров, находящихся в его распоряжении. При этом, сам истец после подачи искового заявления в арбитражный суд на основании утраты части груза в процессе транспортировки в своём заявлении от 23.01.2020 № С.9001.21.1-ИСХ-0212-20-АХЗ-Л1069-2203, адресованном Пулковской таможне, утверждает обратное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в городе Варшаве 12.10.1929; далее – Конвенция 1929 года) получение «багажа и товаров получателем без возражений составит предположение, впредь до доказательства противного, что товары были доставлены в надлежащем состоянии и согласно перевозочному документу».
Истец не предоставил доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем состоянии груза в момент приемки в аэропорту Сингапура. При этом сам характер груза, а именно то, что на поддоне находилось 2 отдельных транспортировочных кейса с оборудованием, позволяет при приемке груза от перевозчика визуально установить точное количество таких кейсов. Истец не предоставил доказательств того, что при приёмке отсутствовал один кейс. Кроме этого, общий вес грузового места 77,5 кг прослеживается во всех таможенных, коммерческих и транспортных документах до момента получения груза в аэропорту прибытия, а также вплоть до поступления груза на склад получателя, то есть на этапе после перехода ответственности за груз на самого получателя.
Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утверждённые приказом Минтранса от 27.06.2007 № 82 (далее – Общие правила воздушных перевозок), в соответствии с их пунктом 3 применимы и к международным перевозкам в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении.
Общие правила воздушных перевозок содержат следующие нормативные положения, не противоречащие международным соглашениям Российской Федерации:
«61. К перевозке может приниматься одно или несколько грузовых мест, которые следуют по одной грузовой накладной в адрес одного грузополучателя (далее - грузовая отправка).
Грузовая накладная оформляется для перевозки воздушным транспортом каждой грузовой отправки.
162. Принятие груза к перевозке удостоверяется выдачей грузовой накладной.
163. Прием груза к перевозке осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом и включает в себя следующие виды работ:
взвешивание и обмер груза;
проверка соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, также в документах на опасные грузы;
оформление документации по приему-передаче груза и обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителем за выполнение перевозки груза;
оформление грузовой накладной.
164. При приеме груза к перевозке перевозчик или уполномоченный агент должен взвесить груз в присутствии грузоотправителя и указать его фактический вес в грузовой накладной. Если при взвешивании груза будет установлена разница с весом груза, заявленным грузоотправителем, за окончательный вес принимается вес, установленный при взвешивании перевозчиком или уполномоченным агентом.
165. При приеме к перевозке негабаритного груза допускается руководствоваться весовыми характеристиками груза, указанными в документации, представленной грузоотправителем, о чем указывается в грузовой накладной. Грузоотправитель обязан представить достоверную информацию о весе негабаритного груза.
166. Совокупность упаковки и ее содержимого, подготовленная к перевозке (далее - грузовое место), маркируется в соответствии с пунктом 177 настоящих Правил…
208. При выдаче груза перевозчик или обслуживающая организация обязан проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза.
209. При обнаружении повреждений упаковки, пломб грузоотправителя, которые могут повлиять на состояние груза, перевозчик обязан при участии грузополучателя взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и просчитать вложения.
210. Груз выдается грузополучателю на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной. При этом оригинал грузовой накладной для перевозчика с пометкой "подтверждение в получении груза", включающей дату и время выдачи груза грузополучателю, и подписью грузополучателя возвращается перевозчику или обслуживающей организации. В случае несоответствия фактического наименования груза, его веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной, повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.
211. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз.
При выдаче груза перевозчик или обслуживающая организация проставляет на экземпляре грузовой накладной для грузополучателя отметку о дате и времени выдачи груза грузополучателю.
Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.
Согласно статьи 5 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в городе Монреале 28.05.1999; далее – Конвенция 1999 года) в авианакладной указываются в обязательном порядке:
«a) указание пунктов отправления и назначения;
b) если пункты отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки; и
c) указание веса отправки.»
Описание грузового места на поддоне содержится в подпункте 29 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257, и включает следующее пояснение:
«При этом под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит из двух настилов, соединенных между собой распорками либо из одного настила, опирающегося на ножки. Устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек по перевозке поддонов, а также может иметь или не иметь надстройку».
Согласно части 2 статьи 22 Конвенции 1929 года и части 3 статьи 22 Конвенция 1999 года ответственность авиаперевозчика ограничена суммой в 250 франков с килограмма и 17 специальных прав заимствования за килограмм, что говорит о том, что вес является той мерой, которая служит для определения размера ответственности авиаперевозчика.
Учитывая указанные положения Общих правил воздушных перевозок груз принимается к перевозке по количеству грузовых мест и после проведения его взвешивания и обмера с указанием фактического веса в грузовой накладной. При этом за окончательный вес принимается вес, определенный при взвешивании.
В случае, если при приемке получателем груза от перевозчика фактический вес и количество грузовых мест не соответствует данным, указанным в грузовой накладной, составляется коммерческий акт.
Истец не предоставил доказательств невозможности осуществления приемки груза по количеству в аэропорту прибытия, поскольку в пределах грузового места у получателя имелась возможность визуально оценить количество транспортировочных кейсов с магнитометрами, находящихся на поддоне, и при недостаче заявить об этом авиаперевозчику непосредственно при получении груза с последующим извещением об этом отправителя. О возможности получателя отправлять уведомления истцу свидетельствуют письма отправителя от 28.05.2019 и от 22.01.2020. Письмо получателя от 22.01.2020 было приложено к заявлению истца от 23.01.2020 № С.9001.21.1-ИСХ-0212-20-АХЗ-Л1069-2203, то есть на следующий день после его составления. Таким образом, о ненадлежащем состоянии груза при приемке в аэропорту Сингапура истцу могло быть известно в течение короткого периода времени после прибытия в аэропорт Сингапура, но первый документ о недостаче датирован 28.05.2019, то есть через несколько месяцев после нахождения груза на складе получателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности) претензия предъявляется, если клиент настаивает на недостаче груза, в течение 6 месяцев с момента, когда груз должен быть выдан.
Учитывая то обстоятельство, что выдача груза произошла 25.12.2018, претензия должна была быть отправлена до 26.06.2019, тогда как истец первый раз отправил претензию 24.07.2019, то есть с нарушением шестимесячного срока. Тем не менее, направление претензии с нарушением срока по смыслу пункта 5 статьи 4 АПК РФ не может являться основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, а сам истец при этом не может быть лишен права на судебную защиту.
В связи с тем, что истцом не представлено доказательств утраты части груза в процессе его авиаперевозки по маршруту Санкт-Петербург-Сингапур, отсутствуют основания для возложения на ответчика ответственности за утрату.
Руководствуясь статьями 170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Кузнецов М.В.