Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 июня 2020 года Дело № А56-4920/2020
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Столыпиной Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я.Котина»
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»; Общество с ограниченной ответственностью «ПромАльянс»
об оспаривании решения и предписания
при участии
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 07.10.2019,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я.Котина» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 29.10.2019 по делу №44-5082/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»; Общество с ограниченной ответственностью «ПромАльянс» (далее – Общество).
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал заявленные требования.
Управление и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 АПК РФ в отсутствие представителей Управления и Общества.
Как следует из материалов дела, 26.02.2019 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку универсального проволочно-вырезного электроэрозионного станка с ЧПУ.
22.10.2019 в Управление поступила жалоба Общества (вх. №31388-ЭП/19) на действия аукционной комиссии заказчика, выразившиеся в неправомерном признании его заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе при рассмотрении вторых частей заявок участников.
Решением УФАС от 29.10.2019 по делу №44-5082/19 жалоба обоснованной; в действиях аукционной комиссии заказчика признано нарушение требований части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Также Учреждению выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Решение и предписание оспорены Учреждением в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу частью 1 статьи 59 Закона №44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1)непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2)несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, а также п. 6 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2019 заявка Общества признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по следующим основаниям: непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закона №44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона в таком аукционе. Ввиду внесения изменений в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» помимо того, что субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям, определенным в ст. 4 Закона №209-ФЗ, сведения о них должны быть включены в Единые реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой. Участник во второй части заявки представил декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, однако информация об участнике в реестре МСП на сайте ФНС на дату рассмотрения заявок отсутствует. Анализ информации о контрагенте, представленной на сайте ЭТП РТС-Тендер, так же подтвердил отсутствие статуса субъекта малого предпринимательства. Ввиду предоставления недостоверной информации участником и отсутствие у Заказчика возможности из представленных документов и информации во второй части заявки установить принадлежность к МСП, заявка признана не соответствующей требованиям документации и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путемпроведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Частью 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статьей 30 Закона №44-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, является исключительно декларация.
Необходимость представления иных документов (в том числе, выписок или иных сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации. Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки Заказчик установил, что участники закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и соответствующие требования установлены Заказчиком в документации об аукционе к составу второй части заявки.
Частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 9 статьи 4.1 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России (https://ofd.nalog.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные пр ед приниматели.
Согласно пунктам 2-3 части 1.1 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона об СМИ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий
выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий,
если иное предельное значение среднесписочной численности работников для
средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о
развитии малого и среднего предпринимательства;
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 ч.1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства. Соответствующий вид. предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
-малые предприятия - 800 млн. рублей;
-средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Частью 4 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).
Согласно части 1 статьи 69 Закона №44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Анализ второй части заявки Заявителя показал, что в ее состав входит декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Учреждением установлено, что на момент подачи заявки информация об участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (https://ofd.nalog.ru) отсутствовала, в связи с чем аукционная комиссия признана заявку Общества несоответствующей требованиям документации.
Учреждение в обоснование заявленных требований ссылается на следующее.
Для принятия решения об отклонении второй части заявки Общества, в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона №44-Фз, аукционная комиссия рассмотрела информацию о подавшем данную заявку участнике аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. Проанализировав информацию, содержащуюся в реестре участников на ЭТП РТС Тендер, комиссия заказчика пришла к выводу, что участник закупки не является субъектом малого предпринимательства. Регистрация участников на электронной торговой площадке осуществляется с 01.01.2019 только после регистрации участника в единой информационной системе. Согласно части 5 Правил, утвержденных ПП РФ №1752 от 30.12.2018, для регистрации юридического лица в ЕИС уполномоченное лицо формирует в том числе информацию и документы о принадлежности к субъекту малого и среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории. Из сведений об аккредитации участника закупки Общества, представленных на ЭТП РТС Тендер, следует, что аккредитация осуществлена после 01.01.2019.
Поскольку заявка Общества могла содержать сведения, направленные на получение преимущества перед другими участниками аукциона, Заказчиком проверены представленные в заявке сведения путем проверки информации на сайте Федеральной налоговой службы и в реестре участников на ЭТП РТС Тендер и установлено их несоответствие требованиям, установленным Законом №44-ФЗ.
Таким образом, аукционной комиссией правомерно принято решение об отклонении второй части заявки Общества.
Кроме того, после вынесения УФАС решения, Учреждением направлен запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве, являющуюся регистрирующим органом Общества.
21.11.2019 заявителем получен официальный ответ из ФНС, подтверждающий отсутствие у Общества статуса СМП.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29.10.2019 по делу №44-5082/19.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я.Котина» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.