Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 июля 2022 года Дело № А56-49244/2022
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицына Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Испытательный центр "Стройэксперт";
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: 1. Комитет по государственному заказу г. Санкт- Петербурга; 2. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции"; 3. Общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"
об оспаривании решения от 22.04.2022 по делу № 44-1215/22.
при участии
от заявителя – ФИО1, доверенность от 05.03.2022
от заинтересованного лица – не явился, извещен
от третьих лиц – 1-3 не явились, извещены
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Испытательный центр «Стройэксперт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 22.04.2022 по делу № 44-1215/22.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Извещение о проведении конкурса размещено 21.03.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002522000027. Начальная (максимальная) цена контракта – 70 558 131,60 рублей.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО «Испытательный Центр «Стройэксперт» на действия конкурсной комиссии СПб ГКУ «ФКСР», при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию реконструкции зданий СПб ГБУЗ "Клиническая больница Святителя Луки" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 46, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент), признала жалобу необоснованной, о чем вынесла решение от 22.04.2022 по делу № 44-1215/22.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 11 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 13 ст. 49 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении признания второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.04.2022 №ПРОII1, заявка ООО «Испытательный Центр «Стройэксперт» была признана не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, Законом о контрактной системе: «Признать заявку не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, ФЗ № 44.
Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ № 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2,3 ч. 6 ст. 45 ФЗ № 44.
Обоснование: Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 05.04.2022 № 9991-4R1/770518 участника закупки 111660965 не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 ФЗ № 44, а именно: в независимой гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией, а именно:
- уклонение или отказ принципала заключить контракт с Бенефициаром по результатам Закупки;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий предусмотренных документацией о закупке, до заключения контракта бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам Закупки».
Заключение контракта осуществляется с Заказчиком по закупке, а не с Бенефициаром, которым в соответствии с положениями независимой гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга. Указание в независимой гарантии условия, подразумевающего возможность предоставления Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
В соответствии условиями извещения о закупке заключение контракта осуществляется с заказчиком, которым является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции». Кроме того, в соответствии с условиями извещения о закупке предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции».
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 05.04.2022 № 9991-4R1/770518 не соответствует требованиям п. 8.2 ч. 2 ст. 45 ФЗ № 44, п. «а» постановления Правительства Российской Федерации № 1005 от 08.11.2013 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия банковской гарантии» раздела «Обеспечение заявки» извещения о закупке, а именно:
- не содержит случаев, установленных п. 7 ч. 10 ст. 44 ФЗ № 44, свидетельствующих о возникновении права представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки (а именно: «включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта»), что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании п. 2 ,3 ч.6 ст. 45 ФЗ № 44.
Позиция подтверждена: Решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 № 44-745/20; Решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок 14.07.2020 № 44-3882/20; Решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок 23.10.2020 № 44-5549/20.
Таким образом, указанные нарушения являются основанием для отказа в принятии независимой гарантии в качестве обеспечения заявки на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ № 44».
В силу ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Из содержания документации следует, что Заказчиком установлены Согласно письму Минэкономразвития России от 19.10.2016 № Д28и-2867 «В случае, если на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то такой орган, учреждение выступают бенефициаром по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки».
Пунктом 2.2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2015 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» (далее – Постановление № 1095) на Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга при осуществлении ими закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (общей ценой контрактов при проведении совместных конкурсов (совместных аукционов) от 40 млн. руб.
Кроме того, Постановлением № 1095 определены полномочия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга в том числе в части разработки и утверждения регламента работы уполномоченного органа, в котором устанавливается порядок организации работы с предоставленным участником закупки обеспечением заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ № 44 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Следовательно, с учетом действующего в Санкт-Петербурге законодательства полномочия уполномоченного органа и заказчика различны. Обеспечение заявки предоставляются уполномоченным органам, а обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчикам в порядке заключения с ними государственных контрактов.
В пункте «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке» раздела «Обеспечение заявки» извещения о закупке указано:
«Участник закупки обязан представить обеспечение заявки в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р. Порядок обеспечения заявки в виде денежных средств установлен статьей 44 Федерального закона от 05.04.213 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон); б) путем предоставления независимой гарантии. Порядок обеспечения заявки путем предоставления независимой гарантии установлен статьей 45 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005. Безотзывная независимая гарантия должна содержать обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией в соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона, определенные с учетом положений статьи 104 Закона при включении Принципала в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. Бенефициаром по независимой гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга ИНН <***>. Реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими в Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона: Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга) Реквизиты банковского счета: Северо-Западное ГУ Банка России//УФК по г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, к/с 40102810945370000005, р/с <***>, л/с <***>».
В пункте «Порядок обеспечения исполнения контракта», разделе «Обеспечение исполнения контракта» извещения о закупке указано, что обеспечение контракта предоставляется заказчику СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции».
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия УФАС обоснованно пришла к выводу, что в извещение о закупке четко обозначены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки:
1. Указан бенефициар, которому предоставляется обеспечение заявки (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга);
2. Установлены требования к обязательствам принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
3. Указан заказчик, которому предоставляется обеспечение исполнения контракта (СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции), что исключает двоякое толкование в части возможности предоставления обеспечения исполнения контракта иному лицу.
Следовательно, в документации о закупке разделены и обозначены полномочия:
- обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, который является Бенефициаром, в случае предоставления обеспечения заявки в виде независимой гарантии.
- контракт заключается с заказчиком - СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции, следовательно, обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику.
В независимой гарантии участника закупки ООО «Испытательный Центр «Стройэксперт» от 05.04.2022 № 9991-4R1/770518 указано, что бенефиаром по независимой гарантии является Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга.
Таким образом, в независимой гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией, а именно:
- уклонение или отказ принципала заключить контракт с бенефициаром по результатам Закупки;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, предусмотренных документацией о закупке, до заключения контракта бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам Закупки».
Таким образом, Комиссия УФАС правомерно пришла к выводу о том, что решение конкурсной комиссии о несоответствии представленной Заявителем независимой гарантии требованиям извещения об осуществлении закупки является обоснованным.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.