ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-49399/05 от 19.12.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

“21”  декабря  2005 г.                                                                      Дело №А56-49399/2005

                                                            Резолютивная  часть  решения  объявлена 19.12.2005 г.

                                                           Решение  изготовлено  в  полном  объеме  21.12.2005  г.

                      Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи              Королевой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судья  Королева  Т.В.

ознакомившись с   заявление   ОАО  «Силовые  машины – ЗТЛ, ЛМЗ,  Электросила, Энергомашэкспорт»

к    Санкт-Петербургской    таможни

о признании недействительными  требования

при участии

от заявителя: адвоката  Говорушина  И.А.  (дов. от 09.12.2005 г.), зам. нач. ю\о ФИО1  (дов. № 200  от 13.09.2005 г.)

от ответчика: гл. гос. там. инс.  ФИО2  (дов. № 06-20/17759  от 22.12.2004 г.)

установил:

Заявитель – ОАО  «Силовые  машины – ЗТЛ, ЛМЗ,  Электросила, Энергомашэкспорт»    (далее  Общество)  обратился  в  суд  с  заявлением  о   признании  недействительным   Требования   Санкт-Петербургской  таможни  (далее  Таможня)  № 0361/05/365  от  29.09.2005 г.  об  уплате  таможенных  платежей  в  размере 54.023.453 руб. 15 коп.

           Стороны представили в  судебное  заседание  акт сверки по расчетам, подписанный обеими сторонами.

           Таможня требования Общества отклонила по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность выставленного Таможней требования.

           В  судебном  заседании 13.12.2005 г. стороны раскрыли друг другу все документы и доказательства.

           Руководствуясь ст.ст. 136, 137 АПК РФ суд определил:

Закончить подготовку дела к судебному разбирательству;

Назначить дело к судебному разбирательству на 16 часов 00 мин. 19 декабря  2005 года.

           Стороны  в  судебном  заседании 19.12.2005 г.  сделали  дополнения  и  выступили  в  прениях.

           Выслушав доводы обеих сторон и рассмотрев материалы дела, оценив имеющиеся в деле документы, суд находит требования Общества законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

           Как следует из материалов дела Таможней выставлено требование от 29.09.05 г.           № 0361/05/365 на общую сумму 54023453,15 руб., в том числе по ввозной таможенной пошлине в размере 14350779,45 руб., по налогу на добавленную стоимость в размере 22004528,49 руб., и пени в размере 17668145,21 руб. В обоснование требования Таможня ссылается на неправомерное предоставление льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных Обществу при условном ввозе на таможенную территорию РФ товаров по ГТД 10210100/061202/0020221, 10210100/061202/0020225, 10210100/261202/0021527, 10210100/040603/0009641.

           Общество полагает, что воспользовалось льготами по уплате таможенных платежей на законных основаниях в соответствии со статьями 24, 29 Таможенного кодекса РФ в редакции, действующей в тот момент, а также на основании Приказа ГТК РФ №174 от 26.03.96 г. «Об утверждении положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции» (далее – Приказ №174).

           Суд  установил,  что  правопредшественником  Общества – ОАО «ЛМЗ» был заключен контракт № 77-182/14900 от 14.05.02 г. с ЗАО «Атомстройэкспорт» на изготовление машинно-технической продукции - конденсатора паровой турбины для АЭС «Козлодуй», Болгария. Во исполнение указанного контракта для изготовления  продукции был заключен импортный контракт с фирмой Valtimet, Франция № 643/00211464/221 от 15.04.02 г. на поставку прямых, сварных, калиброванных, нержавеющих трубок. Указанные трубки закупались и ввозились с единственной целью их использования при изготовлении поставляемой на экспорт продукции, о чем было прямо указанно в предмете импортного контракта от 15.04.02 г.

           17.07.02 г. ОАО «ЛМЗ» обратилось в ГТК РФ с письмом о предоставлении возможности льготного оформления машинно-технической продукции. В своем ответе №01-30/33436 от 19.08.02 г. ГТК разъяснил, что в соответствии с установленным порядком (Приказ ГТК РФ № 174 от 26.03.96 г.) решение о возможности условного выпуска товаров, используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции, принимается начальником таможни либо его заместителем на основании письменного заявления и заключения таможни.

           Из  материалов   дела  следует, что  Общество обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с соответствующим заявлением №539/1678 от 24.09.02 г. и получила Разрешения на условный выпуск от 29.11.02 № 10210/291102/УВ0001 и от 22.04.03 г. № 10211/220403/УВ0003 и Решения на предоставление отсрочки уплаты таможенных платежей от 30.12.02 г. № 27-05/16747 и от 20.06.03 г. № 27-06/7847.

           Общество  полностью и в срок выполнило условия Разрешений и требования Приказа №174, а именно: использовало ввезенный товар при изготовлении экспортной машинно-технической продукции, которую отгрузило на экспорт, что подтверждается  экспортными ГТД №№10210080/280403/0008244, 10210080/170703/0014179 и 10210080/301003/0021649и о чем уведомило Таможню отчетами от 02.12.03 г., что в соответствии с пунктом 5.1. Приказа № 174 является основанием для аннулирования таможней предоставленных отсрочек, основанием не взимания ввозных таможенных пошлин и налогов, а также процентов по предоставленной отсрочке.

           Установлено, что Таможня свои решения не отменяла, в судебном порядке решения по условному выпуску не оспаривались.

           Таможня факты принятия решений по условному выпуску товаров, использования указанных товаров  для изготовления машинно-технической продукции и ее отгрузке на экспорт не оспаривает. Однако полагает, что до момента принятия решений по условному выпуску товаров и применению льготы Обществом, Приказ автоматически прекратил свое действие в виду отмены Постановления Правительства от 20.01.96 г. № 53 ( далее- Постановление № 53); в компетенцию таможенных органов не входит предоставление льгот по уплате таможенных платежей; ссылка Общества на главу 9 ТК РФ неправомерна, а разъяснение ГТК России от 19.08.02 г. № 01-30/33436 подготовлено без учета информации об отмене Постановления Правительства РФ от 20.01.96 г. № 53, а следовательно не может быть принято во внимание.

           Анализ  доказательств  свидетельствует  о  том, что требования Общества  являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

           В соответствии со ст. 24 ТК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, Правительство РФ и ГТК РФ в случаях, когда ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, вправе в пределах своей компетенции определять как особенности правового регулирования таможенных режимов, так и устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом.

           Статьей 29 ТК РФ предусмотрено, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.

           Пункт 7  Постановления Правительства РФ от 20.01.96 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» обязал ГТК РФ по согласованию с Минэкономики и Минфином в месячный срок внести изменения в нормативные акты, имея ввиду применение условного выпуска товаров, используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции. При применении условного выпуска в рамках таможенного и налогового законодательства Правительство поручало предусматривать предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами на срок экономически оправданной продолжительности изготовления машинно-технической продукции, а также невзимание таможенных пошлин и налогов, а также процентов за предоставление отсрочки в случае, если экспорт указанной машинно-технической продукции будет произведен в течение установленного срока.

Во исполнение указанного п. 7 Постановления № 53, а также на основании ст.ст. 24,29,122,126 и главы 9 ТК РФ,  ГТК РФ по согласованию с Минэкономики и Минфином  издал Приказ №174 от 26.03.96 г. «Об утверждении положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции», который прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ 20.12.96 г. за  №1215.

           Положениями и разделами данного Приказа детально регламентировался порядок условного выпуска товаров, используемых при изготовлении машинно-технической продукции, поставляемой на экспорт, включая порядок предоставления отсрочки таможенных пошлин и налогов и выдачи разрешения на условный выпуск товаров, порядок таможенного оформления выпускаемых товаров и машинно-технической продукции, контроль и учет в отношении условно выпущенных товаров, ответственность, иные условия правового регулирования для специального таможенного режима.

           Ссылка таможни на превышение таможней своей компетенции не может быть принята  и  учтена судом, поскольку право Правительства РФ и ГТК РФ на предоставление льгот по уплате таможенных платежей вплоть до полного освобождения от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость было предусмотрено действующим в тот момент законодательством.

           В силу ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования (пункты «ж» и «з»).

           Согласно ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

           Согласно ст. 11 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, ГТК РФ издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения.

           Статьей 24 ТК РФ прямо предусмотрено право ГТК РФ устанавливать специальные таможенные режимы, не предусмотренные таможенным кодексом, а также определять особенности правового регулирования существующих таможенных режимов. Статья 29 ТК РФ также предусматривает возможность предоставления льгот при условном выпуске товаров.

           Согласно ст. 111 ТК РФ товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Статьей 34 указанного законно предусмотрено право Правительства РФ на предоставление льгот по уплате таможенной пошлины вплоть до полного освобождения. В данном случае п. 7 Постановления № 53 Правительство РФ прямо обязало ГТК РФ предусмотреть в месячный срок в нормативных актах полное освобождение от уплаты  таможенной пошлины в случае условного выпуска.

           Согласно ст. 112 ТК РФ применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством.

           Таможенный Кодекс в ст.ст.  24 и 29 ТК РФ предусматривает право Правительства РФ и ГТК РФ как на установление специальных режимов, в данном случае специального режима по условному выпуску, так и на применение льгот по уплате таможенным платежей при условном выпуске.

           Статьей 151 НК РФ предусмотрено взимание налога на добавленную стоимость в зависимости от таможенного режима. В данном случае Приказом №174, устанавливающим специальный таможенный режим, предусмотрена льгота по налогу на добавленную стоимость при условном выпуске.

           Ссылка Таможни на автоматическую отмену Приказа № 174 и недействительность разъяснения ГТК РФ от 19.08.02 г. № 01-30/33436 ввиду отмены Постановления Правительства № 53 также не может быть принята  и  является  несостоятельной.

           В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации и официальному опубликованию. Государственную регистрацию и контроль за правильностью и своевременностью опубликования осуществляет Министерство юстиции РФ.

           Пунктом 20 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009, установлено, что в случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта Конституции РФ, федеральным законам, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, указам и распоряжениям Президента РФ Минюст представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

           Пунктом 8 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 г. № 217 установлено, что в случае отмены федеральным исполнительным органом нормативного акта, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.

           В данном случае Приказ № 174 был отменен другим Приказом ГТК РФ № 1378 от 03.12.03 г., зарегистрированным в Минюсте 22.12.03 г. за № 5353.После отмены Постановления Правительства № 53 другим Постановлением Правительства №630 от 24.08.02 за весь период с августа 2002 г. по декабрь 2003 г. Правительство не производило действий по отмене или приостановлению действия Приказа ГТК №174. Постановление Правительства № 630 не содержало каких либо указаний на отмену нормативных правовых актов, изданных на основании Постановления Правительства       № 53. Таким  образом,  сама по себе отмена Постановления Правительства №53 не влияла на действие Приказа ГТК №174, поскольку п. 7 Постановления не носил длящегося характера и был фактически исполнен ГТК РФ в марте 1996 г., т.е. на момент отмены Постановления Правительства № 53 фактически уже не действовал.

Не может суд согласиться и с позицией таможни, что в данном случае товар был оформлен в соответствии с таможенным режимом – выпуск товаров для свободного обращения. Указанный довод опровергается материалами дела и противоречит законодательству.

В силу ст.ст. 30 и 31 ТК РФ выпуск товаров для свободного обращения предусматривает, в частности, таможенный режим, когда ввозимые на таможенную территорию товары выпускаются для свободного обращения и остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе, при этом  выпуск возможен только при условии уплаты таможенных платежей. Следовательно, в данном случае условно выпущенный товар не может считаться выпущенным в свободное обращение в гражданском обороте. Ссылка таможни на заполнение графы 1 «Тип декларации» ГТД как доказательство таможенного режима «выпуск товаров для свободного обращения» опровергается заполнением граф 37, 44,47 и графы «Д» «Таможенный контроль» ГТД, что в соответствии с пунктом 3.3. Приказа № 174 свидетельствует об условном выпуске товара.

Таким образом, при указанных обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению,  а  возражения  Таможни  отклонению.

Руководствуясь статьями 198-201, Арбитражного процессуального кодекса РФ,   арбитражный суд                                                                       

РЕШИЛ:

           Признать  недействительным   и  отменить  Требование  Санкт-Петербургской  таможни  об  уплате  ОАО  «Силовые  машины – ЗТЛ, ЛМЗ,  Электросила, Энергомашэкспорт»  № 0361/05/365  от  29.09.2005 г.  в  размере 54.023.453 руб. 15 коп.

Возвратить  ОАО  «Силовые  машины – ЗТЛ, ЛМЗ,  Электросила, Энергомашэкспорт» государственную  пошлину  из  федерального  бюджета   в  порядке  гл. 25.3  Налогового  кодекса  РФ.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Т.В. Королева