Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 февраля 2021 года Дело № А56-49412/2020
Резолютивная часть решения объявлена января 2021 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковская М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: общество с ограниченной ответственности «Метсплав»
Заинтересованное лицо: 1) Кингисеппская таможня; 2) Северо-Западная оперативная таможня; 3) Центральное экспертно-криминалистическое управление
Третье лицо: 1) Уральское таможенное управление; 2) Федеральная таможенная служба
о признании незаконным и отмене решений и действий в отношении товара, оформленного по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/0045015
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.03.2020), ФИО2 (по паспорту)
от заинтересованного лица: 1) ФИО3 (доверенность от 09.11.2020), ФИО4 (доверенность от 14.01.2021), ФИО5 (доверенность от 15.12.2020); 2) ФИО6 (доверенность от 29.12.2020), ФИО7 (доверенность от 14.01.2021); 3) не явился, извещен
от третьего лица: 1) не явился, извещен; 2) ФИО6 (доверенность от 29.12.2020)
установил:
Общество с ограниченной ответственности «Метсплав» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Кингисеппской таможне (далее – заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным действий (бездействия), совершенного в отношении товара, оформленного по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/0045015, а именно по удержанию товара; непринятию решения о выдаче разрешения на убытие товара, проведению таможенного досмотра в отношении товара без уведомления собственника (декларанта) товара; проведению отбора проб и образцов в отношении товара по ДТ без уведомления собственника (декларанта) товара; о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении сроков направления документов и проб товара на экспертизу, о признании незаконными действий Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦКТУ) в отношении товара, оформленного по ДТ № №10511010/160320/0042446, ДТ № 10511010/160320/0042456, ДТ №10511010/180320/0044186, ДТ № 10511010/180320/0044260, ДТ №10511010/180320/0044277, ДТ № 10511010/190320/00450, выразившиеся в нарушении срока проведения таможенной экспертизы, а также о признании незаконными действий Северо-Западной оперативной таможни по удержанию товара, оформленного по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450, выразившихся в его изъятии; обязании возвратить Северо-Западную оперативную таможню и Кингисеппскую таможню товар по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450 (с учетом уточнений).
Определением от 26.06.2020 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 02.09.2020 с возможностью перехода в основное при отсутствии возражений сторон.
Определением от 02.09.2020 суд, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Северо-Западную оперативную таможню, судебное заседание отложено на 30.09.2020.
Определением от 30.09.2020 суд, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уральское таможенное управление, судебное заседание отложено.
Определением от 28.10.2020 суд, в порядке статьи 46 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, а также в порядке статьи 51 АПК РФ, Федеральную таможенную службу, судебное заседание отложено.
Протокольными определениями от 25.11.2020, 16.12.2020, 23.12.2020 судебное заседание откладывалось для представления сторонами дополнительных пояснений.
Определением от 25.12.2020 суд выделил в отдельное производство требования Общества о признания незаконными действий Северо-Западной оперативной таможни по удержанию товара, оформленного по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450, выразившееся в его изъятии; обязании возвратить Северо-Западную оперативную таможню товар по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450.
В настоящем судебном заседании суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 АПК РФ, перешел к рассмотрению спора по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В период с 20.03.2020 по 23.03.2020 с целью убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни (далее - т/п МАПП Ивангород) прибыли транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП) с регистрационными номерами <***>/АТ076566, Е651ОР/АУ377066, 279BVY/012YHV, 515MHZ/631YHV, 890DBL/734YHT, 923TLV/257YLK с товаром «ферроникельхром в слитках, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 7202998000.
Согласно представленным товаросопроводительным документам (далее - ТСД) отправителем товара является ООО «Метсплав» (Комсомольский <...>, г. Челябинск, Российская Федерация), получатель товара - TRIARTCAPITALOU (11912, TALLIN, TOOMIKUTEE 8/1).
Согласно отметкам, указанным в декларациях на товары №№ 10511010/180320/0044277, 10511010/160320/0042456, 10511010/160320/0042446, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/190320/0045015 товар «ферроникельхром» 20.03.2020 выпущен в соответствии с таможенной процедурой экспорта Уральским таможенным постом (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможней.
При регистрации сообщения об убытии ТСМП на основании полученной информации СЗОТ в отношении указанных транспортных средств разработаны и применены целевые правоохранительные профили рисков (далее - ЦППР) на технологическую операцию «убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС», предусматривающие применение следующих мер по минимизации рисков: таможенный досмотр товаров, отбор проб и образцов товаров, таможенная экспертиза товаров.
По ДТ № 10511010/160320/0042456 (государственный регистрационный номер транспортного средства 515MHZ/631YHV, перевозчик - компания OUGabotei) на этапе регистрации сообщения об убытии 10218030/200320/0006104 в 21:42 20.03.2020 выявлен профиль риска.
20.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (20.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 24.03.2020 в 17 час. 30 мин., окончен 30.03.2020 в 12 час.30 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 19 час.35 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 46 мест, весом брутто по документам 21708 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО8 представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/300320/00177) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 46 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21598 кг.
03.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/030420/ПВ/000007, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 03.04.2020 № 10218030/030420/000007) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 №№ 34-41/0489, 34-41/0495 в адрес перевозчика ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ № 10511010/160320/0042446 (государственный регистрационный номер транспортного средства 890DBL/734YHT, перевозчик - компания OUILBERS) на этапе принятия сообщения об убытии № 10218030/210320/0006124 в 02:15 21.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
21.03.2020 в 02:40 таможенным органом выписано поручение на таможенный досмотр (№ 10218030/210320/00179), согласно которому степень таможенного досмотра: полное взвешивание, перерасчет грузовых мест, со вскрытием всех грузовых мест, перерасчет количества предметов; измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой; со взятием проб и образцов), в присутствии сотрудников СЗОТ или ОРО Кингисеппской таможни.
21.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (21.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 25.03.2020 в 15 час. 42 мин., окончен 30.03.2020 в 16 час. 50 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 22 час. 13 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 44 места, весом брутто по документам 21198 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО9 и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/300320/00179) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 44 слитка (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21126 кг.
02.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/020420/ПВ/000006, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 02.04.2020 № 10218030/020420/000006) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 №№ 34-41/0491, 34-41/0493 в адрес перевозчика, ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ № 10511010/160320/0044277 (государственный регистрационный номер транспортного средства 923TLV/257YLK. перевозчик - компания OUEKOSTEPGRUPP) на этапе принятия сообщения об убытии в 04:40 22.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
22.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 24.03.2020 в 15 час. 00 мин., окончен 01.04.2020 в 18 час. 00 мин. Акт таможенного досмотра составлен 01.04.2020 в 21 час.25 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 45 мест, весом брутто по документам 21663 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО9 и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/010420/00182) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 45 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21623 кг.
03.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/030420/ПВ/000008, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 03.04.2020 № 10218030/030420/000010) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 №№ 34-41/0490, 34-41/0496 в адрес перевозчика, ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ № 10511010/180320/0044260 (государственный регистрационный номер транспортного средства <***>/АТ076566, перевозчик - ИП ФИО10.) на этапе принятия сообщения об убытии в 09:55 23.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчика выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (23.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 26.03.2020 в 09 час. 55 мин., окончен 29.03.2020 в 18 час. 20 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 18 час.00 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 43 места, весом брутто по документам 20997 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО11. представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/300320/00186) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 45 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21623 кг.
30.03.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/300320/ПВ/000003, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 31.03.2020 № 10218030/310320/000003) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 31.03.2020 №№ 34-41/0467, 34-41/0468 в адрес перевозчика ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ № 10511010/190320/0045015 (государственный регистрационный номер транспортного средства Е651ОР/АУ377066, перевозчик - ИП ФИО10.) на этапе принятия сообщения об убытии № 10218030/230320/0006374 в 09:56 23.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 26.03.2020 в 10 час. 55 мин., окончен 29.03.2020 в 20 час. 20 мин. Акт таможенного досмотра составлен 31.03.2020 в 17 час. 32 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 43 места, весом брутто по документам 20987 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО12 и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/3103420/00187) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 43 слитка (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 20960 кг.
30.03.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/300420/ПВ/000002, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 31.03.2020 № 10218030/310320/000002) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 31.03.2020 №№ 34-41/0466, 34-41/0469 в адрес перевозчика. ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ № 10511010/180320/0044186 (государственный регистрационный номер транспортного средства 279BVY/012YHV, перевозчик - компания OUILBERS) на этапе принятия сообщения об убытии № 10218030/230320/0006369 в 11:40 23.03.2020 выявлен профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 25.03.2020 в 13 час. 57 мин., окончен 25.03.2020 в 15 час. 42 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 21 час. 20 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 44 места, весом брутто по документам 21259 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика ФИО13, представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД № 10218030/3003420/00188) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 44 грузовых места, что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21225 кг.
02.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10218030/020420/ПВ/000005, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 02.04.2020 № 10218030/020420/000005) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 №№ 34-41/0490, 34-41/0494 в адрес перевозчика, ООО «Метсплав» направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
Полагая, что у таможенных органов отсутствовали основания для проведения таможенного досмотра товаров, отбор проб и образцов, назначения таможенной экспертизы, удержания товара, в связи с проведением указанных мероприятий, а в дальнейшем его изъятия, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд (с учетом уточнений).
В соответствии с подпунктом 41 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Согласно пункту 4 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
В соответствии со статьей 376 ТК ЕАЭС управление рисками
систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности
наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления.
Согласно пункту 2 статьи 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем и в сроки, установленные абзацами третьим и четвертым пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС. а также для проведения таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС.
Статьей 377 ТК ЕАЭС определена организация таможенными органами процесса управления рисками, который включает в себя:
1)сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о
совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля,
проведенного как до, так и после выпуска товаров;
2)оценку риска;
3)описание индикатора риска;
4)определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
5)разработку и утверждение профилей рисков;
6)выбор объектов таможенного контроля;
7)применение мер по минимизации рисков;
8)анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.
При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии.
Пунктом 5 статьи 377 ТК ЕАЭС установлено, что информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.
При этом пунктом 6 статьи 378 ТК ЕАЭС установлено, что стратегия и тактика применения таможенными органами системы управления рисками, а также порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 1 статьи 314 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) стратегия применения таможенными органами системы управления рисками заключается в достижении целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 378 ТК ЕАЭС, статьей 312 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 314 Федерального закона № 289-ФЗ определено, что тактика применения системы управления рисками определяет совокупность приемов и методов системы управления рисками, а также порядок функционирования системы управления рисками и реализации процесса управления рисками, включая порядок действий должностных лиц таможенных органов при оценке рисков, разработке, согласовании, утверждении, доведении до таможенных органов, выявлении, актуализации и отмене профилей рисков, применении мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, и учете их результатов.
При этом частью 3 статьи 314 Федерального закона №289-ФЗ определено, что тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
Приказом ФТС России от 18.08.2015 № 1677 (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 № 40462) утверждена стратегия и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее - Стратегия и тактика).
В соответствии с пунктом 12 Стратегии и тактики в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в случае его возникновения таможенными органами на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее - целевые методики анализа рисков).
С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков после выпуска товаров.
Виды рисков классифицируются ФТС России исходя из нарушений и правонарушений, наиболее часто совершаемых участниками ВЭД в целях уклонения от соблюдения требований Законодательства.
ФТС России определяет области рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке утверждают профили рисков и применяют меры по минимизации рисков.
Профиль риска разрабатывается таможенными органами в целях выявления объекта таможенного контроля на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.
Результаты применения профилей рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов.
Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляются ФТС России на основе контрольных показателей, а также методик их расчета и оценки.
При оценке и контроле применения мер по минимизации рисков таможенными органами используется классификатор результатов, сформированный исходя из необходимости учета нарушений и совершения таможенными органами, а также участниками ВЭД наиболее значимых действий, предусмотренных законодательством, по результатам применения мер по минимизации рисков.
На основании пункта 14 Стратегии и тактики таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения.
Общество указывает, что у таможенного органа не имелось оснований для применения каких-либо мер таможенного контроля в отношении товара по спорным ДТ, в том числе, на проведение таможенного досмотра, по результатам которого были отобраны образцы и назначена таможенная экспертиза, поскольку соответствующий действующий приказ ФТС России по применению профилей риска в настоящее время отсутствует.
Данный довод не может быть признан состоятельным ввиду следующего.
Из стандартов 6.1-6.5 главы Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) согласно которым все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. При проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками. Таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки. Таможенная служба принимает стратегию оценки степени соблюдения законодательства в целях поддержки системы управления рисками.
Согласно фактическим обстоятельствам дела, в отношении вывозимого с территории ЕАЭС товара «ферроникельхром в слитках…» при регистрации МАПП Ивангород сообщения об убытии сработал автоматический целевой, правоохранительный профиль риска в отношении вывозимого товара.
В ходе судебного разбирательства, представители таможенного органа, а также Северо-Западной оперативной таможни подтвердили, что СЗОТ располагала информацией о возможном незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации стратегических товаров «отходы и лом черных металлов» код ТЭНВЭД – 7204, которые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 включен в перечень стратегически важных товаров.
Таким образом, при наличии у правоохранительных подразделений таможенных органов информации о возможном нарушении права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации (далее - информация), а также при необходимости проверки данной информации посредством проведения таможенного досмотра и (или) таможенной экспертизы, информация, поступившая на таможенный пост МАПП Ивангород обязательна к использованию, и в соответствии с данной информацией применяются меры по минимизации рисков. Следовательно, вышеуказанные действия совершены правомерно.
Ссылка заявителя на Решение Верховного суда Российской Федерации от 08.08.2019 №АКПИ19-438, согласно которому приказ ФТС России от 16.05.2018 № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками» признан недействительным, подлежит отклонению, поскольку таможенный орган при проведении форм таможенного контроля руководствовался, прежде всего, положениями ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Заявитель указывает, что со стороны таможенного органа допущены нарушения, выразившиеся в бездействии таможенного поста МАПП Ивангород по уведомлению собственника товара при проведении таможенных операций (проведение таможенного досмотра, акт отбора проб и образцов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.
Согласно представленным документам при убытии товара с таможенной территории ЕАЭС перевозки товаров осуществлялась перевозчиками OU «Ilbers», OU «Gabotei», OU «EkostepGrupp» и ИП ФИО10 по договорам перевозки (международная товарно-транспортная накладная) от 16.03.2020 №№ 40, 41, от 18.03.2020 №№ 43, 44, 45, от 19.03.2020 № 46. Водители транспортных средств действовали на основании доверенностей. Представителем (водителем) перевозчика были представлены таможенному органу в месте убытия товаров доверенности на представление интересов перевозчика в таможенных органах.
Как следует из положений статьи 348 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары. Перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка).
В соответствии с пунктом 4 статьи 393 ТК ЕАЭС по результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, в 3 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) декларанту, при его отсутствии - иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено. В рассматриваемом случае, акты отбора проб и образцов вручены перевозчикам.
Приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении (далее - Инструкция).
Из пункта 49 Инструкции следует, что в целях идентификации товаров, убывающих с таможенной территории ЕАЭС, при выявлении рисков, для минимизации которых необходимо применять формы таможенного контроля, содержащиеся в профилях риска, уполномоченное должностное лицо проводит в присутствии лица, управляющего транспортным средством, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а также отбирает пробы и образцы товаров для исследования (экспертизы).
При проведении досмотра и (или) отборе проб и образцов товаров уполномоченное должностное лицо составляет акт, один из экземпляров которого прикладывает к документам (копиям), поданным при сообщении об убытии, для хранения в архиве таможенного органа, а другой - передает перевозчику.
Системный анализ главы 15 ТК ЕАЭС, Инструкции позволяет сделать вывод, что на этапе убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС отношения возникают исключительно между таможенным органом и перевозчиком. Именно последний в целях убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС представляет таможенному органу необходимые документы и сведения, и. следовательно, именно перевозчика обязан уведомить таможенный орган о принятых решениях.
Кроме того, положениями статьи 11 Конвенции КДПЕ установлено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Исходя из вышеизложенного, представители перевозчика наделены правами осуществления всех необходимых действий, предусмотренных правами ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в том числе правами и обязанностями, предусмотренными ТК ЕАЭС при проведении форм фактического контроля, являясь в данном случае иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров.
Суд также учитывает, что заявителем не приведено доводов в обоснование вывода о нарушении его законных прав указанным бездействием. В данном случае, из заявления усматривается непосредственное несогласие Общества именно с осуществлением форм контроля при выпуске товара с территории ЕАЭС (отбором проб, проведением экспертизы), между тем само по себе данное не согласие не свидетельствует о незаконности действий (бездействий) таможенных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенный орган наделен правом назначения таможенной экспертизы для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требующих специальных и (или) научных знаний.
Как следует из пункта 5 статьи 389 ТК ЕАЭС, решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа, и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.
В соответствии с положениями статьи 389 ТК ЕАЭС о принятых решениях о назначении таможенных экспертиз были уведомлены иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, а именно представители перевозчиков OU«Ilbers», OU«Gabotei», OU«EkostepGrupp» и ИП ФИО10, осуществляющие международную перевозку вышеуказанного товара, а также ООО «Метсплав».
Позиция Общества о том, что Кингисеппская таможня фактически лишила ООО «Метсплав» прав, предусмотренных статьями 393, 395 ТК ЕАЭС, не может быть признана обоснованной, поскольку решения были направлены в адрес Общества, в которых заявителю были разъяснены права, предусмотренные статьей 395 ТК ЕАЭС, при этом никаких заявлений и ходатайств от Общества, в связи с назначением экспертизы, не поступало.
Учитывая, что необходимость проведения таможенной экспертизы, отбора проб и образцов товара выявлена с использованием системы управления рисками, решения 10218030/030420/ПВ/000007, 10218030/020420/ПВ/000006, 10218030/030420/ПВ/000008, 10218030/300320/ПВ/000003, 10218030/300320/ПВ/000002, 10218030/020420/ПВ/000005 о назначении таможенной экспертизы (а также предшествующие действия) отвечают требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы заявителя о нарушении таможенным органом сроков направления проб образцов товара на экспертизу.
В соответствии с пунктом 16 приказа ФТС России от 20.11.2014 № 2264 «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами РФ проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (далее – Приказ ФТС № 2264) материалы (документы, пробы (образцы) товаров), необходимые для проведения таможенной экспертизы, доставляются уполномоченным должностным лицом таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, в таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу, не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем оформления акта.
В силу пункта 7 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденным приказом ФТС России от 16.01.2019 N 34 "Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы" начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.
Согласно представленным таможней документам и пояснениям, решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы с образцами спорных товаров направлены в ЦЭКТУ письмами от 15.04.2020 № 34-42/0520, 34-42/0521,34-42/0521, 34-42/0522, 34-42/0523, 34-42/0524, 34-42/0525 (письмо таможни).
Акты отбора проб и (или) образцов товаров датированы 03.04.2020 (ДТ 10511010/160320/0042456), 02.04.2020 (ДТ 10511010/160320/0042446), 03.04.2020 (ДТ 10511010/180320/0044277), 31.03.2020 (ДТ 10511010/180320/0044260), 31.03.2020 (ДТ 10511010/190320/0045015), 02.04.2020 (ДТ 10511010/180320/0044186).
Согласно заключениям эксперта ЦЭКТУ № 12404003/0010348, 12404003/0010349, 12404003/0010557, 12404003/0010561, 12404003/0010564, 12404003/0010565 исследования в отношении спорного товара были начаты экспертом только 29.04.2020, то есть спустя 10 рабочий дней с даты писем таможни о направлении в ЦЭКТУ образцов спорного товара (письма таможни от 15.04.2020).
Таким образом, доставление таможней в адрес ЦЭКТУ документов и образцов спорного товара, отобранных по актам отбора проб и (или) образцов товаров произведено спустя более 18 рабочих дней с даты оформления актов, что является нарушением требований пункта 16 Приказа ФТС № 2264.
В ходе судебного разбирательства представители таможенного органа не оспаривали факт несвоевременного направления проб и образцов товара на экспертизу указали, что нарушение обусловлено объективными причинами, независящими от таможенного органа, принявшего решение о назначении экспертизы (электронная запись, временное отсутствие эксперта, аттестованного на право производства металлов, сплавов и изделий из них ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга, удаленностью ЦЭКТУ, проводящего экспертизу, невозможностью физического направления должностного лица с образцами товара для передачи в экспертное учреждение). Между тем, неблагоприятные последствия, связанные с трудностями организации и своевременной доставки образцов к месту исследования, не могут быть возложены на Общество, при том, что нарушение указанных сроков ведет к необоснованному затягиванию сроков проведения экспертизы, результаты которой, как неоднократно поясняли представители таможенного органа, а также Северо-Западной оперативной таможни, имели первоочередное значение для разрешения вопроса о наличии в действиях Общества вменяемого правонарушения и принятия, в связи с изложенным, решения об изъятии товара Северо-Западной оперативной таможней.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что требования заявителя в части признания незаконным действия, выразившегося в нарушении сроков направления документов и проб товара на экспертизу, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В отношении доводов заявителя о нарушении сроков проведения экспертизы и сроков продления, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы.
В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств-членов (абзац 2 пункта 1 статьи 390 ТК ЕАЭС).
Приказом Минфина России от 25.11.2019 № 200н основанием для продления срока проведения таможенной экспертизы является проведение таможенным экспертом (экспертом) исследования четырех и более проб и (или) образцов товаров или исследования трех и более таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации товаров и документов, если такое исследование требует применения трех и более методов исследования.
Порядок продления срока проведения таможенной экспертизы утвержден приказом ФТС России от 07.02.2019 № 204 (далее - Порядок продления).
В соответствии с пунктом 3 Порядка продления, решение о продлении срока проведения таможенной экспертизы с указанием причин такого продления принимает начальник ЦЭКТУ или лицо, уполномоченное им в соответствии с частью 3 статьи 335 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Порядка продления в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о продлении срока проведения таможенной экспертизы, ЦЭКТУ направляет письмо о принятом решении либо авторизованное электронное сообщение, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица ЦЭКТУ, с указанием причин продления срока проведения таможенной экспертизы и даты окончания срока проведения таможенной экспертизы.
В рассматриваемом случае таможенные экспертизы в отношении товара, заявленного по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186; 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, приняты таможенным экспертами регионального филиала ЦЭКТУ в г. Нижнем Новгороде в производство 29 апреля 2020 года.
Предусмотренный пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС срок проведения таможенной экспертизы (20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов и документов для проведения таможенной экспертизы) приходился на 01 июня 2020 года.
Вместе с тем большое количество объектов исследования (более 4-х шт.) в каждой из таможенных экспертиз, а также необходимость использования трех и более методов исследования потребовало продлить сроки проведения указанных таможенных экспертиз до 29 июня 2020 года (уполномоченным лицом принято соответствующее решение о продлении срока проведения таможенной экспертизы).
При этом письмо с уведомлением о продлении срока проведения таможенной экспертизы в таможенный орган, назначивший таможенные экспертизы, направлено ЦЭКТУ в предусмотренный абзацем 2 пункта 4 Порядка продления срок, а именно 04 июня 2020 года (письмо от 04.06.2020 №39-06-07/1567).
ООО «МЕТСПЛАВ» усматривает нарушение ЦЭКТУ требований статьи 390 ТК ЕАЭС в принятии решения о продлении сроков производства таможенных экспертиз за пределами 20 рабочий дней (с учетом начала производства таможенной экспертизы 29.04.2020 и датирования письма о продлении сроков производства 04.06.2020).
Вместе с тем, с учетом вышеперечисленных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение таможенной экспертизы, направление ЦЭКТУ письма о продлении срока проведения таможенных экспертиз 4 июня 2020 года, с учетом окончания 20 рабочих дней с момента начала их производства (29.04.2020) 1 июня 2020года, свидетельствует о своевременном принятии ЦЭКТУ решения о продлении сроков проведения таможенных экспертиз.
Таким образом, таможенные экспертизы проведены в установленный срок, с учетом продления до 29 июня 2020 года (заключения таможенного эксперта от 29.06.2020 № 12404003/0010561, от 23.06.2020 № 12404001/0010564, от 29.06.2020№ 12404003/0010557, от 29.06.2020 № 12404003/0010349, от 29.06.2020 № 12404003/0010565).
Суд отклоняет довод заявителя довод об отсутствии у регионального филиала ЦЭКТУ в г. Нижнем Новгороде полномочий на производство таможенных экспертиз.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Вместе с тем ЦЭКТУ не осуществляет деятельность и работы по оценке соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 08.09.2020 № 770 (далее - Положение), ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России в области проведения таможенных экспертиз, судебных экспертиз и иных исследований, экспертиз назначаемых по делам об административных правонарушениях, а также научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов.
Управление осуществляет экспертно-исследовательское обеспечение потребностей таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в проведении экспертиз и иных исследований товаров, транспортных средств, документов, а также других объектов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (подпункт 1 пункта 10 Положения).
Согласно пункту 2 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом.
Приказом ФТС России от 19.11.2018 № 1859 ЦЭКТУ определено таможенным органом, уполномоченным на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля.
Целью таможенной экспертизы является установление характеристик товара, позволяющих его классифицировать в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, аттестованными на право производства судебных и таможенных экспертиз Главной экспертно-квалификационной комиссией ЦЭКТУ. Таможенные эксперты предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможенные эксперты ЦЭКТУ, выполняют измерения и исследования с использованием средств измерения и оборудования, прошедшего поверку и аттестацию в установленном законом порядке. Следовательно, деятельность ЦЭКТУ в части производства экспертиз и исследований для таможенных органов не требует аккредитации. Данная позиция подтверждается письмом Росаккредитации от 14.04.2015 № 11238/04-СМ.
Кроме того, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, содержащий основания для отказа в проведении таможенной экспертизы (пункт 6 статьи 389 ТК ЕАЭС), такого основания как отсутствие у таможенного органа, уполномоченного в установленном порядке на производство таможенных экспертиз, аккредитации, не содержит.
Доводы Общества о том, что таможенным органом было допущено незаконное бездействие, выразившиеся в не оформлении разрешения на убытие товаров, а также незаконное действие по удержанию товара, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС, товары ЕАЭС, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пункту 9 статьи 92 ТК ЕАЭС убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС, за исключением товаров для личного пользования, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации, либо на ее копии, либо на ином документе, допускающем вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, и на транспортных (перевозочных) документах.
Поскольку были выявлены профили риска, в отношении товара проводился таможенный досмотр, назначено проведение таможенной экспертизы в отношении вывозимых Обществом партий товаров, проведены отборы проб и образцов, в связи с чем основания для оформления разрешения на убытие товара у таможенного органа отсутствовали.
В дальнейшем, а именно 01.04.2020 и 03.04.2020 после отбора проб и образцов, а также их направления на экспертизу, Северо-Западной оперативной таможней было произведено изъятие товара, в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также его помещение на склад хранения, в соответствии с актами приема-передачи от 01.04.2020 и от 03.04.2020.
В связи с изъятием товара Северо-Западной оперативной таможней, таможенным постом МАПП Ивангород в отношении товаров, перемещаемых по вышеуказанным ДТ, на основании пункта 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной Приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067 (далее - Инструкция), были приняты решения об их возврате на таможенную территорию ЕАЭС и, в соответствии с положениями пунктов 58-60 Инструкции на товаросопроводительных накладных (CMR) были проставлены соответствующие сведения: «Возврат в РФ» с указанием даты и времени проставления отметки, завизированной личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного поста МАПП Ивангород, оформляющего убытие: по ДТ № 10511010/160320/0042446 соответствующее решение принято 03.04.2020 в 21.05; по ДТ № 10511010/160320/0042456 соответствующее решение принято 03.04.2020 в 22.47; по ДТ № 10511010/180320/0044186 соответствующее решение принято 03.04.2020 в 20.31; по ДТ № 10511010/180320/0044260 соответствующее решение принято 01.04.2020 в 19.28; по ДТ № 10511010/180320/0044277 соответствующее решение принято 03.04.2020 в 21.33; по ДТ № 10511010/190320/0045015 соответствующее решение принято 01.04.2020 в 19.44.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для вывода о совершении таможенным органом незаконного бездействия, выразившегося в не оформлении разрешения на убытие товаров, а также незаконного действия по удержанию товара.
Рассмотрев требование Общества об обязании Кингисеппской таможни возвратить товар по ДТ №№ 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, основанием для изъятия товара явилась информация о возможном незаконном перемещении Обществом через таможенную границу Российской Федерации стратегических товаров «отходы и лом черных металлов» код ТЭНВЭД – 7204, которые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 включены в перечень стратегически важных товаров.
По мнению Кингисеппской таможни и Северо-Западной оперативной таможни спорный товар должен классифицироваться в товарной позиции 7204 ТН ВЭД, тогда как товар задекларирован и выпущен по процедуре экспорта в товарной позиции 7202 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, между сторонами имеет место спор по классификации товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД)
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В целях правильной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС применяются также рекомендованные Коллегией ЕАЭК Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат толкование товарных позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и иную информацию, необходимую для определения классификационного кода конкретного товара.
Спорный товар отнесен Обществом к товарной подсубпозиции 7202 99 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Ферросплавы: - прочие: --прочие: --- прочие».
В соответствии с примечаниями 1 в), ж) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС:
в) "ферросплавы" - сплавы в виде чушек, болванок, кусков или других первичных форм, полученных в результате непрерывного литья, а также в форме гранул или порошков, агломерированных или неагломерированных, обычно применяемые как добавки при производстве других сплавов или в качестве раскислителей, десульфураторов или для других аналогичных целей в черной металлургии и обычно непригодные для ковки, содержащие 4 мас. % или более железа и один или более из приведенных ниже элементов в следующих соотношениях:
- хрома более 10 мас.%,
- марганца более 30 мас.%,
- фосфора более 3 мас.%,
- кремния более 8 мас.%,
- других элементов в сумме более 10 мас. %, исключая углерод, при условии содержания меди не более 10 мас.%;
ж) "слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)" - изделия, грубо отлитые в форме слитков без литейной прибыли или литников или в форме чушек, имеющие явные поверхностные дефекты и отличающиеся по химическому составу от передельного чугуна, зеркального чугуна или ферросплавов;
Согласно примечанию 2 к субпозициям группы 72 ТН ВЭД ЕАЭС при включении ферросплавов в субпозиции товарной позиции 7202 следует соблюдать следующее правило:
ферросплав рассматривается как двойной сплав и включается в соответствующую субпозицию (если такая имеется), если только один из легирующих элементов сплава превышает минимальное процентное содержание, установленное в примечании 1 (в) к данной группе; аналогичным образом, он считается тройным или четвертным, если, соответственно, два или три легирующих элемента сплава превышают установленное для них минимальное процентное содержание.
В случае применения этого правила по отношению к неперечисленным «другим элементам», упомянутым в примечании 1 (в) к данной группе, содержание каждого элемента должно превышать 10 мас.%.
Согласно Пояснениям к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (том IV), утвержденным рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21, ферросплавы отличаются от передельного чугуна тем, что они содержат более низкий процент железа, служащего своеобразным «растворителем» для составляющих высокий процент легирующих элементов (например, марганца, хрома, вольфрама, кремния, бора или никеля), а также тем, что могут содержать 2 мас.% или менее углерода.
Ферросплавы, как правило, не подвергаются прокатке, ковке или какой-то иной обработке, по крайней мере, в промышленных целях, даже если некоторые из них являются ковкими. Они используются в чугуно- или сталелитейной промышленности в основном для введения определенных количеств легирующих элементов в сталь или передельный чугун для придания им особых свойств в тех случаях, когда применение соответствующих чистых элементов является невозможным или нерентабельным. Некоторые их них используются в качестве раскислителей, десульфураторов, для деазотирования или для успокоения стали, в то время как другие используются в сварке или для нанесения металлопокрытий.
Некоторые ферросплавы могут быть использованы непосредственно для литья. Для включения в данную товарную позицию ферросплавы должны быть в форме чушек, болванок, кусков или аналогичных первичных формах, в гранулах или порошкообразной форме, или в формах, полученных в результате непрерывного литья (например, заготовок).
Хотя некоторые ферросплавы (например, ферромарганец или ферросилиций) могут быть получены в доменных печах, обычно их производят в электрических печах или тиглях методом металлотермии и т.п. К основным разновидностям ферросплавов относятся следующие:
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 7202 ТН ВЭД к основным разновидностям ферросплавов относятся следующие:
(1) ферромарганец
(2) ферросилиций
(3) ферросиликомарганец
(4) феррохром
(5) ферросиликохром
(6) ферроникель
(7) ферромолибден
(8) ферровольфрам и ферросиликовольфрам
(9) ферротитан и ферросиликотитан
(10) феррованадий
(11) феррониобий
(12) ферросиликомагний и ферросиликокальций.
В данную товарную позицию не включаются:
(г) продукты, которые в ряде стран известны иногда как ферроникели или ферроникельхромы, обладают ковкостью и обычно не используются как «добавки» в черной металлургии (товарные позиции 7218 - 7229 или группа 75)
Стоит отметить, что в самом тексте пояснений указано, что в нем перечислены основные разновидности ферросплавов, что само по себе свидетельствует о том, что разновидностей ферросплавов значительно больше, нежели перечислено в данном списке.
Кроме того, исходя из содержания Примечаний к группе 2 к субпозициям группы 72 ТН ВЭД ЕАЭС ферросплав рассматривается не только как двойной сплав, он может быть также тройным или четвертным (то есть состоять из трех или четырех видов металла), если, соответственно, два или три легирующих элемента сплава превышают установленное для них минимальное процентное содержание.
В соответствии с Пояснениями к ЕТН ВЭД ЕАЭС (Том VI) отходы черной металлургии, переплавленные и снова отлитые в виде слитков, имеющие состав ферросплава и используемые в качестве присадки при производстве специальных сталей, включаются в подсубпозиции товарной позиции 7202 в соответствии с материалом, из которого они состоят.
В данную товарную позицию не включаются отходы от плавки цветных металлов, которые из-за наличия в них серы, фосфора или прочих примесей не могут использоваться как ферросплавы (обычно товарная позиция 2620).
Таким образом, следует признать, что основным классифицирующим признаком ферросплавов, стали и слитков для переплавки является их химический состав.
Как следует из материалов дела и таможенных экспертиз, представленных таможенным органом и проведенных на основании решений от 03.04.2020 и от 30.03.2020, химический состав проб рассматриваемого товара соответствует сведениям, указанным в декларации на товары и технической документации, ломом и отходами не является.
В экспертных заключениях указано, что исследованные пробы товара представляют собой сплав железа, хрома, никеля и хрома, которые могут входят в состав сталей в качестве легирующих компонентов, в связи с чем, спорный товар может применяться как легирующая добавка при производстве специальных сталей.
В исследовательской части экспертных заключений указано, что при исследовании проб установлено наличие дефектов и загрязнений, свидетельствующих о том, что товар не является готовой сталью с требуемым химическим составом.
Вместе с тем, исходя их характеристик ферросплавов, приведенных в примечаниях и пояснений к группе 72 и товарной позиции 7202 ТН ВЭД, ферросплавы не являются готовым товаром, предназначены для введения их в определенном количестве в состав других металлов в тех случаях, когда применение соответствующих чистых элементов является невозможным или нерентабельным, с целью получения металла с требуемым характеристиками, либо использования их в качестве раскислителей, десульфураторов, для деазотирования или для успокоения стали, в то время как другие используются в сварке или для нанесения металлопокрытий.
Эксперт, делая выводы о том, что количественный элементный состав не соответствует конкретным типам ферросплавов, поименованным в нормативно-технической документации, ссылается на ГОСТ Р 50724.1-94 и приходит к выводам об отличии состава проб спорного товара от химического состава ферросплавов.
При этом, таможенный эксперт не приходит к выводам о том, что химический состав проб товара отличается от сведений, заявленных в ДТ и сертификатах на товар (имеются в материалах дела), и не соответствует химическому составу ферросплавов, указанному в примечании 1(в) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, эксперт, указывая на несоответствие исследованных проб товара определению ферросплавов, содержащихся в примечании 1(в) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС исходил из того, что количественный элементный состав проб товара не соответствует конкретным типам ферросплавов, поименованным в ГОСТ Р 50724.1-94.
Действительно, ГОСТ Р 50724.1-94 (ИСО 8954-1-90). «Государственный стандарт Российской Федерации. Ферросплавы. Материалы. Термины и определения» содержит 20 типов ферросплавов, в то время как в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС (том IV) приведено только 12 разновидностей ферросплавов, однако указано, что данные разновидности являются основными.
Несмотря на то, что требования к химическому составу ферросплавов, приведенные в примечании 1(в) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС, отличаются от требований ГОСТов, в рассматриваемом случае в целях классификации товара примечание 1(в) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС имеет приоритет по отношению к ГОСТам, что следует из смысла и содержания статьи 2 ТК ЕАЭС, статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым для целей таможенного оформления понятия и термины применяются в значениях, определенных соответствующими международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Следовательно, ГОСТы а также иные правила и стандарты могут применять только в том случае, если соответствующие термины и определения не содержатся в соответствующих текстах товарных позиций, примечаниях и пояснениях к ним.
Учитывая, что определение и признаки ферросплавов достаточно подробно описаны в примечаниях к группе 72 и пояснениях к товарной позиции 7202 ТН ВЭД, оснований руководствоваться положениями ГОСТов при определении ферросплавов не имеется.
Идентифицируя исследованные пробы как шихтовые заготовки в виде грубо отлитых чушек (слитков), представляющих собой промежуточный продукт (сырье металлургического производства), без прибыли и литника, которые можно использовать на выплавку подобной по составу марки стали, таможенный эксперт не учитывает положения примечания 1 (ж), в котором прямо указано на то, что шихтовые слитки должны отличаться по химическому составу от передельного чугуна, зеркального чугуна или ферросплавов.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 7204 ТН ВЭД ЕАЭС к слиткам для переплавки (шихтовые слитки) относятся слитки или чушки, обычно из высоколегированной стали, полученные в результате переплава мелкого лома (например, шлифовальной пыли или мелких токарных стружек) и отливки.
В данной товарной позиции исходя из текста товарной позиции и пояснения к ней, классифицируются в основном отходы черных металлов, которые не используются для выплавки металлов с определенными характеристиками, в отличие от ферросплавов, именно поэтому к ним законодателем не предъявляются жесткие требования по химическому составу. Шихтовые слитки являются продуктом переплавки таких отходов, а не специальным сплавом, используемым в целях, определенных в подпункте (в) пункта 1 Примечания к группе 72 ТН ВЭД.
Более того, согласно пояснениям представителя ЦЭКТУ, данным в ходе судебного заседания и отраженным в отзыве, химический состав спорного товара соответствует составу ферросплавов, определенному в подпункте (в) пункта 1 Примечания к группе 72 ТН ВЭД.
Таким образом, из заключений таможенного эксперта, полученных по результатам исследований, проведенных на основании решений от 03.04.2020 и от 30.03.2020 о проведении экспертиз спорного товара, следует, что химический состав товара соответствует составу ферросплавов, определенному в вышеуказанном примечании к группе 72 ТН ВЭД.
Суд учитывает, что заключениями ЦЭКТУ от 18.03.2020 № 12407007/0005531, от 14.04.2020 № 12407007/0009559, от 22.06.2020 № 12407007/0014367, 21.08.2020 № 12407007/0019239, 26.08.2020 № 12407007/0019742, Центра по экспортному контролю № 49а от 25.02.2020 принятыми ранее, также установлено отсутствие оснований для отнесения спорного товара к товарной позиции 7204 ТН ВЭД.
Более того, в рамках судебных заседаний по настоящему делу представителями таможенных органов не оспаривалось и то обстоятельство, что таможенным органом выпуска, обладающим полномочиями по принятию решений о классификации спорного товара, оснований для классификации спорного товара в товарной позиции 7204 ТН ВЭД ЕАЭС не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела не доказано наличие оснований для классификации спорного товара, в товарной позиции 7204 ТН ВЭД ЕАЭС. Между тем, иных оснований, для изъятия товара, таможенными органами указано не было, что свидетельствует об отсутствии оснований для его удержания.
Между тем, как было установлено ранее, 01.04.2020 и 03.04.2020 Северо-Западной оперативной таможней было произведено изъятие товара, а также его помещение на склад хранения, в соответствии с актами приема-передачи от 01.04.2020 и от 03.04.2020. При данных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требования об обязании Кингисеппской таможни возвратить спорный товар, поскольку он не находится в распоряжении Кингисеппской таможни.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным действие Кингисеппской таможни, выразившееся в нарушении сроков направления документов и проб товара, отобранных по акту отбора проб и образцов товаров в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Кингисеппской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Метсплав» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Метсплав» 15 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 11.06.2020 № 518.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.