Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 октября 2022 года Дело № А56-49471/2022
Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Норко А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н., Кузьмоловский городской поселок, ФИО1 ул., 14, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третье лицо: закрытое акционерное общество «Камея» (191023, <...>, лит. Б, пом. 22Н, оф. 1.3, ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
об оспаривании предупреждения от 11.04.2022 №ПД/06/06,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 11.04.2022,
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 17.01.2022
от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 20.05.2021,
установил:
Совет депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление)от 11.04.2022 № ПД/06/06 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество «Камея» (далее – Общество).
Определением суда от 19.05.2022 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Совета депутатов в судебном заседании заявленные требования поддержал, представители Управления и Общества возражали по доводам, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,в Управление поступило заявление Общества о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов при наделении муниципального казенного учреждения «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела») функциями органов местного самоуправления.
Управление выдано предупреждение № ПД/06/06 от 11.04.2022 Совету депутатов о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Совет депутатов оспорил предупреждение Управления в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.
Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении и пунктом 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» Единая специализированная служба наделяется из местного бюджета возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, который включает в себя:
оформление документов, необходимых для погребения умершего;
предоставление простейшего гроба (без внешней обшивки, с подстилкой из стружек, покрытых простейшей тканью), доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Постановлением от 28.02.2017 № 34 Администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» принято решение о создании Муниципального казённого учреждения «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела»).
Права и обязанности Учредителя от имени МО «Кузьмоловское городское поселение» осуществляются Советом депутатов с 02.12.2020 года.
Решением № 251 от 13.05.2021 Совета депутатов о рассмотрении протеста Всеволожской городской прокуратуры № 01-12-2021 от 25.03.2021 внесены изменения в Устав МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела». Согласно указанному решению подпункт 2 пункта 2.2 о видах деятельности МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» главы 2 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «2) выполнение отдельных муниципальных функций органов местного самоуправления городского поселения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: подготовка предложений об определении мест (зон) для погребения умершего (одиночное захоронение), организации родственных захоронений, семейных (родовых) захоронений и иных захоронений, а также предоставление ниши в стене скорби; предоставление земельного участка (места) для одиночного захоронения, родственных захоронений, семейных (родовых), почетных, воинских, братских (общих) захоронений, а захоронений в стенах скорби на объектах похоронного значения; выдача удостоверения о захоронении (подзахоронении) установленного образца; выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия); подготовка предложений по перезахоронению останков умерших в соответствии с действующим законодательством; организация перезахоронений останков погибших при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений и обеспечение обозначения и регистрации места захоронения; ведение первичного учета всех видов захоронений (захоронений урн с прахом) в муниципальной электронной базе захоронений; ведение первичной регистрации установки и замены надмогильных сооружений (надгробий), а также иных работ, приводящих к изменению состояния и статуса захоронения в муниципальной электронной базе захоронений; разработка и реализация мероприятий по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции (расширению), ремонту (текущему, капитальному), закрытию или переносу действующих кладбищ, а также проведение комплекса мероприятий (нормативные гидротехнические и другие работы) в целях обеспечения экологической и биологической безопасности территорий захоронений для населения, для оптимизации сроков биодеградации и минерализации останков и предотвращения миграции загрязнений в почво-грунты и грунтовые воды; осуществление текущего контроля за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся в собственности МО «Кузьмоловское ГП» исключительно по целевому назначению; обеспечение сохранности мест захоронений; обеспечение сопровождения как новых, так и существующих захоронений, мероприятиями, оптимизирующими срок кладбищенского периода (сроки биодеградации и минерализации останков); проведение ежегодного мониторинга состояния организация похоронного дела на территории МО «Кузьмоловское ГП»; содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт объектов похоронного назначения, находящихся в муниципальной собственности; приносящие доход услуги по погребению и связанные с ними услуги, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2. главы 2 Устава; и иные виды в соответствии законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, муниципальными правовыми актами в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения».
Подпунктом 1 пункта 2.2. главы 2 Устава установлен вид деятельности МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» - оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения и иные, связанные с ними услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 3.10 Устава МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с настоящим Уставом.
Таким образом, решением Совета депутатов МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» наделено функциями органа местного самоуправления: выполнение отдельных муниципальных функций органов местного самоуправления городского поселения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: организации родственных захоронений, семейных (родовых) захоронений и иных захоронений, а также предоставление ниши в стене скорби; предоставление земельного участка (места) для одиночного захоронения, родственных захоронений, семейных (родовых), почетных, воинских, братских (общих) захоронений, а захоронений в стенах скорби на объектах похоронного значения; выдача удостоверения о захоронении (подзахоронении) установленного образца; выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия); подготовка предложений по перезахоронению останков умерших в соответствии с действующим законодательством; организация перезахоронений останков погибших при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений и обеспечение обозначения и регистрации места захоронения; ведение первичного учета всех видов захоронений (захоронений урн с прахом) в муниципальной электронной базе захоронений; ведение первичной регистрации установки и замены надмогильных сооружений (надгробий), а также иных работ, приводящих к изменению состояния и статуса захоронения в муниципальной электронной базе захоронений; проведение ежегодного мониторинга состояния организации похоронного дела на территории муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и функциями хозяйствующего субъекта: погребение (захоронение) тел умерших согласно гарантированному перечню услуг по погребению; погребение неопознанных и невостребованных тел умерших; подготовка тел умерших к захоронению; предоставление услуг, связанных с захоронением; транспортировка тел умерших.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В соответствии с письмом ФАС России от 21.12.2018 № СП/105171/18 казенное учреждение может быть наделено функциями органа власти, только если оно само не осуществляет деятельность в качестве хозяйствующего субъекта и не получает дохода на том товарном рынке, в отношении которого оно наделено какими-либо властными полномочиями. В случае несоблюдения указанного условия создается реальная угроза, что казенное учреждение, наделенное функциями органа власти, получит преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.
Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с письмом ФАС России от 03.07.2014 № ЦА/26577/14 Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.
Управление в оспариваемом ненормативном правовом акте верно указало, что достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, в действиях Совета депутатов Ленинградским УФАС России усмотрены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно в наделении МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления, и функциями хозяйствующего субъекта.
Руководствуясь частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, Управление выдано предупреждение № ПД/06/06 от 11.04.2022 Совету депутатов о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу о незаконном возложении на МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» закрепленных в Уставе полномочий в силу запрета части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская