ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-49477/09 от 23.09.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 сентября 2009 года Дело № А56-49477/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен24 сентября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Хохлова Д.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрковым И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО "Сургутнефтегаз"

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третье лицо ООО "КИНЕФ"

об оспаривании бездействия и исключении из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов

при участии

от заявителя Павлюченко Д.В. (доверенность от 01.01.2009 № 7-Д),

от заинтересованного лица Альховского В.А. (доверенность от 26.08.2009 № 15),

от третьего лица Дашкевич Е.В. (доверенность от 31.12.2008 № 27),

установил:

ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – УФАС) – неисключения группы лиц в составе заявителя и ООО «КИНЕФ» из регионального раздела реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (далее – Реестр), а также о понуждении заинтересованного лица к исключению указанной группы лиц из Реестра.

ООО «КИНЕФ» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

По мнению ОАО «Сургутнефтегаз», отказ антимонопольного органа в исключении группы лиц в составе заявителя и третьего лица из Реестра не основан на надлежащем исследовании и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке: неправильно определены продуктовые и географические границы товарного рынка, состав продавцов.

Согласно отзыву УФАС возражает против удовлетворения заявления и указывает на то, что результаты анализа оптового рынка топливного мазута в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2007 год и 9 месяцев 2008 года, отраженные в аналитическом отчете, не позволяют исключить из Реестра группу лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ».

ООО «КИНЕФ» в отзыве поддерживает правовую позицию заявителя, ссылаясь на то, что объемы поставок топочного мазута неуклонно снижались вплоть до 2008 года. УФАС не учтено, что подавляющее большинство топочного мазута М-100 реализуется за пределами Российской Федерации.

В судебном заседании представители ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ» поддержали изложенные в заявлении доводы, а представители УФАС просили отказать в его удовлетворении по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Как видно из материалов дела, группа лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ» включена в Реестр на оптовом рынке топочного мазута с долей менее 65 процентов в географических границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи со снижением объемов продаж топочного мазута ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в антимонопольный орган с заявлением об исключении группы лиц из Реестра. По результатам анализа оптового рынка топочного мазута выявлено, что доля группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ» снизилась с 63 процентов в 2007 году до 54 процентов за 9 месяцев 2008 года. Заявителю направлено письмо от 23.04.2009 № 02/806, в котором указано на отсутствие оснований для исключения группы лиц из Реестра.

Ведение Реестра относится к полномочиям антимонопольного органа (подпункт 7 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Правила формирования и ведения Реестра (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896.

В силу пункта 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:

а) аналитический отчет;

б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному по результатам анализа спорного товарного рынка, продуктовые границы рынка определены как топочный мазут, включая марки М-100 и М-40; географические границы очерчены пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области; доля группы лиц в составе заявителя и третьего лица в 2008 году составила 54 процента.

В материалах дела отсутствуют сведения о предложениях на рынке товара, взаимозаменяемого с топочным мазутом, и о готовности потребителей заменить топочный мазут таким товаром. Равно как не представлена в дело и информация о том, что для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и других покупателей, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, экономически целесообразно закупать топочный мазут, используемый в качестве энергоносителя, в других регионах. Распечатки из сети «Интернет» о котировках мазута и железнодорожных тарифах на перевозку не принимаются судом в качестве доказательств как не соответствующие требованиям статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку группа лиц в составе заявителя и третьего лица включена в Реестр на товарном рынке с определенными продуктовыми и географическими границами, для изменения этих границ при решении вопроса об исключении из Реестра необходимы веские основания, которые в сложившейся ситуации ОАО «Сургутнефтегаз» не доказаны.

В отношении состава продавцов суд отмечает, что поставщиками на оптовом рынке топочного мазута являются участники, входящие в состав вертикально-интегрированных структур, вырабатывающих товар самостоятельно. Перепродавцы топочного мазута выступают на данном рынке в качестве покупателей.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если не доказано иное, доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара признается равной указанной в Реестре.

В данном случае ОАО «Сургутнефтегаз» не доказало, что доля группы лиц в составе заявителя и третьего лица на оптовом рынке топочного мазута в Санкт-Петербурге и Ленинградской области снизилась до величины менее 35 процентов. В свою очередь, по сведениям антимонопольного органа, снижение объемов продаж топочного мазута ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ» повторяло динамику снижения продаж товара прочими участниками рынка.

Нарушение УФАС требований нормативных правовых актов при оценке состояния конкурентной среды и подготовке аналитического отчета не может послужить основанием для исключения заявителя и третьего лица из Реестра, если их доля на рынке превышает 35 процентов.

Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать открытому акционерному обществу «Сургутнефтегаз» в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области – неисключения группы лиц в составе ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «КИНЕФ» из регионального раздела реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, а также о понуждении Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области к исключению указанной группы лиц из данного реестра.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Хохлов Д.В.