ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-50110/2011 от 04.04.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 апреля 2012 года Дело № А56-50110/2011

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 апреля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пчельниковой Г.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО «Ленэнерго»

заинтересованные лица 1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, 2. ФИО1, 3. ФИО2, 4. ФИО3, 5. ФИО4, 6. ФИО5, 7. ФИО6, 8. ФИО7, 9. ФИО8, 10. ФИО9, 11. ФИО10, 12. ФИО11, 13. ФИО12

о признании Решения от 15.06.2011 по делу № 126-05-1651-А/11 в части, предписания от 15.06.2011 (рег. № П/05/1617-82 от 29.06.2011) незаконными

при участии

от заявителя - ФИО13, доверенность от 29.12.2010 № 540-1, ФИО14, доверенность от 28.12.2011 № 420-11;

от заинтересованных лиц - 1. ФИО15, доверенность от 07.12.2011 № 50, ФИО16, доверенность от 17.11.2011 № 47, 4. ФИО17, доверенность от 03.04.2011 № 78 АА 2193282, 6, 12. ФИО11, личность удостоверена пол паспорту, доверенность от 27.09.2010, 10. ФИО9, личность удостоверена по паспорту, 11. ФИО10, личность удостоверена по паспорту, 2, 5, 8, 9, 13 – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Ленэнерго» (далее – общество, ОАО «Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, управление, УФАС) от 15.06.2011 по делу № 126-05-1651-А/11 в части пунктов, касающихся установки заявителем опоры на границе земельного участка, токоограничивающего аппарата и прибора учета на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности, а также в части исчисления срока исполнения обязательств по договору, предписания от 15.06.2011 (рег. № П/05/1617-82 от 29.06.2011) об исполнении решения по оспариваемым пунктам, незаконными.

В судебном заседании представители общества поддержали заявленное требование.

Представители заинтересованных лиц требование не признали, полагая оспариваемые решение и предписание законным и обоснованными, ссылаясь на нарушение заявителем Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены лица, права и законные интересы которых затронуты при заключении договоров на технологическое присоединение электроустановок потребителей, расположенных в районах Ленинградской области, в которых услуги по передаче электрической энергии оказывает филиал ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети».

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

В УФАС передано на рассмотрение из ФАС России заявление гражданина ФИО10 с жалобой на действия ОАО «Ленэнерго» в лице филиала «Гатчинские электрические сети» при оказании услуги технологического присоединения к электрическим сетям, выразившиеся в нарушении установленных Правилами технологического присоединения сроков заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям в пределах заявленной мощности потребления до 15 кВт для коммунально-бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Договор технологического присоединения), а также навязывании заявителю невыгодных условий указанного договора технологического присоединения.

Также в УФАС было передано на рассмотрение коллективное обращение в Администрацию Президента Российской Федерации и в Аппарат Правительства Российской Федерации граждан, с жалобами на действия филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети», которые выразились в навязывании сетевой организацией невыгодных условий и нарушении сроков выдачи договоров технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей.

По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС вынесено решение от 15.06.2011 и предписание от 15.06.2011 по делу № 126-05-1651-А/11 о прекращении нарушения и совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения.

Не согласившись с указанными ненормативными актами в части пунктов, касающихся установки заявителем опоры на границе земельного участка, токоограничивающего аппарата и прибора учета на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности, а также в части исчисления срока исполнения обязательств по договору, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Общество включено в реестр субъектов естественной монополии по передаче электрической и (или) тепловой энергии, и его положение признается доминирующим в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом - в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт «а» пункта 16 Правил технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1-14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил технологического присоединения, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации (подпункт «г»).

Вместе с тем распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Положения абзаца второго пункта 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

По мнению общества, оно не имело возможности осуществить технологическое присоединение участка заявителя без обязания заявителя установить опору на границе участка заявителя, поскольку энергопринимающего устройства у заявителя на момент подачи заявки не имелось.

Требование к заявителю об установке на границе земельного участка деревянной опоры установлено сетевой организацией в пункте 11.1 Технических условий (далее – ТУ), направленных заявителю в измененной редакции от 17.05.2011, что подтверждает факт настаивания сетевой организацией на своем требовании даже после получения от заявителя мотивированного отказа и, таким образом, является актом навязывания.

Общество полагает, что включение сетевой организацией в ТУ требования к заявителю об установке им дополнительного токоограничивающего аппарата допустимо.

Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что ОАО «Ленэнерго» требует от заявителей устанавливать на границе участка деревянную опору за счет заявителя. Данную опору сетевая организация определяет в ТУ (пункт 1) как границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, на которой (в пункте 6.1 обозначена как точка подключения) заявитель должен установить токоограничивающий аппарат SV 29.25

По мнению ФИО10, сетевая организация неправомерно в одностороннем порядке определила границу на опоре, а также неправомерно потребовала установить на границе (на этой опоре) токоограничивающий аппарат, поскольку такие требования (пункт 6.1 ТУ в первой редакции и пункт 11.2 в измененной редакции ТУ) не предусмотрены Правилами технологического присоединения, ущемляют интересы заявителя, поскольку является невыгодными для него, так как возлагают дополнительные материальные затраты.

Пунктом 3.1.16 Правил устройства электроустановок установлено, что аппараты защиты должны устанавливаться непосредственно в местах присоединения защищаемых проводников к питающей линии.

Кроме того, Правила устройства электроустановок не распространяются на физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В предисловии к тексту ПУЭ указано, что требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Требование пункта 7 (пункт 11.3 в измененной редакции) Технических условий об установке заявителем узла учета на опоре, расположенной на границе земельного участка заявителя, в случае отказа заявителя от предложения сетевой организации по установке самой опоры на границе участка, не обосновано, поскольку Правилами технологического присоединения не определено место установки прибора учета, а согласно пункту 139 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Основные положения) прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется. Таким образом, несогласование сетевой организацией разногласий заявителя но месту установки узла учета является актом навязывания.

Согласно пункту 12 Основных положений в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.

В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII Основных положений. Согласно подпункту «д» пункта 71 Основных положений, в случае если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по ее передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) определяются условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.

Кроме того, в соответствии с пунктом 139 Основных положений гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение третьей стороны.

Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.

Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

Таким образом, действующие нормативные акты предусматривают возможность установки заявителем приборов учета в месте установки энергопринимающих устройств. Кроме того, указные положения свидетельствуют, что действующими нормативными правовыми актами интересы и права сетевой организации при взаимоотношениях с абонентами, в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, учтены в достаточной степени.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

В абзаце 3 подпункта (б) пункта 16 Правил технологического присоединения установлен срок осуществления мероприятий но технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев, для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, однако момент, с которого следует исчислять срок, обозначен в абзаце 2 пункта 8 Правил технологического присоединения и отсчитывается, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.

С даты подачи ФИО10 заявки на присоединение электроустановок к электрической сети, которая была принята Центром обслуживания клиентов ОАО «Ленэнерго» 16.07.2010 (зарегистрирована 30.07.2010 вх. № 10-196-74), до первоначального обращения ФИО18 с заявлением в ФАС России 11.03.2011 года, прошло более 8 месяцев, до даты 04.05.2011 управлением дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, прошло более 10 месяцев. На дату вынесения Комиссией Ленинградского УФАС России решения по указанном делу технологическое присоединение заявителя осуществлено не было, в связи с чем, действия (бездействие) сетевой организации, выразившееся в неосуществлении технологического присоединения, ущемляют интересы заявителя, поскольку препятствует получению заявителем услуги энергоснабжения.

Все действия сетевой организации регламентированы Правилами технологического присоединения, в соответствии с пунктом 15 которых сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 № 759). При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Сетевые организации, при неполучении через 30 после направления заявителю уведомления о некомплекте документов вправе аннулировать такую заявку.

Таким образом, утверждение ОАО «Ленэнерго» о том, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединении начинает исчисляться с момента заключения договора, при данных обстоятельствах не может быть принято судом. Такая позиция сетевой организации, в совокупности с действиями по навязыванию заявителям непредусмотренных законодательством и невыгодных для них дополнительных условий и требований, несогласование их мотивированных разногласий, приводит к затягиванию сроков заключения договора и неопределенности с началом исполнения обязательств по технологическому присоединению.

С учетом изложенного злоупотребление доминирующим положением при возложении обществом на гражданин не предусмотренных Правилами технологического присоединения обязанностей в качестве существенных условий договора не обосновано.

Включение в направленный и подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам и является действием по навязыванию невыгодных условий договора. Неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок является продолжением противоправного поведения.

При таких обстоятельствах, требование ОАО «Ленэнерго» необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Ленэнерго» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Боровлев Д.Ю.