Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 апреля 2005 года Дело № А56-50572/2004
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2005 года. Полный текст решения изготовлен апреля 2005 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Лопато И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Октавиан»
к МежрайоннойИнспекции ФНС России № 10 по Санкт-Петербургу
при участии в заседании:
от заявителя: предст. ФИО2 дов. № 2-с от 07.02.2005г.
от ответчика: вед. спец. ФИО3 дов. № 03-05/328 от 17.01.2005г.
установил:
ЗАО «Октавиан» обратилось с заявлением, предмет которого изменен в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным Решения Межрайонной Инспекции МНС России № 10 по Санкт-Петербургу от 30.09.2004г. № 41900561 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления недоимки, начисления пени, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ по налогу на прибыль (пункт 1 Решения); доначисления налога на добавленную стоимость, начисление пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по эпизоду применения налоговых вычетов в размере 17758 руб. (пункт 2.1.2 Решения).
В порядке ст. 48 АПК РФ в связи с преобразованием территориальных органов МНС РФ произведена замена ответчика на Инспекцию ФНС РФ № 10 по Санкт-Петербургу.
Ответчик требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ЗАО «Октавиан», оформленной Актом № ДСП 41900561 от 10.09.04г., и представленных налогоплательщиком возражений, Инспекцией 30.09.2004г. вынесено Решение № 41900561 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Согласно Решению Обществу доначислены налог на прибыль и НДС, начислены пени, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налогов.
Основанием доначисления налога на прибыль послужили выводы проверяющих о неправомерном отнесении на расходы затрат по междугородным и международным телефонным переговорам в связи с отсутствием расшифровок с указанием кодов городов, номеров телефонов, журнала учета телефонных переговоров, других документов, подтверждающих производственную необходимость таких переговоров (пункт 1 Решения, л.д. 13, 14).
Позицию Инспекции по данному эпизоду суд находит ошибочной, а требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В течение проверяемого периода (2001-2003г.г.) основным видом деятельности Общества являлось оказание консультационных и информационных услуг (пункт 1.7. Акта проверки, л.д. 22).
Согласно приказу генерального директора от 05.01.2000 г. № 1-Р междугородние и международные телефонные переговоры, которые ведутся сотрудниками ЗАО «Октавиан» по телефонным номерам, выделенным по договору с АО «ПТС», а также по иным используемым телефонным линиям, считаются ведущимися в производственных целях.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на оплату телефонных, телеграфных и других подобных услуг и услуг связи в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Требование проверяющих о необходимости подтверждения связи произведенных расходов с производством и реализацией перечисленными в Акте и Решении первичными документами- расшифровками, журналом учета, не основано на нормах налогового законодательства РФ. Факты отнесения на затраты расходов не связанных с производственной деятельностью Общества, проверкой не установлены.
Выводы проверки о невозможности отнесения на затраты расходов по возмещению стоимости услуг связи арендодателю – ОАО «Полярная Экспедиция», в связи с отсутствием договора с ОАО «ПТС» на оказание услуг телефонной связи также не основаны нормах налогового законодательства.
Как указано выше, в соответствии с п/п 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату телефонных, телеграфных и других подобных услуг и услуг связи относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.
Ссылка ответчика на Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.09.1997г. № 1235, отклоняется судом, поскольку названным нормативным актом предоставление и использование услуг связи, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не регулируются.
Налогоплательщику вменяется неполная уплата налога на добавленную стоимость в связи с неправомерным принятием к вычету 17758 руб. НДС по услугам, приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения (пункт 2.1.2 Решения – л.д. 15). Речь идет об услугах телефонной связи, расходы по оплате которых не приняты проверяющими, как не подтвержденные расшифровками, журналами и иными, необходимыми, по мнению налогового органа, документами (пункт 1 решения – л.д. 13, 14).
Суд находит позицию ответчика неправомерной, а обжалуемое Решение по данному эпизоду подлежащим признанию недействительным.
В соответствии с пунктом 1 #M12293 0 901765862 7618033 446519060 1406751650 194440711 2140076997 4294967294 3169535568 77статьи 173 НК#S сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных #M12293 1 901765862 7618031 594947439 3384936591 77 2135106610 477751276 4224782998 1486923348статьей 171#S названного Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со #M12293 2 901765862 7617722 1376109634 3359731583 1406751650 77 446519060 1406751650 1088328статьей 166 НК#S. В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им за товары (работы, услуги) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Причем вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик при условии представления в налоговый орган соответствующих документов вправе предъявить к вычету суммы налога, фактически уплаченные им при приобретении товарно-материальных ценностей после принятия их на учет.
Поскольку спорные услуги связаны с осуществляемой Обществом деятельностью, оплачены с учетом НДС, оприходованы, а налоговые вычеты подтверждены счетами-фактурами (Приложение к делу), следует признать неправомерными выводы проверки об уменьшении на 17758 руб. суммы налоговых вычетов. Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для доначисления налогоплательщику по этому эпизоду налога на добавленную стоимость, начисления пени и привлечения к ответственности.
Доначисление НДС, начисление пени и привлечение к ответственности по эпизоду, связанному с неправомерным применением налоговых вычетов по счетам-фактурам, не соответствующим требованиям ст. 169 НК РФ, заявитель не оспаривает.
В соответствии со ст. 104 НК РФ подлежит возврату 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной ЗАО «Октавиан» платежным поручением № 103 от 11.10.2004г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным Решение Межрайонной Инспекции МНС России № 10 по Санкт-Петербургу от 30.09.2004г. № 41900561 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления недоимки, начисления пени, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ по налогу на прибыль (пункт 1 Решения); доначисления налога на добавленную стоимость, начисление пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по эпизоду применения налоговых вычетов в размере 17758 руб. (пункт 2.1.2 Решения).
Возвратить ЗАО «Октавиан» из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Лопато И.Б.