Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 августа 2018 года Дело № А56-51205/2018
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кугаевской Т. А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (адрес: 192007, <...> лит. К, ОГРН: <***>);
заинтересованное лицо: Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» (адрес: 140009, г. Люберцы, Московская область, Комсомольский пр., д. 4, ОГРН: <***>);
о взыскании финансовых санкций в размере 6000 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель 2016 года
при участии:
- от заявителя: не явился (извещен)
- от заинтересованного лица: представителя ФИО1 – доверенность от 11.04.2018
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Российская таможенная академия» (далее – Академия) о взыскании финансовых санкций в размере 6000 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель 2016 года. Одновременно Управлением представлено в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Определением суда от 28.04.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Определением от 25.06.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства на основании части 5 статьи 227 АПК РФ.
Управление извещено надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-Ф) Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.02.2017 № 202S18170004023. В акте отражено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части представления ежемесячной отчетности о работающих лицах, за апрель 2017 года по форме СЗВ-М «дополняющая» в отношении 12 застрахованных лиц представлены Академией 13.01.2017 (СЗВ-М «исходная» была представлена 28.04.2016).
Решением Управления от 24.03.2017 № 202S19170010813 Академия привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 6000 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений.
На основании решения от 24.03.2017 № 202S19170010813 Управлением было выставлено требование № 202S01170557462 от 26.04.2017 об уплате финансовой санкции.
Поскольку данное требование не было исполнено Академией, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Как следует из материалов дела, Академия 13.01.2017 представила сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ за апрель 2016 года - отчет по форме СЗВ-М «дополняющая» в отношении 12 застрахованных лиц (физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, к которым относятся, в том числе контракты на оказание преподавательских услуг), в отношении которых не были представлены сведения в СЗВ-М «исходная» за апрель 2016.
Установив, что дополнительно представленные Академией по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 12 застрахованных лиц не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, Управление пришло к выводу о представлении Академией в пенсионный фонд неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Академии к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.
В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, Академия реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Академии финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.