ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-51709/09 от 12.11.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 ноября 2009 года Дело № А56-51709/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2009.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Ресовской Т.М.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ФГУП "Калинградгазификация"

заинтересованное лицо Северо-Западнаое Управление Государственного железнодорожного надзора Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительным Предписания №41/339 от 22.05.2009 в части 1,3,4,5

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.07.2009.

от заинтересованного лица: не явился, извещен.

установил:

ФГУП "Калинградгазификация" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным в части 1, 3, 4, 5 Предписания №41/339 от 22.05.2009, вынесенного Северо-Западным Управлением Государственного железнодорожного надзора Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта (далее – Предписание).

Позже Заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказался от оспаривания пунктов 3,4 Предписания в связи с отменой предписания в указанной части.

Заинтересованное лицо в заседание не явилось, в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении требований, считает Предписание вынесенным законно и обоснованно.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы Заявителя, суд установил.

На основании распоряжения начальника Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) № 339 от 29.04.2009г. в период с 18 мая 2009 года по 22 мая 2009 года главным государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Управления ФИО2 проведена проверка ФГУП «Калиниградгазификация» по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

По результатам проверки были составлены акты и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений №41/339 от 22.05.2009.

Считая Предписание в оспариваемой части не соответствующим законодательству, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Как указано в пункте 1 Предписания, на предприятии отсутствует лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; нарушены часть 2 статьи 4 Закона №17-ФЗ, Закон №128-ФЗ, Постановление Правительства №134.

Заявитель считает, что проверка требований о наличии лицензии находится вне сферы полномочий СЗУ ГЖН ФС по надзору в сфере транспорта, а так как операции по погрузке-выгрузке опасных грузов не являются основным видом деятельности предприятия, основания для получения соответствующей лицензии у него отсутствуют.

Суд не может согласиться с позицией Заявителя по следующим основаниям.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 данного Закона и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134, установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Порядок лицензирования данной деятельности установлен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 (далее - Положение № 134).

Как следует из положения № 134, получение лицензии погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходимо в следующих целях:

- соблюдение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

- соблюдение правил перевозок грузов, установленных международными договорами Российской Федерации или утвержденных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в части осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;

- соблюдение при осуществлении перевозок по российским железным дорогам правил перевозок опасных грузов по железным дорогам утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества в части осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;

- соблюдение правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), утверждаемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- обеспечение на железнодорожном транспорте экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

- соблюдение требований к квалификации работников, утверждаемых в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации;

- соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаемых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Таким образом, наличие лицензии и соблюдение условий лицензирования необходимо при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов.

Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет опасный груз как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам, утвержденными советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996г. № 15 (с изменениями и дополнениями от 23.11.2007г., 30.05.2008г., 22.05.2009г.), сжиженный газ, разгружаемый предприятием, отнесен к опасным грузам.

Материалами дела подтверждается (и не отрицается Заявителем), что предприятие осуществляло деятельность по погрузке (наливу) и выгрузке (сливу) из железнодорожных цистерн сжиженного углеводородного газа, а следовательно, должно было иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Ссылка Заявителя на то, что данная деятельность не является для него основной, судом не принимается, поскольку указанный вид деятельности предусмотрен Уставом предприятия. Наличие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов не является основанием для освобождения Заявителя от необходимости иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку лицензиат обязан выполнять ряд требований и условий, предусмотренных соответствующей лицензией, для обеспечения безопасности такой деятельности.

В силу пункта 6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.08.2008 №133, пользователями государственной функции являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять (осуществляющие) погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Следовательно, предприятие, осуществляя деятельность по погрузке-выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, предусмотренную Уставом, обязано получить соответствующую лицензию.

Таким образом, Предписание в части пункта 1 правомерно и обосновано.

Пунктом 5 Предписания Управлением указано на нарушение части 1 статьи 16 Закона №17-ФЗ, пункта 5 Приложения С-175у: тормозные башмаки не имеют установленного клеймения (сокращенное наименование предприятия, код станции примыкания по единой сетевой разметке, порядковый номер).

Согласно пункту 3 Указания Министерства путей сообщения РФ «О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков и других переносных средств крепления подвижного состава» от 20.02.1992г. №С-175у, на каждом предприятии железнодорожного транспорта (структурной единице, подразделении) приказами их руководителей должны быть назначены лица, ответственные за учет, маркировку (клеймение), выдачу и хранение тормозных башмаков.

В соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ГНС-1 ПО «Калининградгазификация», примыкающем к станции Калининград-Сортировочная Калининградской железной дороги, утвержденной начальником Калининградской железной дороги 22.04.1997г., ответственность за наличие, исправность и сохранность тормозных башмаков несет начальник ГНС-1.

Приказом начальника ГНС ФГУП «Калининградгазификация» от 10.12.2007г. № 62 «О назначении работника, ответственного за обеспечение безопасности и сохранность вагонного парка при производстве погрузочно-разгрузочных работ, по вопросам оперативной работы и взаимодействия со станцией, закрепления вагонов, хранение, клеймение и учет тормозных башмаков на ГНС ФГУП «Калининградгазификация» назначены ответственные работники предприятия.

Таким образом, ФГУП «Калининградгазификация» должно было обеспечить маркировку (клеймение) тормозных башмаков, и довод Заявителя о том, что пункт 5 Предписания не соответствует нормативным актам, несостоятелен.

На основании вышеизложенного, Предписание в оспариваемой части законно и основания для признания его недействительным у суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Ресовская Т.М.