Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 февраля 2014 года Дело № А56-52005/2013
Резолютивная часть решения объявлена января 2014 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-Технический Центр "Промавтоматика",
заинтересованные лица Администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Муниципальное казенное учреждение "Агентство по развитию и обслуживанию территории" муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение"
третье лицо Управление Федерального казначейства по Ленинградской области
об оспаривании действий (бездействия), решения, о привлечении к субсидиарной ответственности
при участии
от заявителя – ФИО1, доверенность от 04.07.2013
от заинтересованных лиц – ФИО2, доверенность от 09.01.2014 №48, удостоверение от 16.03.2011 №5
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнив свои требования в порядке статьи 49 АПК РФ, об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее -Администрация), изложенного в письме от 07.08.2013 №1000/а-1г, о непринятии к исполнению исполнительного листа серии АС №002090251 по делу №А56-8255/2012 и возложении на Общество обязанности по направлению в Администрацию объяснений относительно ранее поданного заявления о передаче исполнительного листа в соответствующие инстанции; о признании незаконными действий (бездействия) должника – Муниципального казенного учреждения «Агентство по развитию и обслуживанию территории» муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» (далее – Учреждение) и Администрации по неисполнению исполнительного листа серии АС №002090251 по делу №А56-8255/2012; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества; о наложении на Администрацию судебного штрафа за неисполнение судебного акта; о возмещении судебных издержек.
По заявлению Общества возбуждено производство по делу №А56-52005/2013.
30.10.2013 Обществом подано заявление, в котором содержатся следующие требования: привлечь Администрацию к субсидиарной ответственности; взыскать в пользу Общества за счет средств бюджета муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации в порядке субсидиарной ответственности 950 300 руб. задолженности, 58 181 руб. 72 коп. процентов и взыскивать с 24.08.2012 по день фактического погашения задолженности проценты из расчета ставки рефинансирования – 8%, а также судебные расходы.
По данному заявлению возбуждено дело №А56-65684/2013.
Определением суда от 11.12.2013 указанные дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А56-52005/2013.
В ходе производства по делу Общество обратилось с заявлением о взыскании с Администрации и Учреждения 500000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации и Учреждения просил в удовлетворении заявления отказать, считая оспариваемые действия (бездействия) и решение законными и обоснованными, а заявленные к возмещению судебные расходы на оплату услуг представителя – чрезмерными.
Управление Федерального казначейства надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в суд не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 27.09.2012 на основании постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу №А56-8255/2012 Обществу выдан исполнительный лист серии АС 002090251 на взыскание с Муниципального казенного Учреждения в пользу Общества 950 300 руб. задолженности, 58 181 руб. 72 коп. процентов и 25 084 руб. 82 коп. расходов по государственной пошлине.
08.10.2012 и 24.01.2013 Общество обращалось в Администрацию в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), с заявлениями о принятии к исполнению указанного исполнительного листа.
Отдел финансов Администрации выдал Обществу справку (л.д. 18), в которой сообщалось что оплата исполнительного листа АС № 002090251 по взыскателю ООО «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика», в части взыскания задолженности, процентов и расходов по госпошлине, бюджетной сметой Муниципального казенного Учреждения на 2013 г. не предусмотрена. Ассигнования на указанные цели в бюджете муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2013 год не заложены.
Обществом на имя руководителя Учреждения направлена претензия с предложением в добровольном порядке выплатить задолженность по муниципальному контракту от 28.12.2010 №110А. Ответа на претензию не последовало.
В связи с неисполнением исполнительного документа он был отозван Обществом и 19.04.2013 передан на принудительное исполнение в районный отдел службы судебных приставов Ленинградской области.
Постановлением старшего судебного пристава от 17.06.2013 отменено постановление о возбуждении исполнительного производства №11616/13/21/47, поскольку спорный исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП; исполнительный лист возвращен Обществу.
10.07.2013 в соответствии с главой 24.1 БК РФ Общество вновь направило в Администрацию на исполнение исполнительный документ – исполнительный лист серии АС № 002090251 с соответствующим заявлением, приложив к заявлению оригинал данного листа, заверенную копию постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу №А56-8255/2012, на основании которого выдан исполнительный лист, оригинал доверенности на лицо, представляющее исполнительный лист.
Рассмотрев заявление Общества, Администрация в письме от 07.08.2013 №1000/а-1г сообщила следующее: исполнительный документ надлежит предъявить заново; заявление оформить по соответствующей форме; направить в администрацию объяснение относительно ранее поданного заявления о передаче исполнительного листа в соответствующие инстанции.
Решение Администрации, изложенное в данном письме, а также действия (бездействие) Учреждения и Администрации по неисполнению исполнительного листа по делу №А56-8255/2012 послужили основанием для предъявления настоящего иска. Общество также заявило о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности и наложении на данное лицо судебного штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда.
По мнению заявителя решение Администрации об отказе принять исполнительный лист к исполнению несостоятельно и не основано на действующем законодательстве Российской Федерации. Позиция, изложенная в письме от 07.08.2013 №1000/а-1г, не содержит четкого правого обоснования причин возврата исполнительного листа и не принятия его к исполнению; исполнительный документ возвращен с нарушением порядка возврата исполнительного документа взыскателю, установленного главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бездействие должника и умышленное уклонение Администрации от принятия исполнительного документа к исполнению является незаконным и нарушает права и интересы Общества.
Рассмотрев материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями главы 24.1 БК РФ к исполнительному документу, направляемому для исполнения, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Статьей 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 БК РФ).
Согласно сведениям об открытых (закрытых) счетах Учреждения, полученным из ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области, Общество направило соответствующее заявление вместе с исполнительным листом и решением суда для исполнения в адрес органа, осуществляющего открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения - Администрацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3 статьи 242.5 БК РФ). Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ установлена обязанность должника представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 названной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения должником и Администрацией возложенных на них обязанностей по исполнению исполнительного документа.
В данном случае Администрация неправомерно, в отсутствие предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ оснований, возвратила Обществу исполнительный лист серии АС №002090251, направленный вместе с заявлением от 10.07.2013 (вх. №1360/01-11 от 10.07.2013), предложив предъявить исполнительный документ заново вместе с заявлением, составленным по утвержденной форме. При этом Администрацией не указано, какие именно сведения отсутствуют в заявлении Общества.
Кроме этого, Администрация незаконно потребовала от Общества направить объяснения относительно ранее поданного заявления о передаче исполнительного листа в соответствующие инстанции. Взыскатель имеет право как на предъявление исполнительного документа для исполнения в установленный законом срок, так и на отзыв данного документа без объяснения причин отзыва.
Оспариваемое решение, изложенное в письме от 07.08.2013 №1000/а-1г, противоречит нормам бюджетного законодательства Российской Федерации. Администрация обязана была принять исполнительный лист серии АС №002090251 по делу №А56-8255/2012 на исполнение, считая днем принятия 10.07.2013.
Требование заявителя о наложении штрафа на Администрацию муниципального образования за неисполнение судебного акта не подлежит удовлетворению, поскольку в настоящее время исполнительный лист серии АС №002090251 находится в Администрации на исполнении и по нему осуществляются предусмотренные Бюджетным кодексом действия, что не оспаривается заявителем.
Заявитель просит взыскать с заинтересованных лиц судебные расходы, понесенные в связи с оплатой услуг представителя.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Согласно статье 106 АПК РФ к числу судебных издержек отнесены расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает предоставление таких услуг по конкретному делу, их размер и факт выплаты.
В подтверждение понесенных расходов по делу заявитель представил договор поручения на оказание юридической помощи от 09.07.2013 №189, дополнительное соглашение (Приложение №1) от 12.08.2013 к договору №189, отчет адвоката от 24.01.2014, акт сдачи-приемки оказанной юридической помощи от 24.01.2014, платежное поручение от 19.07.2013 №459 на оплату 20000 руб. и письмо коллегии адвокатов «Кутузовская» от 20.07.2013 о зачислении денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру №15 от 23.01.2014 на сумму 30000 руб.
Суд не принимает представленную заявителем квитанцию к приходному кассовому ордеру №15 от 23.01.2014 в качестве доказательства наличия судебных расходов по делу в размере 30000 руб., поскольку в данной квитанции в качестве основания выплаты указан договор №198.
В отношении заявленных к возмещению расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб. заинтересованными лицами не представлено доказательств их чрезмерности. Данная сумма подлежит взысканию в пользу Общества с заинтересованных лиц.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 по делу №А56-8255/2012 удовлетворены требования Общества о взыскании задолженности, возникшей по договору на выполнение работ по проведению энергетического обследования, образовавшаяся в результате ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком. Суд решил взыскать с Муниципального казенного учреждения «Агентство по развитию и обслуживанию территории» муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» в пользу Общества 950 300 рублей задолженности, 58 181 рубль 72 копейки процентов и взыскивать с 24.08.2012 по день фактического погашения задолженности 950 300 рублей проценты из расчета ставки рефинансирования - 8% и расходы по госпошлине в размере 25 084 рубля 82 копейки государственной пошлины.
Заявленные Обществом требования в части привлечения Администрации к субсидиарной ответственности и взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования в лице Администрации в пользу Общества 950 300 руб. задолженности, 58181 руб. 72 коп. процентов и 25 084 руб. 82 коп. расходов по госпошлине подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения суда по делу №А56-8255/2012 .
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным решение Администрации Муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, изложенное в письме от 07.08.2013 №1000/а-1г. Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика» путем обязания Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принять к исполнению исполнительный лист серии АС №002090251.
Признать незаконными действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения «Агентство по развитию и обслуживанию территории» муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» и Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по неисполнению исполнительного документа - исполнительного листа серии АС №002090251 по делу №А56-8255/2012.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика» 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины и 10000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Агентство по развитию и обслуживанию территории» муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика» 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины и 10000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью «Инженерно-Технический Центр «Промавтоматика» выдать справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №558 от 27.09.2013.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.