Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 июля 2019 года Дело № А56-52300/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Ломбард 24 Карата»
заинтересованное лицо: Северо-Западное главное управление Центрального Банка РФ
о признании незаконным и отмене постановления №19-6840/3110-1 от 10.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40ЮЛ-19-6840
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 17.04.2019;
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 20.04.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ломбард 24 Карата» (далее – заявитель, общество, Ломбард) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации (далее – Заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления №19-6840/3110-1 от 10.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40ЮЛ-19-6840.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей обеспечили.
Суд, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству, перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Постановлением Ломбарду за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в невыполнении Ломбардом в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 11.02.2019 № Т2-52-28/5362ДСП (далее - Предписание), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), статьей 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Федеральным законом № 196-ФЗ, за исключением главы 3 Федерального закона № 196-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктами 1.1 и 4.1 Указания Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У), некредитные финансовые организации должны получать от Банка России до сументы (информацию), сведения, запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), в том числе зашифрованных с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации, посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее -Личный кабинет).
Согласно пункту 2.1 Указания № 4600-У направление в Банк России электронных документов участником информационного обмена должно осуществляться посредством Личного кабинета.
По результатам проведения проверки за деятельностью ломбардов были выявлены нарушения заявителем при составлении отчетности по форме 0420890 «Отчет о деятельности ломбарда» за 9 месяцев 2018 года, в связи с чем Северо-Западным Главным управлением , в соответствии с пунктом 4 статьи 2.3 Федерального закона № 196-ФЗ, статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ направлено обществу предписание от 11.02.2019 № Т2-52-28/5362ДСП, во исполнение которого заявителю в срок до 19.02.2019 надлежало устранить допущенные нарушения, указанные в устанавливающей части предписания, направив в Банк России Отчет, а также представить в Банк России ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в нем требований.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона № 196-ФЗ предписания направляются, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Указанием № 4600-У.
Руководствуясь требованиями пункта 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона № 196-ФЗ, пунктов 1.1 и 4.1 Указания № 4600-У предписание направлено Главным управлением в адрес заявителя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, путем размещения в Личном кабинете - информационном ресурсе, расположенном на официальном сайте Банка России в сети Интернет (далее - Личный кабинет) без досылки на бумажном носителе.
Согласно пункту 4.3 Указания № 4600-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента размещения такого документа в Личном кабинете. В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Предписание было успешно размещено Центром в Личном кабинете Ломбарда 12.02.2019 и считалось полученным Ломбардом 13.02.2019, оно подлежало исполнению не позднее 19.02.2019 (включительно).
В соответствии с пунктом 3.8 Указания № 4600-У срок, установленный для представления электронного документа в Банк России, в случае сбоя продлевается до истечения 24 часов с момента размещения на сайте Банка России информации о возобновлении приема Банком России электронных документов (по московскому времени), опубликованной после истечения срока, установленного для представления такого электронного документа.
В случае возникновения сбоя на сайте Банка России размещается информация с указанием даты и времени (по московскому времени) прекращения приема электронных документов Банком России (пункт 3.6 Указания № 4600-У).
Довод заявителя о некорректной работе «Личного кабинета участника информационного обмена – Информация о сбоях при предоставлении электронных доукументов в Банк России», размещенного на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.cbr.ru, материалами дела не подтверждается, в связи с чем подлежит отклонению.
Таким образом, предписание подлежало исполнению в срок не позднее 19.02.2019 (включительно).
Вместе с тем, по результатам проведенного контроля исполнения предписания, было установлено, что зафиксированное в нем нарушение обществом не устранено, отчет в Банк России не представлен. В данной связи, предписание признано неисполненным, о чем Ломбард был уведомлен письмом от 21.02.2019 №Т2-52-20/7328.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Ломбарда дела об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19-6840, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено Постановление.
Согласно пункту 3.3 Указания № 4600-У, при направлении электронного документа через личный кабинет участник информационного обмена получает извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера, что является подтверждением представления электронного документа в Банк России.
В соответствии с пунктом 3 Информационного сообщения о порядке представления отчетности некредитными финансовыми организациями (за исключением субъектов страхового дела), размещенного на сайте Банка России отчетность ломбардов, сформированная в Программе-анкете подготовки электронных документов в формате XML (XTDD) направляется через раздел Личного кабинета «Представление отчетности» в соответствии с пунктом 4.6.8 Инструкции по работе с Личным кабинетом.
Согласно пункту 8 Указания № 4600-У ответы на запросы (предписания) и обращения (запросы) в Банк России направляются через соответствующий раздел Личного кабинета, без вложения документов в формате XTDD, при этом, представление отчетности в Банк России через раздел «Запросы и предписания» Личного кабинета недопустимо.
Отчет в соответствии с требованиями Указания № 4600-У был представлен заявителем только 12.04.2019, в связи с чем, Предписание было исполнено и снято с контроля.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших Обществу не допустить совершение административного правонарушения, в материалах дела не имеются, что свидетельствует о наличии вины Ломбарда во вмененном ему правонарушении.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Ломбарда события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с пунктом 19 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, назначенное Обществу административное наказание (штраф ниже низшего предела в размере 250 000 руб.) отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При таких обстоятельствах, требование Общества не подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия.
Судья Грачева И.В.