Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 июля 2009 года Дело № А56-5266/2009
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Всеволожский гортоп» к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области, Управлению Роснедвижимости по Ленинградской области
об оспаривании действий
при участии
от заявителя: представители ФИО1, доверенность от 15.01.2009, ФИО2, доверенность от 30.06.2009, ФИО3, доверенность от 15.01.2009;
от ФГУ «Земельная кадастровая палата»: представитель ФИО4, доверенность от 23.12.2008;
от Управления Роснедвижимости: не явился, извещен;
от Администрации МО «Город Всеволожск»: представитель ФИО5, доверенность от 28.04.2009;
от ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»: не явился, извещен;
от Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество «Всеволожский гортоп» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Ленинградской области (далее – ФГУ «ЗКП»), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее – Управление Роснедвижимости) о признании незаконным бездействия ФГУ «ЗКП», выразившееся в невнесении изменений в результаты государственного кадастра оценки земель НП Всеволожского района Ленинградской области том 3 книга 13 в строку № 5697 «Таблицы для отображения результатов расчета КС ЗУ результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского муниципального района» и в Государственный кадастр недвижимости:
- в графе 05 «Наименование разрешенного использования» - «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (пункт 9 таблицы 1Приложения 2 к Техническим рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом ФАКОН от 29.06.2007 № П/0152;
- в графе 06 «Номер вида разрешенного использования» - «9» (в соответствии с пунктом 9 упомянутых Технических рекомендаций);
- в графе 08 «УПКС ЗУ» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка равный 1 275,29 руб. /кв. м (в соответствии с пунктом 1 «г. Всеволожск» раздела «Всеволожский муниципальный район» приложения к Постановлению Правительства ЛО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» от 29.12.2007 № 356);
- в графе 09 «КС ЗУ» кадастровую стоимость земельного участка равную 9805704,81 руб. из расчета 1275,29 руб./кв. м х 7 689 кв. м;
а также обязании Управления Роснедвижимости по Ленинградской области внести изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель НП Всеволожского района Ленинградской области том 3 книга 13 в строку № 5697 «Таблицы для отображения результатов расчета КС ЗУ результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского муниципального района» и в Государственный кадастр недвижимости, указав:
- в графе 05 «Наименование разрешенного использования» - «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (пункт 9 таблицы 1Приложения 2 к Техническим рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом ФАКОН от 29.06.2007 № П/0152;
- в графе 06 «Номер вида разрешенного использования» - «9» (в соответствии с пунктом 9 упомянутых Технических рекомендаций);
- в графе 08 «УПКС ЗУ» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка равный 1 275,29 руб. /кв. м (в соответствии с пунктом 1 «г. Всеволожск» раздела «Всеволожский муниципальный район» приложения к Постановлению Правительства ЛО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» от 29.12.2007 № 356);
- в графе 09 «КС ЗУ» кадастровую стоимость земельного участка равную 9805704,81 руб. из расчета 1275,29 руб./кв. м х 7 689 кв. м.
Уточнения заявленных требований приняты судом в судебном заседании 23.07.2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация муниципального образования «Город Всеволожск», ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
В отзыве на заявление Управление Роснедвижимости указывает, что требования не подлежат удовлетворению, так как спорные сведения не являются технической ошибкой, кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством и регламентируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316; Управление не обладает полномочиями по самостоятельному изменению утвержденных в установленном законодательством порядке результатов кадастровой оценки земель; спорный земельный участок предназначен для обслуживания административного здания и складов, разрешенное использование подтверждается кадастровой выпиской, в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов расчет с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования, по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка с наибольшим значением; спорный участок по виду разрешенного использования относится к пункту 7 и пункту 9 Перечня, поэтому расчет произведен по наибольшему значению.
В отзыве на заявление ФГУ «Земельная кадастровая палата» просит в удовлетворении требований отказать, так как учреждение не является органом кадастрового учета, на учреждение возложены исполнительные функции по ведению Государственного кадастра объектов недвижимости; кадастровая стоимость земельного участка внесена в Государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 356, результаты кадастровой оценки оформлялись в виде отчета.
В отзыве на заявление ФГУП «ФКЦ «Земля» указывает, что в соответствии с государственным контрактом от 16.07.2007 № 3 выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков; отчет передан в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом; отчетные материалы соответствуют требованиями действующего законодательства; по представлению территориальных органов Роснедвижимости органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В судебном заседании Общество поддержало заявленные требования, представители ФГУ «Земельная кадастровая палата» просили в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление Роснедвижимости, Администрации Всеволожского муниципального района и города Всеволожск, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» извещены о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, представителей не направили, поэтому дело на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...> участок № 1, кадастровый номер 47:07:13-02-082:0011, площадью 7 689 кв. м, разрешенное использование – для обслуживания административного здания и складов. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2007.
Письмом от 30.09.2008 № 40 Общество обратилось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с требованием об исправлении технической ошибки, указав, что неправильно определено разрешенное использование участка, который должен быть отнесен к девятому номеру вида разрешенного использования.
Письмом от 06.11.2008 ФГУ «ЗКП» сообщило Обществу о том, что с учетом вида разрешенного использования земельного участка спорный участок относится к 7 группе типового перечня видов разрешенного использования для категории земель – земли населенных пунктов; согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 365 удельный показатель участков, относящихся к указанной группе, составляет 6 119,83 руб. /кв. м, а кадастровая стоимость участка – 47 055 372 руб. 87 коп. В случае несогласия с группой по типовому перечню видов разрешенного использования собственник вправе внести изменения в формулировку вида разрешенного использования в постановлении органа местного самоуправления.
Не согласившись с данной позицией, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных актов, действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 07.12.1993 № 3485 Всеволожскому гортопсбыту предоставлен земельный участок площадью 13 500 кв. м в постоянное пользование для обслуживания административного здания и складов в <...>. Распоряжением ТУ ФАУГИ от 14.06.2006 № 244 в Приложение № 1 к распоряжению от 28.12.2005 № 426 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Всеволожский гортопсбыт» внесены изменения, в том числе указаны земельные участки, подлежащие приватизации: земельный участок по адресу: <...>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование – для обслуживания административного здания и складов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы). В силу пункта 1 статьи 3 упомянутого Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 такие функции возложены на Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии, которая переименована из Федеральной регистрационной службы.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом сведения, указанные в пунктах 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, если в соответствии с частью 10 настоящей статьи иное не установлено Правительством Российской Федерации. Согласно статье 7 в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Общество обращалось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением об исправлении ошибки в части указания кадастровой стоимости земельного участка в Результатах государственной кадастровой оценки земель НП Всеволожского района. Однако в орган кадастрового учета (до опубликования Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 – Управление Роснедвижимости по Ленинградской области), Общество не обращалось. По настоящему делу Обществом оспариваются действия ФГУ «Федеральная кадастровая палата», а требование об обязании устранить допущенное нарушение - предъявлено к Управлению Роснедвижимости, действия которого не оспариваются.
Согласно Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвиия России от 15.02.2007 № 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе следующих видов разрешенного использования: 1.2.7 – земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; 1.2.9 – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Разрешенное использование спорного участка – для размещения административного здания и складов. Согласно пункту 2.7 Методических рекомендаций расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Таким образом, учитывая наличие двух видов разрешенного использования для спорного земельного участка, кадастровая стоимость участка правомерно определена исходя из разрешенного использования – размещение административных зданий. Документов, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок относится к участкам, указанным в составе вида разрешенного использования – Таблица 1 приложения 2 Технических рекомендаций, заявителем не представлено. Тот факт, что на земельном участке находятся склады, таким доказательством не является, так как размещение складов является вторым видом разрешенного использования спорного участка. Данных о том, что расположенное на участке административное здание является сооружением промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в материалах дела не имеется.
Таким образом, заявителем не представлено документов, свидетельствующих о том, что при проведении кадастрового учета и определении кадастровой стоимости участка допущена кадастровая ошибка, которая подлежит изменению в порядке, предусмотренном статье 28 Закона.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Ракчеева М.А.