Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 декабря 2011 года Дело № А56-52919/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кузнецова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбатовской О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Химик" (адрес: 188230, РОССИЯ, Луга, Ленинградская область, пр.Комсомольский.,д.40, ОГРН: <***>);
ответчик: ИФНС по Лужскому району Ленинградской области (адрес: 188230, РОССИЯ, Луга, Ленинградская область, пр.Кирова.,д.15, ОГРН: <***>);
о взыскании 249 000руб.
при участии
- от истца: представитель ФИО1 (дов. от 25.05.2011г.)
- от ответчика: представитель ФИО2 (дов. от 17.01.2011г.)
установил:
Открытое акционерное общество «Химик» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее – ответчик) о взыскании 249 000руб. суммы сбора за выдачу лицензии, за вычетом расходов на рассмотрение документов.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном размере.
Ответчик возражает относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.
При отсутствии возражений надлежаще извещенных сторон, на основании статьи 136 АПК РФ, суд переходит к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Платежным поручением №1396 от 13 июня 2006 года, копия которого представлена в материалы дела, истец перечислил на счет ответчика сбор за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей продукции в размере 250 000руб.
14 августа 2006 года истцом были поданы все необходимые документы для получения лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей продукции, в том числе указанное платежное поручение, в уполномоченный на выдачу таких лицензий орган – Отдел лицензирования Федеральной налоговой службы по г.Москве.
В соответствии с п.8 ст.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года №102-ФЗ, действующего на время подачи документов, Отдел лицензирования Федеральной налоговой службы по г.Москве, как уполномоченный орган, в месячный срок с момента поступления документов на рассмотрение должно было быть принять решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии, направив вышеуказанное решение в адрес истца в течение трех дней после принятия.
Однако данное решение о выдаче лицензии не было принято уполномоченным органом до момента принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года №374-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона от 21 июля 2005 года №102-ФЗ».
На основании указанного закона, полномочия по выдаче лицензий на производство, хранение и поставки спиртосодержащей продукции перешли к Росалкогольрегулированию, прекратив деятельность Отдела лицензирования Федеральной налоговой службы по г.Москве по лицензированию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей продукции.
Письмом от 16 июня 2010 года, копия которого представлена в материалы дела, истец обратился в Управление ФНС по г.Москве о возврате перечисленной суммы сбора за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии, в размере 249 000руб.
Ссылаясь на ст.78 НК РФ, Управление ФНС по г.Москве разъяснило истцу, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его заявления в течение месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – ФЗ №171-ФЗ).
Согласно п.1 ст.18 ФЗ №171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Порядок выдачи лицензий регламентируется ст.19 ФЗ №171-ФЗ, в пункте 1 которой приведен перечень документов, подлежащих представлению соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506 (в редакции от 27.05.2006г.), Федеральная налоговая служба являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате создания специального органа власти, в его компетенцию были переданы и полномочия налоговой службы по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, с 19.10.2009г. вопросы лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вошли в компетенцию вновь созданного органа – Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которая, в том числе, стала администратором соответствующих платежей.
Согласно дате платежного поручения №1396 от 13.06.2006г., оплата сбора за выдачу лицензии была осуществлена истцом в период, когда полномочия в сфере лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляла налоговая служба, в то время как на дату поступления заявления истца о возврате сбора – 31.01.2011г. соответствующие полномочия налоговой службы прекращены.
На основании Приказа Минфина России от 28.12.2010г. №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, относящихся к периоду исполнения функции администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляется вновь утвержденным главным администратором доходов бюджета, в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.
В соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010г. №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», администратором сбора за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Таким образом, требования истца заявлены к данному ответчику необоснованно.
Кроме того, согласно п.6 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Как следует из материалов дела, истец оплатил сбор за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции платежным поручением №1396 от 13.06.2006г., в то время как с заявлением о возврате указанного сбора истец обратился к ответчику 31.01.2011г., то есть с пропуском трехлетнего срока со дня уплаты.
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь статьями 170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Кузнецов М.В.