ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-52953/19 от 02.12.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 декабря 2019 года Дело № А56-52953/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2019 года

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Бугорской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балахниной Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Русский аукцион недвижимости» (место нахождения: 197227, Санкт-Петербург, <...>, лит. Б, ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городское управление кадастровой оценки» (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, <...> подъезд ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решений, обязании устранить нарушения прав

при участии:

от заявителя: ФИО1 (на основании доверенности от 28.11.2019)

от заинтересованного лица: ФИО2 (на основании доверенности от 20.02.2019)

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Русский аукцион недвижимости» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Городское управление кадастровой оценки» (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) об обязании исправить технические и (или) методологические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория предприятия «Ленсоветовское»: участок 153 с кадастровым номером 78:37:1781904:3354, участок 183 с кадастровым номером 78:37:1781905:3103, участок 78:37:1781905:3105, участок 91 с кадастровым номером 78:37:1781905:3105, участок 339 с кадастровым номером 78:37:1781905:3074; обязании перевести указанные земельные участки в оценочную группу «земельные участки сельскохозяйственного использования; обязании отменить решения от 12.02.2019 № № 49/2019, 50/2019, 51/201, 56/2019 об отказе в пересчете кадастровой стоимости; обязании осуществить пересчет кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков; обязании в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу передать полученные в результате пересчета сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании, открытом 28.11.2019, объявлен перерыв до 02.12.2019 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей заявителя и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал, заявил ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств и проведении экспертизы для определения кадастровой стоимости (оценочной группы) спорных земельных участков, которые судом отклонены.

Представитель Учреждения возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы и доказательства по делу, суд установил следующее.

14.12.2018 Общество обратилось в Учреждение с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка 153 с кадастровым номером 78:37:1781904:3354, земельного участка 183 с кадастровым номером 78:37:1781905:3103, земельного участка 91 с кадастровым номером, 78:37:1781905:3105, земельного участка 339 с кадастровым номером 78:37:1781905:3105, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория предприятия «Ленсоветовское».

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Согласно пункту 13 статьи 21 Закона о кадастровой оценке по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.

Решениями от 12.02.2019 № № 50/2019, 51/2019, 56/2019 Учреждение отказало в пересчете кадастровой стоимости земельного участка 183 с кадастровым номером 78:37:1781905:3103, земельного участка 91 с кадастровым номером, 78:37:1781905:3105, земельного участка 339 с кадастровым номером 78:37:1781905:3105.

Решением Учреждения от 12.02.2019 № 49/2019 кадастровая стоимость земельного участка 153 с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 снижена с 63 110 988 руб. до 54 228 руб.

Не согласившись с названными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель полагает, что спорные земельные участки неправомерно отнесены Учреждением в оценочную группу «земельные участки, используемые для размещения объектов инженерной инфраструктуры» вместо «земельные участки сельскохозяйственного назначения». Кроме того, по мнению заявителя, неправильное определение кадастровой стоимости в результате отнесения земельных участков к оценочной группе, обеспечивающей земельному участку максимальную кадастровую стоимость, приводит к завышению налогооблагаемой базы, чем нарушаются права и законные интересы Общества как налогоплательщика.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Государственная кадастровая оценка вышеупомянутых земельных участков проводилась Учреждением в 2018 году на основании Закона о кадастровой оценке в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования спорных земельных участков - «для сельскохозяйственного использования».

Согласно пункту 6.8.2. Методических указаний при проведении оценочного зонирования в границах территориальной зоны анализируются фактическое использование земельных участков, а также характеристики планируемого развития зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, для выделения ценовых зон с различными основными видами использования объектов недвижимости. Выделение ценовых зон осуществляется с учетом перспектив их развития (будущей застройки).

Пунктом 9.2.2 Методических указаний определено, что для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям: 1 сегмент «Сельскохозяйственное использование»; 2 сегмент «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)»; 3 сегмент «Общественное использование»; 4 сегмент «Предпринимательство»; 5 сегмент «Отдых (рекреация)»; 6 сегмент «Производственная деятельность»; 7 сегмент «Транспорт»; 8 сегмент «Обеспечение обороны и безопасности»; 9 сегмент «Охраняемые природные территории и благоустройство»; 10 сегмент «Использование лесов»; 11 сегмент «Водные объекты»; 12 сегмент «Специальное, ритуальное использование, запас»; 13 сегмент «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка»; 14 сегмент «Иное использование» - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.

Земельные участки с кадастровыми номерами 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3105, прошедшие государственную кадастровую оценку в 2018 году, были отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов инженерной инфраструктуры. Выбор такой оценочной группы обусловлен конфигурацией участков, а также информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которой указанные земельные участки имеют обременение в виде права прохода и проезда в отношении всей площади каждого из земельных участков.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» вышеперечисленные земельные участки находятся в зоне ТИ 1-2 - зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки II и III классов опасности.

Из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2007 № 707 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории производственной зоны «Шушары-2», ограниченной железнодорожным полукольцом, продолжением Софийской улицы, Южной улицей, магистралью № 1 и проездом № 1 в Пушкинском районе», следует, что вышеупомянутые земельные участки расположены на территории предприятий II и III классов вредности.

Суд полагает, что исходя из приведенных нормативных правовых актов, земельные участки с кадастровыми номерами 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3105 при проведении государственной кадастровой оценки правильно отнесены к оценочной группе «земельные участки, используемые для размещения объектов инженерной инфраструктуры».

При проведении государственной кадастровой оценки в 2018 году земельный участок с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 был ошибочно отнесен к земельным участкам, которые будут использоваться для размещения объектов инженерной инфраструктуры, поскольку Учреждением не были учтены планировки и проекты межевания территории производственной зоны «Шушары-2», а также ограничения, установленные Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2007 № 707 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории производственной зоны «Шушары-2», ограниченной железнодорожным полукольцом, продолжением Софийской улицы, Южной улицей, магистралью № 1 и проездом № 1 в Пушкинском районе», а также приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.12.2016 № 1268 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «ВЛ 330 кВ Ленинградская АЭС - ПС Пулковская - ПС Южная» данный земельный участок непосредственно примыкает к Южной ТЭЦ и будет использоваться как территория зеленых насаждений общего пользования, на участке установлена техническая зона линии электропередач.

В связи с изложенными обстоятельствами решением Учреждения от 12.02.2019 № 49/2019 кадастровая стоимость земельного участка 153 с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 снижена с 63 110 988 руб. до 54 228 руб.

Довод заявителя о том, что Учреждением изменен вид разрешенного использования спорных земельных участков судом отклоняется в связи со следующим.

Сведения о виде или видах разрешенного использования земельных участков, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не изменяются в результате отнесения земельных участков к той или иной оценочной группе при осуществлении государственной кадастровой оценки. Группировка земельных участков по сегментам в соответствии с кодами расчета видов использования при осуществлении государственной кадастровой оценки осуществляется независимо от категории земель.

В силу положений, содержащихся в статьях 198 и 200 АПК РФ, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными является установление судом несоответствия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и одновременно с этим факта нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Учреждения соответствует требованиям закона и, следовательно, не нарушают права заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины остаются на заявителе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

р е ш и л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Бугорская Н.А.