Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 июля 2013 года Дело № А56-53259/2012
Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Рычаговой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Головиной А.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
(адрес: 156012, Россия, Кострома, ул. Костромская, д. 61, ОГРН: <***>);
ответчик: :ООО "ДЛ-Транс"
(адрес: 196210, Россия, Санкт-Петербург, ул. Внуковская, д. 2, лит. А,, ОГРН: <***>);
О взыскании 10334 руб. 00 коп.
при участии
- от истца: не явились
- от ответчика: представителя ФИО1 (доверенность № 5165)
установил:
Истец - Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор", обратился в арбитражный суд с иском к ответчику - ООО "ДЛ-Транс" о взыскании 10334 руб. 00 коп. платы в счет возмещения, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области.
В судебное заседание истец не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик иск отклонил по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, судом установлено следующее.
2 и 18 сентября 2010 года водитель ФИО2, управляя автомашиной МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, г.н. В 016 ХН 98, прицеп (полуприцеп) HUMBAUR, регистрационный знак АХ 6326 78, 29 октября 2010 года водитель ФИО3, управляя автомашиной МЕРСЕДЕС-БЕНЦ AXOR 1835, г.н. В 018 ХН 98, прицеп (полуприцеп) HUMBAUR VIG ONE TYRE-SN 1140, регистрационный знак ВС 1717 77, осуществляли перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, допустили превышение допустимых весовых нагрузок на оси автотранспортных средств, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г.
Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области по факту взвешивания зафиксировано в актах измерения от 02.09.2010 г. № К 3465, от 18.09.2010 г. № К 3701, от 29.10.2010 г. № Ш 1666 превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанных автотранспортных средств.
Согласно Свидетельствам о регистрации ТС собственником транспортных средств является ООО «ДЛ-Транс».
Общая сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области согласно расчету истца составила 10334 руб. 00 коп.
Акты и счета для оплаты были выданы водителям автотранспортных средств на пунктах весового контроля, но оплата не последовала.
В адрес ответчика была направлена претензия от 17.08.2011 о необходимости уплаты указанных сумм, однако ущерб в добровольном порядке возмещен не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения ст. ст. 15, 1064, 1068, 1079, 1082 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 29, 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, постановление Администрации Костромской области от 27.02.2007 г. № 30-а, п. 2 постановления Администрации Костромской области от 27.08.2010 г. № 301-а, приказ департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08.06.2012 г. № 120-а, п.п. 61-64 Устава ОГКУ «Костромаавтодор», утвержденного распоряжением и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 19.06.2012 г..
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- согласно актам о превышении транспортным средством установленных
ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, приобщенных истцом к материалам дела, замер весовых параметров проводился весовым оборудованием ВА-15С-3 с заводскими номерами № 1190 (свидетельство о поверке № 109243 действительно до 24.03.2011 года). № 1313 (свидетельство № 109242 действительно до 24.03.2011 года). В подтверждение факта прохождения данными весовыми оборудованиями поверки истец предоставил свидетельства № 109243, 109242. Согласно данным свидетельствам поверку проходили средства измерения весы автомобильные ВА-15, которые имеют совсем иные технические характеристики, чем автомобильные весы № ВА-15С-3. Таким образом, по мнению ответчика, истцом не доказано, что обозначенное в актах весовое оборудование № ВА-15С-3 с заводскими номерами № 1190. 1313 проходило поверку, а следовательно достоверность сведений изложенных в актах и факт превышения нагрузки. не доказаны;
- расчет вреда произведен истцом не верно, поскольку не учтена погрешность автомобильных весов.
- как следует из вышеуказанных актов водители не были согласны с результатами взвешивания, однако транспортные средства не были направлены для проведения контрольного взвешивания на специальной площадке в соответствии с требованиями п. 3.2 Регламента функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 года Ш ИС-
1004-р (действовавшего на момент составления акта о превышении транспортным
средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось).
- истцом не представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие преодоление транспортными средствами расстояния но дорогам Костромской области обозначенного в актах.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 5 статьи 4 Закона № 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в том числе относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
На основании частей 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В пунктах 2, 3 и 5 Правил возмещения вреда № 934 установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется, в том числе, в зависимости от размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Размер платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области был установлен постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2007 г. № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области», действовавшим в период осуществления перевозки тяжеловесного груза автотранспортным средством, принадлежащим ответчику без специального разрешения (2 сентября 2010 года).
В случае отсутствия у грузоперевозчика разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам области, не соответствия фактических весовых параметров транспортного средства допустимым параметрам, указанным в разрешении взимается плата за перевозку тяжеловесного груза. При отказе грузоперевозчика осуществить оплату за перевозку тяжеловесного груза указанная оплата взыскивается в судебном порядке (п. 26 постановления администрации Костромской области от 27.02.2007 г. № 30-а).
Постановлением Администрации Костромской области от 27 августа 2010 года № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области и признано утратившим силу постановление администрации Костромской области от 27.02.2007 г. № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области».
На момент взвешивания указанных автотранспортных средств функции осуществления весового контроля транспортных средств были возложены на Инспекцию государственного административно-технического надзора Костромской области (Постановление Губернатора Костромской области от 12.08.2008 г. № 282 «Об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области»).
В соответствии с п. 2 постановления администрации Костромской области от 27.08.2010 г. № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» функции по организации осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области переданы департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08.06.2012 г. № 120-а полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области переданы областному государственному казенному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор ».
Согласно пункту 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации от 27.05.1996, зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 № 1146, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р создана Служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.
Пунктом 4.4 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, утвержденного Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р, Служба весового контроля наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения "Особые условия движения".
В соответствии с пунктом 1.6 данного положения под стационарным пунктом весового контроля (СПВК) понимается место выполнения работниками дорожных организаций задач по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р утвержден Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Регламент от 10.11.2002 N ИС-1004-р).
Документ утратил силу в связи с изданием распоряжения Минтранса РФ от 12.03.2012 № ИЛ-31-р.
Вместе с тем, на дату составления актов весового контроля Регламент от 10.11.2002 № ИС-1004-р являлся действующим, в связи с чем, подлежит применению к спорным правоотношениям.
Данным Регламентом определен порядок действий работников стационарных и передвижных пунктов весового контроля по контролю за перевозкой тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и соблюдением допустимых весовых параметров автомобильного транспорта.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 названного Регламента выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором - оператором стационарного пункта весового контроля путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.
Пунктом 3.2 Приложения 3 Регламента от 10.11.2002 № ИС-1004-р установлено, что при несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.
Требования об осуществлении проверки весовых параметров на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме, также содержатся и в пункте 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденным Минтранса Российской Федерации от 21.07.2011 N 193, сменившим ранее действовавший Регламент.
Кроме того обязанность оснащения СПВК площадкой для контрольного взвешивания транспортного средства установлена пунктом 38 Положения о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а (действовавшего в отношении акта от 02.09.2010). Исключение проведения контрольного взвешивания транспортного средства предусмотрено лишь при осуществлении весового контроля на ПППК (передвижных пунктах весового контроля) (пункт 31 Положения).
Между тем в данном случае на стационарном пункте весового контроля при имевшем место несогласии водителей с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров (что нашло отражение в актах), транспортные средства не были направлены для проведения повторного взвешивания на специальной площадке , оборудованной весами для контрольного взвешивания.
Таким образом в нарушение вышеуказанных положений Регламента и Положения о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области контрольное взвешивание ТС не было проведено, процедура оформления актов не соблюдена, в связи с чем приложенные к иску акты не могут служить надлежащими доказательствами превышения веса и нагрузок по осям транспортных средств ответчика.
Кроме того, точность взвешивания, проведенного на автомобильных весах ВА-15С-3, также не может быть признана достоверной ввиду следующего.
Согласно Руководству пользователя ПО «Система весового контроля», на которое, ссылается истец, учет погрешностей измерений является опцией позволяющей учесть погрешность весов. Согласно разделу «Параметры работы с весами» настройки весов могут быть изменены. В актах о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось и в детализациях расчетов имеется указание только на фактическую нагрузку, сведения о том, что взвешивание произведено с учетом погрешности либо опция учета погрешности измерений была включена, акты не содержат.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при расчете истцом учтена погрешность автомобильных весов.
Не доказана истцом и правомерность применения при расчете размера ущерба расстояния (387 и 369 км), которое якобы было пройдено транспортными средствами по дорогам Костромской обл. Сведения о том, каким образом производился расчет, а также путевые листы в материалах дела отсутствуют.
При этом ссылки истца на подписи водителей в актах, не могут быть приняты судом во внимание в качестве надлежащих доказательств.
При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Рычагова О.А.