ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-53489/13 от 11.02.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 февраля 2014 года Дело № А56-53489/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Рыбакова С.П.  ,

при ведении протокола судебного заседания Сурмилевой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):

заявитель - Закрытое акционерное общество коммерческий банк "Ситибанк"

заинтересованное лицо - Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9

о признании незаконными решений

при участии

от заявителя: Залеская М.И., Канарева В.М., Пронина О.В., по доверенности от 09.01.2014;

от заинтересованного лица: Николаева А.В., по доверенности от 26.06.2013 №04/06267; Юшкова Е.В., по доверенности от 14.01.2014 №04/1151; Игнатьева С.А., по доверенности от 28.11.2013 №04/1168, Косенко И.В., по доверенности от 14.11.2014 №04/11250;

установил:

Закрытое акционерное общество коммерческий банк "Ситибанк" (далее- общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ о признании незаконными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 (далее- инспекция, налоговой орган, заинтересованное лицо) от 06.06.2013 №16, №17 от 19.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представители заявителя поддержали уточненные заявленные требования.

Представители заинтересованного лица требования общества не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и оспариваемых решениях.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:

Решениями Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 от 06.06.2013 №16 (далее- Решение № 16), №17 от 19.06.2013 (далее- Решение №17) о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение закрытое акционерное общество коммерческий банк "Ситибанк" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за несвоевременное представление справок по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 2012 год», содержащих сведения о доходах физических лиц за 2012 год, в количестве 2987 шт. в виде взыскания штрафа в размере 597400,00 рублей (Решение № 16) и 16 шт. в виде взыскания штрафа в размере 3200,00 руб. (Решение № 17) соответственно.

Основанием для привлечения общества к ответственности послужило установление инспекцией факта несвоевременности представления по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), сведений о доходах физических лиц за 2012 год, что подтверждается соответствующими реестрами.

Не согласившись с Решениями №№ 16, 17 инспекции общество обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу РФ.

Решением Федеральной Налоговой Службы от 18.09.2013 №СА-4-9/16810с жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции общество, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные закрытым акционерным обществом коммерческий банк "Ситибанк" требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 226 НК РФ Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/6П@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (далее - Приказ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@) утверждена форма 2-НДФЛ согласно приложению № 1 к данному приказу.

Формирование отчетности в виде сведений о доходах физических лиц в электронном формате осуществляется с учетом положений Приказов ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (далее - Методические рекомендации) и от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи».

Согласно Методическим рекомендациям ИНН в наименовании файла может принадлежать налогоплательщику или его представителю.

Согласно пункту 4 Порядка датой представления Сведений считается, в т.ч. дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа.

Из материалов дела следует, что между ЗАО КБ «Ситибанк» и Представителем ЗАО «Интеркомп» заключен договор возмездного оказания услуг от 27.01.2013 № CBS-2009-026, в соответствии с которым Представитель оказывает услуги по расчету заработной платы работников Заявителя, подготовке сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год и представлению указанных сведений в налоговый орган.

Справка о доходах физического лица за 2012 год за налогоплательщика в инспекцию представлялись Представителем (по доверенности) в электронном виде 29.03.2013 и 01.04.2013 соответственно. Файлы, содержащие указанные сведения поступили на Приемный комплекс «ГНИВЦ Прием-Регион (далее - ПК ГПР) инспекции с сервера специализированного оператора связи ЗАО ПФ «СКБ Контур» 29.03.2013 и 01.04.2013.

При формировании транспортных контейнеров с указанными файлами ЗАО «Интеркомп» был нарушен пункт 5 Приложения 6 Методических рекомендаций, а именно, в том случае если абонентом-отправителем является уполномоченный представитель, в транспортном контейнере, содержащем сведения 2-НДФЛ, должен присутствовать файл с информационным сообщением о доверенности, выданной представителю. При этом должны совпадать ИНН представителя в именах файлов, содержащих сведения 2-НДФЛ и информационном сообщении о доверенности.

В связи с тем, что ЗАО «Интеркомп» ИНН 7709688816 - организация, уполномоченная ЗАО КБ «Ситибанк» ИНН 7710401987 представлять сведения о доходах физических лиц за ЗАО КБ «Ситибанк», то в имени файла должен быть указан ИНН, присвоенный ЗАО «Интеркомп» - 7709688816.

Оператор связи предоставил ЗАО «Интеркомп» по форме КНД 1166004 «Подтверждения даты отправки» вышеуказанных электронных файлов.

После отправки файлов 29.03.2013 ЗАО «Интеркомп» получено подтверждение даты отправки от оператора связи.

При этом извещение о получении электронного документа (КНД 1166008) по данным файлам не было сформировано, поскольку в имени файлов, направленных 29.03.2013 и 01.04.2013, был указан ИНН, присвоенный ЗАО КБ «Ситибанк» - 7710401987, а не ИНН, присвоенный представителю (ЗАО «Интеркомп») – 7709688816, как этого требует инструкция.

В связи с неверным формированием представителем имени файла 29.03.2013 приемным комплексом ГПР инспекции было автоматически сформировано и направлено сообщение об ошибке в виде: «ОТВЕРГНУТ Ошибка обработки: ИНН абонента-отправителя 7709688816 отсутствует в имени файла!».

Согласно письму ФГУП ГНИВЦ ФНС России от 19.04.2013 № 50-14-26/2375@ сообщения ЗАО «Интеркомп» поступили на ПК ГПР инспекции с сервера Оператора связи (ЗАО ПФ «СКВ Контур») 29.03.2013 и 01.04.2013. Данные файлы отвергнуты ПК ГПР Инспекции и сформированы сообщения об ошибках. По данным статистики работы ПК ГПР сервер Оператора связи забрал данные сообщения с сервера СОЭД ГПР 29.03.2013 и 01.04.2013 соответственно.

Поскольку файлы, поступившие на сервер налогового органа 29.03.2013 и 01.04.2013, были автоматически отвергнуты ПК ГПР инспекции, у налогового органа не было возможности осуществить все этапы обработки и контроля информации, содержащейся в этих файлах, и, как следствие, сформировать и направить заявителю реестр и протокол приема сведений либо выявить и зафиксировать допущенные ошибки при формировании сведений о доходах физических лиц.

Представитель 29.03.2013 и 01.04.2013 получил только подтверждение даты отправки и не получил извещения о получении электронного документа, необходимого для подтверждения даты представления сведений в налоговый орган.

Только 10.04.2013 Представитель, получив от оператора связи сообщение об ошибке, в тот же день исправил ошибку формирования файлов передачи и направил файлы, содержащие сведения за 2012, которые успешно прошли форматно-логический контроль в ПК ГПР Инспекции и налоговым органом Представителю было направлено извещение о получении электронного документа.

Как следует из Решения №17, Представитель, получив 10.04.2013 от оператора связи сообщение об ошибке формирования файлов передачи, исправил ошибку и в тот же день направил файлы, содержащие сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год.

Вместе с тем, сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год в отношении 16 физических лиц не были приняты Инспекцией при тестировании файлов в программе ТЕСТифнс в связи с имевшимися в них ошибками в адресах.

В протоколах приема была отражена следующая ошибка: «КЛАДР: не найдена улица».

Данные протоколы приема с информацией об обнаруженных при тестировании ошибках были направлены Представителю.

Банк после получения Протоколов приема с информацией об обнаруженных при тестировании ошибках, сверив данные представленных и не принятых сведений о доходах физических лиц с первичными документами, в отношении данных физических лиц направил повторно сведения 07.05.2013.

07.05.2013 Сведения за 2012 год на 16 физических лиц прошли форматно-логический контроль и были зафиксированы в реестре представленных сведений, сформированном налоговым органом.

Инспекцией сделан вывод о том, что налогоплательщик и его Представитель до даты получения сообщения об ошибке от специализированного оператора связи ЗАО «ПФ «СКБ Контур», имели возможность выяснить причины неполучения извещения о получении электронных документов, но не воспользовались этой возможностью.

Однако данный вывод инспекции не согласуется с обстоятельствами дела, в системе «Контур-Экстерн» Оператора связи, посредством которой производилась отправка файлов, статус данных файлов до 10.04.2013 значился как «отправленные».

Причиной повторной отправки файлов, содержащих Сведения за 2012 год, за пределами сроков, установленных пунктом 2 статьи 230 Кодекса, является ошибка, допущенная Представителем при осуществлении электронного документооборота, поскольку даже при наличии неточностей, допущенных Представителем, и при своевременном получении уведомления от Оператора связи о наличии такой ошибки, Банк (Представитель) имел бы возможность своевременно устранить несоответствия и направить исправленные файлы со Сведениями за 2012 год повторно в день получения уведомления об ошибке.

В жалобе от 09.07.2013 Банк отмечает, что факт несвоевременного предоставления отчетов об ошибке был в письменном виде подтверждён Оператором связи. Указанное подтверждение было представлено Инспекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Диспозиция части 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают ответственность за виновное непредставление деклараций, иных документов и сведений, предусмотренных Кодексом, в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.

Объективной стороной правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок документов и сведений. Даже представление налоговых деклараций и документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений Инспекцией, не образует объективную сторону названных правонарушений.

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Из материалов дела следует, что сведения о доходах физических лиц за 2012 год в электронном виде представлены представителем общества своевременно, что подтверждено специализированным оператором связи ЗАО ПФ «СКБ Контур», но не приняты инспекцией к использованию по причине неоткрытия полученных им файлов.

Исходя из изложенного, следует признать, что в действиях банка отсутствуют события налоговых правонарушений, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение общества к налоговой ответственности.

При данных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что налоговый орган неправомерно привлек ЗАО коммерческий банк "Ситибанк" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 600600,00 руб. налоговых санкций.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117, судебные расходы по уплате госпошлины возлагаются на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9 от 06.06.2013 №16, от 19.06.2013 №17 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 в пользу закрытого акционерного общества коммерческий банк "Ситибанк" расходы по государственной пошлине в сумме 4000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Рыбаков С.П.