Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
12 июля 2019 года Дело № А56-53576/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Акционерное общество "Евраз металл инпром" в лице филиала акционерного общества "Евраз металл инпром" в г. Санкт-Петербурге
заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления и предписания
при участии
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО1, по доверенности от 17.04.2019
установил:
Акционерное общество "Евраз металл инпром" в лице филиала акционерного общества "Евраз металл инпром" в г. Санкт-Петербурге (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) от 30.04.2019 №13-669-1182/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и предписания от 14.02.2019 №13-669-258/пр.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения с 01.02.2019 по 14.02.2019 плановой выездной проверки в отношении Общества на основании распоряжения от 28.01.2019 № 13-669/Рк с целью осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с ежегодным планом проверок, утвержденным Приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 30.10.2018 № 348-од, размещенным на официальном сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора в сети Интернет, выявлены нарушения требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.
Сеть газопотребления, филиала ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» в г. Санкт-Петербурге, per. номер А29-02699-0038, дата регистрации 25.01.2008, класс опасности III, находящийся по адресу: 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, промзона Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5 (далее ОПО):
- в нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон 116-ФЗ от 21.07.1997); п. 1 ст. 18 Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011) – Не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности № ВХ-29-006074 от 01.07.2016, в связи с изменением адреса осуществления вида деятельности, а именно: в лицензии указан адрес осуществления вида деятельности: 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, промзона Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5. При этом фактический адрес осуществления вида деятельности: 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, промзона Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, лит. О, пом. 5-Н, 6-Н, 7-Н, что подтверждается документами о государственной регистрации права: свидетельство о государственной регистрации серия 78-АЖ № 667803 дата выдачи 29.09.2012 на земельный участок; серия 78-АЖ № 400142 от 14.03.2012 на нежилое помещение.
- в нарушение требований п. 5 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 – не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных эксплуатирующей организацией в части адреса нахождения опасного производственного объекта - сеть газопотребления филиала ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» в г. Санкт-Петербурге, а именно: местонахождение (адрес) ОПО указанный в карте учета: 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, промзона Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, лит. О, при этом фактический адрес нахождения ОПО: 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, промзона Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, лит. О, 5-Н, 6-Н, 7-Н, что подтверждается документами о государственной регистрации права: свидетельство о государственной регистрации серия 78-АЖ № 667803 дата выдачи 29.09.2012 на земельный участок; серия 78-АЖ № 400142 от 14.03.2012 на нежилое помещение.
- в нарушение требований ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997; ст. 9 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009) - не обеспечивается взрывобезопасность здания котельной: в котельной отсутствуют легко сбрасываемые конструкции, в оконных проемах установлены стеклопакеты.
- в нарушение требований ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997; п. 2, 4, 9, 143 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утверждены приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (далее - ФНиП ГАЗ № 542); п. 70 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 (далее Технического регламента №870) - Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, в границе балансовой принадлежности сети газопотребления эксплуатирующей организации АО «ЕВРАЗ Металл Инпром», а именно: отсутствуют утвержденные техническим руководителем технологические схемы газопроводов; в эксплуатирующей организации не разработаны производственные инструкции, обеспечивающие безопасное проведение газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска; частично нарушена изоляционное покрытие (окраска) наружного газопровода.
Постановлением от 30.04.2019 №13-669-1182/ПС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Также Обществу выдано предписание от 14.02.2019 №13-669-258/пр об устранении выявленных нарушений в срок до 15.06.2019.
Постановление и предписание оспорены Обществом в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу статьи 18 Закона №99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Доводы АО «ЕВРАЗ Металл Инпром» со ссылкой на результат внеплановой проверки 2016 года, проведенной на основании заявления о переоформлении лицензии (акт проверки от 16.06.2016 13-4456-4407/А), не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению. Общество аргументирует свою позицию тем, что вышеуказанное несоответствие адресов осуществления деятельности уже имело место, но не было принято во внимание должностным лицом, проводившим проверку в 2016 году.
В акте проверки от 16.06.2016 № 13-4456-4407/А в установочной части описано, какие именно адреса содержат документы АО «ЕВРАЗ Металл Инпром», подтверждающие право собственности на недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права на помещение и земельный участок). Данные адреса отличаются от адреса, указанного в лицензии. Далее, в этом же акте проверки (в выводах) инспектором указано на необходимость переоформить Обществу лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, И, III классов опасности при намерении лицензиата осуществлять вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанного в лицензии.
В ходе проведения проверки также установлено, что не обеспечивается взрывобезопасность здания котельной: в котельной отсутствуют легкосбрасываемые конструкции, в оконных проемах установлены стеклопакеты, тем самым нарушены требования: ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ); ст. 9 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом заключение Экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) № 1410-06-ЗС/16 «На строительные конструкции помещения встроенной газифицируемой котельной», на которое ссылается АО «ЕВРАЗ МЕТАЛЛ ИНПРОМ» в заявлении, определяет только соответствие строительных конструкций помещения газовой котельной предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности, а также анализ и оценку соответствия помещения встроенной газифицируемой котельной на возможность его дальнейшей безаварийной эксплуатации.
Однако наличие легкосбрасываемых конструкций ЭПБ не определяет. Тем не менее, необходимость обеспечить помещение котельной легкосбрасываемыми конструкциями предусмотрено проектной документацией, представленной АО «ЕВРАЗ Металл Инпром» в ходе проверки.
Установка легкосбрасываемых конструкций в здании (помещении) газовой котельной является принципиально важной для снижения тяжести последствий в случае аварии - взрыва газовоздушной смеси в замкнутом объеме.
Наличие легкосбрасываемых конструкций в котельной АО «ЕВРАЗ Металл Инпром» предусмотрено проектной документацией. Установленные в котельной стеклопакеты не являются легкосбрасываемыми конструкциями, и в случае отсутствия в помещении иных легкосбрасываемых конструкций, взрывобезопасность котельной не обеспечена, о чем правомерно указано в пункте 3 оспариваемого предписания.
Содержащаяся в объяснениях заявителя ссылка на положительное заключение экспертизы промышленной безопасности № 1410-06-ЗС/16 от 07.06.2016 «На строительные конструкции помещения встроенной газифицируемой котельной», выполненной экспертной организацией ООО «ПромМашТест», является несостоятельной, поскольку в данном заключении были рассмотрены только вопросы прочности и устойчивости строительных конструкций (фундаменты, полы, стены, перекрытия, плиты перекрытия), при этом вопросы взрывобезопасности не рассматривались.
Материалами дела подтверждается, что Обществом не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, в границе балансовой принадлежности сети газопотребления эксплуатирующей организации АО «ЕВРАЗ Металл Инпром», а именно: отсутствуют утвержденные техническим руководителем технологические схемы газопроводов; в эксплуатирующей организации не разработаны производственные инструкции, обеспечивающие безопасное проведение газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска; частично нарушено изоляционное покрытие (окраска) наружного газопровода.
Тем самым нарушены требования ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 2, 4, 9, 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542; п.70 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870.
Заключенный договор на техническое обслуживание сети газопотребления, на который ссылается АО «ЕВРАЗ Металл Инпром», не освобождает данную организацию от обязанностей выполнять и другие требования промышленной безопасности в полном объеме, установленные для организации, эксплуатирующей ОПО, Федеральным законом № 116-ФЗ и другими нормативными правовыми актами, ссылки на которые приведены в п. 4 оспариваемого предписания. В частности, в соответствии с п. 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 для повторяющихся газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска, должны быть разработаны производственные инструкции. В данном случае такие инструкции могут быть разработаны в специализированной обслуживающей организации, однако, должны быть утверждены или согласованы с эксплуатирующей организацией -АО «ЕВРАЗ Металл Инпром» и должны находиться по месту эксплуатации ОПО.
Факт нарушения Обществом требований промышленной безопасности подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом публично-правовых обязанностей в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом, а также признаков малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения судом не установлено.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.