ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-53631/19 от 16.07.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 июля 2019 года                                                              Дело № А56-53631/2019

Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года . Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "ДорСтройИнжиниринг"

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения в части

при участии

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 20.06.2019; ФИО3, по доверенности от 20.06.2019; 

от заинтересованного лица: ФИО4, по доверенности от 30.01.2019; ФИО5, по доверенности от 30.01.2019;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ДорСтройИнжиниринг» (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик, ООО «ДорСтройИнжиниринг», ООО «ДСИ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 20.11.2018 № 04/26 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в размере 25 618 428 руб.;

- доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в размере 10 603 379 руб., заявленных к вычету при приобретении товаров (работ, услуг) у ООО «СК «СтройСистема»;

- начисления пени и штрафов по налогу на добавленную стоимость.

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.

Представители Инспекции возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дел, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на имущество организаций, транспортного налога с организаций, налога на прибыль организаций, земельного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налога на добавленную стоимость (далее – НДС), иных налогов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016,  налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с 01.06.2014 по 31.12.2016.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 23.07.2018 №04/20, возражений Общества на акт, результатов дополнительных мероприятий налогового контроля и дополнений к возражениям, а также иных материалов  Инспекцией в порядке ст. 101 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вынесено решение от 20.11.2018 № 04/26 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 В соответствии с решением Инспекции от 20.11.2018 ООО «ДСИ» доначислен НДС в сумме 36 221 807 руб., налог на прибыль в сумме 1 483 718 руб., начислены пени в общей сумме 18 800 731 руб., а также ООО «ДСИ» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ, с учетом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в виде штрафа в  общей сумме 950 859  руб.

Итого по результатам выездной налоговой проверки ООО «ДСИ» доначислено налогов, пени и штрафов в общей сумме 57 457 115 руб.

Частично не согласившись с принятым Инспекцией решением, ООО «ДСИ» подало апелляционную жалобу, в которой просит  отменить решение налогового органа в части начисления НДС в сумме 25 618 428 руб.; также налогоплательщик просит уменьшить сумму НДС 10 603 379 руб., исключенную налоговым органом из вычетов на сумму НДС 3 882 505 руб. от реализации материалов и услуг компаниями, не ведущими, по мнению Инспекции, реальной финансово-хозяйственной деятельности и произвести перерасчет пени и штрафов  по НДС, соответствующих пени и штрафа.

Решением УФНС России по Санкт-Петербургу №16-13/26035@ от 29.04.2019 апелляционная жалоба ООО «ДСИ» на решение Инспекции от 20.11.2018 № 04/26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Общество посчитало решение Инспекции частично незаконным и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с письмом ФНС «О рекомендациях при проведении выездных налоговых про­верок» (№АС-4-2/13622 от 25.07.2013), «в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются до­кументы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчис­ления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обосно­ванного решения по результатам проверки.

Программа проверки должна быть разработана в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке, а также предусматривать перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налого­вого правонарушения».

При проведении выездной налоговой проверки используются информационные ресурсы мест­ного, регионального и федерального уровней.

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

- направление налоговым органом различных запросов в банк,

- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ),

- инвентаризация имущества налогоплательщика, проводимая в соответствии с приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/3,

- допрос свидетелей, проводимый в соответствии со статьей 90 НК РФ,

- осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ),

- истребование документов у проверяемого лица в соответствии со статьей 93 НК РФ.Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребо­вать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

- выемка документов и предметов в соответствии со статьей 94 НК РФ,

- экспертиза в соответствии со статьей 95 НК РФ,

- привлечение специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ.

В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган произвел следующие действия:

- вызывал и допрашивал свидетелей;

- проводил осмотр помещений, документов и предметов;

- производил выемку документов;

- истребовал документы.

Истребованные документы в полном объеме были представлены налоговому органу.

Кроме ис­требованных документов, в налоговый орган ООО «ДСИ» самостоятельно предоставил регистры налогового учета.

Общество указывает на то, что выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика проведена не всецело, не проанализированы документы, имеющие существенное значение для определения правильности исчисления налогов, что привело к выводам налогового органа, по­влекшим принятие решения о привлечении к ответственности налогоплательщика.

Общество оспаривает следующие моменты, а именно:

1. Налоговый орган признал ООО «СК «СтройСистема» (ИНН <***>) и ООО «БГС» (ИНН <***>) компаниями-«номиналами», не способными вести реальную финансово-хозяйственную деятельность (стр. 72, 161 решения № 04/26), Инспекция исключает из вычетов по НДС 10 603 379руб., однако считает, что реализация материалов и оказание услуг техники данным компаниям вполне реальна (стр. 250 решения № 04/26).

Сумма   реализованных материалов            и услуг составила:

ООО «СК «СтройСистема» - 13 743 365,00 руб., в т.ч. НДС 18 % - 2 096 444 руб.,

ООО «БГС» - 11 708 625,00 руб., в т.ч. НДС 18 % - 1 786 061 руб. (стр. 249 решения № 04/26).

Факт производства работ по заключенным с Заказчиком договорам и принятие их резуль­тата Инспекцией не оспаривается.

При этом фактический ис­полнитель работ в ходе проверки не установлен, установлен факт выполненных работ (стр. 246 решения № 04/26).

Доказательств, что материалы (работы, услуги), реализованные в адрес ООО «БГС», применены им при выполнении работ, поименованных в договоре № 25 от 06.06.2016, ООО «ДСИ» не представлено (стр. 250 решения № 04/26).

При этом Инспекция подтверждает, что материалы закупались ООО «ДСИ» самостоятельно (стр. 157 решения № 04/26).

Кроме того, Инспекция признает тот факт, что все договора, заключенные ООО «ДСИ», являются реальными, а также то, что эти объекты сданы Заказчику (стр. 57 решения № 04/26).

Данный довод налогового органа противоречит выводам о том, что ООО «ДСИ» не представил документальное подтверждение исполь­зования материалов на данных объектах.

Общество указывает, что в ходе проверки Инспекцией не проанализированы и не сопостав­лены данные КС-2 между Заказчиками АО (ЗАО) «Буер», ЗАО «АБЗ-Дорстрой» и ООО «ДорСтройИнжиниринг», а также между ООО «ДорСтройИнжиниринг» и субподрядчиками в части расхода материалов для исполнения работ. Если бы материалы, закупленные АО (ЗАО) «Буер» и ООО «ДорСтройИнжиниринг», не были бы использованы на объектах, то объекты не были бы построены и сданы Заказчикам.

Признавая ООО «СК «СтройСистема» контрагентом, не способным вести реальную фи­нансово-хозяйственную деятельность, Инспекция при этом:

- неисключает из состава расходов расходы, учтенные при формировании налогооблага­емой базы по налогу на прибыль по Актам выполненных работ (КС-2) и Справкам о стоимости выполненных работ (КС-3) ООО «СК «СтройСистема», и неисключает 69 511 039,28 руб. из состава внереализационных доходов, по дате исключения ООО «СК «СтройСистема» из ЕГРЮЛ (стр. 54 решения № 04/26),

неуменьшает выручку на сумму «не реализованных» материалов и не оказанных услуг (по мнению налогового органа) - на 13 743 365,00 руб., в т.ч. НДС 18 % - 2 096 444 руб.,

неуменьшает сумму НДС к уплате в бюджет с «отсутствующей реализации» на 2 096 444 руб.

Аналогичная ситуация сложилась и с реализацией материалов и услуг ООО «БГС». Налоговый орган, признавая ООО «БГС» «номиналом», тем не менее:

- неуменьшает выручку на сумму «нереализованных» материалов и «неоказанных» услуг (по мнению налогового органа) - на 11 708 625,00 руб., в т.ч. НДС 18 % - 1 786 061 руб.,

- неуменьшает сумму НДС к уплате в бюджет с «отсутствующей реализации» на 1 786 061 руб.

Из изложенного следует вывод о том, что принять НДС к вычету из бюджета по юридическому лицу, признанному налоговым органом «номиналом» нельзя, а продавать материалы и оказывать ему услуги можно, а значит, необходимо заплатить НДС в бюджет с полученной выручки.

Общество также пояснило, что в 2014-2015 годах ООО «СК «СтройСистема» вела реальную хозяйственную деятельность с такими юридическими лицами, как ООО «ОСК», ООО «АБЗ-Автотранс», ОАО «Российские железные дороги», ООО «Легион-СтройЭкология» и др., выступала ответчиком в суде. Исходя из данных картотеки арбитражных дел, ООО «СК «СтройСистема» имела реальные хозяйственные договора, являлась заказчиком и потребителем транспортных и иных услуг, подписывало первичные документы. Именно ре­альная финансово-хозяйственная деятельность привела к возникновению задолженности перед поставщиками, и, как следствие, к разбирательствам в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Довод налогового органа о том, что имелся «транзитный характер расчетов не объяснимый разумными эко­номическими целями (короткие сроки платежей (1-3 дня))» (стр. 72 акта № 04/26) скорее под­тверждает активную хозяйственную деятельность юридического лица. После получения денеж­ных средств от оказанных услуг, налогоплательщик незамедлительно расплачивается с постав­щиками материалов, топлива, транспортными организациями, которые предоставили ему мате­риалы и услуги с отсрочкой платежа.

По данным Росстата, опубликованным в открытом доступе, за 2013 год выручка ООО «СК «СтройСистема» составила 958 992 тыс. рублей, а запасы на 31.12.2013 - 9 102 тыс. рублей. Наличие запасов при отсутствии складских помещений говорит о том, что ООО «СК «Строй-Система» на 31.12.2013 имело заключенные договора на производство работ, где и складировало приобретенные инертные материалы (песок, щебень, ЩПС и др.).

Компания была зарегистрирована 01.12.2011, за весь период деятельности компании участники и руководители не менялись. Единственный участник и единственный руководитель от момента регистрации до момента ликвидации не зарегистрирован в реестре массовых руко­водителей и массовых учредителей, регистрационный адрес компании не зарегистрирован в ре­естре массовых адресов.

Согласно заключенному с ООО «ДСИ» договору, ООО «СК «СтройСистема» для выполнения работ имела возможность заключить договора со сторонними организациями на выполнение работ. Приобретаемые материалы - гранитный поребрик и бетон для их уста­новки приобретались ООО «СК «СтройСистема» непосредственно на территории производства работ.

Довод налогового органа о том, что данный материал мог быть приобретен непосред­ственно на строительной площадке, а затем вывезен на другой объект является безоснователь­ным, поскольку:

- строительные материалы приобретаются в количестве, необходимом для производства работ,

- товарный бетон приобретается и используется непосредственно в день доставки, по­скольку имеет свойство застывать и не подразумевает длительное хранение,

- переадресация на другой объект экономически не обоснована.

Кроме того, если налоговый орган считает, что материалы были вывезены надругой объ­ект,то этим косвенно подтверждается, что ООО «СК «СтройСистема» имеет несколько объек­тов, на которых производит аналогичные строительные работы.

Таким образом, налоговый орган неправомерно принимает к уплате НДС от реализации и отказывает в вычете НДС с выполненных работ.

При поведении выездной налоговой проверки налоговому органу были представлены исчерпывающие доказательства того, что весь завезенный строительный материал был использован на данном объекте (ТТН, наклад­ные ТОРГ-12, сметы, акты освидетельствования скрытых работ, Акты выполненных работ КС-2 ООО «ДСИ» и субподрядчиков, итоговая исполнительная документация).

Проведенные допросы работников ООО «ДСИ», представителей ФИО6 и Генподрядчиков, а также перечень заданных им вопросов, свидетельствует о том, что налого­вый орган не представляет себе процесс организации работ на объекте и информированность работников относительно работ, выполняемых сторонними организациями. Выводы, сделанные налоговым органов на основании допросов (стр. 64 решения № 04/26), являются недостоверны­ми вследствие заданных некомпетентных вопросов. Если ООО «СК «СтройСистема» для вы­полнения работ привлекала третьих лиц, то работники ООО «ДСИ» общались с непосредственными исполнителями субподрядных работ, которые информированы только о характере выполняемой работы и сроках ее исполнения, а не о наименовании заказчика и иных третьих лиц. Генподрядчик принимает работы у непосредственного субподрядчика и не имеет информации относительно всех подрядных организациях, которые выполняли конкретные ра­боты на данном объекте (например: одна организация вывозила строительные отходы, другая устанавливала поребрики, третья прометала полотно перед укладкой асфальта).

На основании изложенного следует вывод о том, что отнесение ООО «СК «СтройСистема» к контраген­там, не способным вести реальную финансово-хозяйственную деятельность, не соответствует действительности и не доказано в ходе выездной налоговой проверки.

Следовательно, исключение из вычетов НДС по выполненным работам в сумме 10 603 379 руб. необоснованно.

2. Налоговым органом проведен некорректный расчет расхождений (графа 20) приложения № 1 к решению № 04/26 «Таблица 76/АВ», что привело к искажению данных и неправомерному доначислению НДС в бюджет.

Анализ данных по Договору № 6 от 27.04.2011 (стр. 239 решения № 04/26) выявил, что Инспекция некорректно произвела расчет НДС к вычету из бюджета, так как методологически неверно применила факт зачета взаимных требований по выполненным работам и оказанным ген.услу­гам для расчета НДС.

Расхождение (гр. 20 таблицы 76/АВ) должно быть (-) 11 914 345,07 руб. (24 228593,54 - 36 142 938,6 = (-) 11 914 345,07, а не (-) 12 877 954,14.

3. В рамках выездной налоговой проверки налоговым органом не было
принято во внимание и не дана правовая оценка следующей ситуации:
налоговый орган считает, что НДС с аванса, выданного к вычету из бюджета, предъявлен не был, а ООО «ДСИ» считает, что был и в «старой» книге продаж самостоятельно его восстанавливает к уплате в бюджет при зачете ранее выданного аванса.

Например:

Поставщику ООО «Автобан» по договору № 1 от 11.01.2014, 11.04.2014 выдан аванс на сумму 5 290 000,00 руб.

От поставщика получена авансовая счет-фактура № А40 от 11.04.2014 на сумму 5 290 000,00 руб., в т.ч. НДС 18 % - 806949,15 руб.

Данная операция отражена в регистре учета по НДС, но не отражена в «старой» книге покупок за 2 квартал 2014 года.

23.10.2015 получен Акт выполненных работ КС-2 и произведен зачет ранее полученного аванса. НДС исчислен к уплате в бюджет. Данная операция отражена в регистре учета по НДС, отра­жена в «старой» книге продаж за 4 квартал 2015 года.

Аналогичная ситуация сложилась и с вычетами по работам и услугам, когда налогоплательщик заявлял в учете свое право на вычет (статьи 171, 172 НК РФ) в том отчетном периоде, в котором были отражены расходы по работам и услугам, но которые не были отражены в «старой» книге покупок.

Не отражение в книге покупок не имело умысла не предъявить НДС к вычету, так как в последую­щем он был восстановлен к уплате в бюджет.

В соответствии с письмом ФНС «О рекомендаци­ях при проведении выездных налоговых проверок» (№АС-4-2/13622 от 25.07.2013), при анали­зе такой ситуации необходимо было руководствоваться не только книгами покупок и продаж, но и регистрами налогового учета, подтверждающими факт совершения хозяйственной опера­ции.

4. В судебном заседании представителем Инспекции заявлялось о том, что налогоплательщик   мог   подать   уточненные   декларации,   однако,   это   не   так.

Относительно невозможности подачи уточненных налоговых декларации по НДС ООО «ДСИ» пояснило следующее.

Выездная налоговая проверка проводилась Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу. Восстановление бухгалтерского и налогового учета с передачей новых налоговых регистров проверяющему ор­гану было закончено 21.03.2018. На следующий день 22.03.2018, ООО «ДСИ» было переведено в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №3 по Санкт-Петербургу по НДС и по налогу на прибыль. Уведомление о том, что налогоплательщик по двум налогам переведен в другую налоговую инспекцию, получено ООО «ДСИ» 02.04.2018 посредством почтовой связи.

Подача уточненных деклараций должна была быть произведена в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №3 по Санкт-Петербургу. Камеральная проверка проводи­лась бы Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №3 по Санкт-Петербургу параллельно с выездной налоговой проверкой, проводимой Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу.

Предоставить часть пер­вичных документов при проведении камеральных проверок за 2014-2016 годы не представля­лось возможным, потому что Следственным Комитетом по Выборгскому району Санкт-Петербурга было произведено изъятие первичных документов за 2014-2016 годы.

Кроме того, согласно п. 1.1 статьи 172 НК РФ, право на вычет по товарам, работам и услугам исчисляется тремя годами с даты составления счетов-фактур.

Таким образом, в 1 квартале 2018 года, ООО «ДСИ» мог подать уточненные декларации за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 г. и 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года. В этих декларациях к вычету НДС можно было заявить по счетам-фактурам, составленным не ранее января 2015 года. За 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года уточненные декларации с правильно заполненными книгами покупок и продаж можно было подать не позднее 1, 2, 3, 4 кварталов 2017 года соответственно.

Исходя из вышеизложенного, ставить в зависимость реализацию права на вычет по товарам, работам и услугам по наличию или отсутствию записей в книгах покупок/продаж, как приложениям к налоговым декларациям, неправомерно, поскольку право на вычет первично реализуется в учете.

5.Довод об отсутствии запрошенных у ООО«ДСИ» документов без
уважительных причин необоснован с учетом следующего.

Описи изымаемых документов составлялись представителями Следственного отдела по Вы­боргскому району Санкт-Петербурга «по папкам (регистраторам)» без перечисления докумен­тов, находящихся внутри описываемых папок (регистраторов).

Представители Инспекции составляли описи изъ­ятых документов без представителей ООО «ДСИ» и свидетелей (стр. 12 Ре­шения № 04/26).

После возврата документов Следственным Комитетом ООО «ДСИ» обнаружил документы, которые запрашивал налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки и которые не были отражены в описи изъятых документов, составленной Инспекцией.

6. Во внимание были приняты не первичные документы, предоставленные в полном объеме, а книги покупок и книги продаж, являющиеся производными от отражения документов в учете.

Согласно п. 5.1 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по прове­дению выездных налоговых проверок», в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваютсядокументы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности ис­числения, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обосно­ванного решения по результатам проверки, в частности:

налоговые декларации (расчеты);

регистры налогового учета;

счета-фактуры;

книги покупок;

книги продаж;

журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;

иные документы, относящиеся к налоговому учету.

Как следует из перечня, проверка правильности исчисления налога не сводится к сверке нали­чия счетов-фактур с записями книг покупок и продаж. Анализируются регистры налогового учета по НДС.

В налоговом учете по НДС налогоплательщики ведут следующие регистры учета НДС:

1. Регистр «входного» НДС потоварам, работам и услугам – счет 19.

2. Регистр НДС реализации товаров, работ и услуг - счет 90.3.

3. Регистр учета НДС по авансам полученным- 76/АВ.

В данном регистре отражается НДС к уплате в бюджет в момент получения аванса и НДС к вычету из бюджета в момент зачета данного аванса.

4. Регистр учета НДС по авансам выданным- 76/ВА.

В данном регистре отражается НДС к вычету из бюджета в момент выдачи аванса поставщикам и НДС к уплате в бюджет в момент зачета данного аванса.

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган анализировал, сопоставлял, оценивал регистры 76/АВ и 76/ВА, но не принял во внимание регистр счет19.

Вместо анализа регистра счет19 налоговый орган сверял записи книги покупок с «входящими» счетами-фактурами по товарам, работам и услугам.

Если счет-фактура была в наличии, а записи в книге покупок не было, то налоговый орган считал, что этот НДС ООО «ДСИ» предъявит в будущем.

Несмотря на то, что налоговый орган располагал сведениями об отсутствии дебетового сальдо по счету 19, в ходе выездной налоговой проверки отсутствовал анализ реализации права налогоплательщика предъявить этот НДС в будущем.

В ходе восстановления налогового учета по НДС (по контрагентам ООО «Автобан», ООО «Блок», ООО «Строительные технологии» и пр.), для принятия решения об отражении вычетов по товарам, работам и услугам в том отчетном периоде, в котором они были приняты к учету, но не были отражены в «старой» книге покупок, были проанализированы следующие факты:

1. Наличие первичных документов (имелись в наличии).

2. Наличие оригиналов счетов-фактур (имелись в наличии).

3. Регистрация первичных документов в реестре поступлений (накладные, акты) (зареги­стрированы).

4. Регистрация счетов-фактур в реестре полученных счетов-фактур (зарегистрированы).

5. Наличие кредитового оборота по счету 19 в корреспонденции с дебетом счета 68/02 (имелся кредитовый оборот по счету 19 в корреспонденции с дебетом счета 68/02).

6. Наличие дебетового сальдо по счету 19 (сальдо по контрагентам - ООО «Автобан», ООО «Блок», ООО «Строительные технологии» по товарам, работам, услугам отсутствует).

Книги покупок и продаж не являются первичными бухгалтерскими докумен­тами. Первичным документом, отражающим факты хозяйственной деятельности, связанные с исчислением НДС, является счет-фактура. Отсутствие дебетового сальдо по счету 19 на отчет­ные даты означает, что налогоплательщик выражает свою волю предъявить НДС к вычету в те­кущем отчетном периоде. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган не отразил данный факт.

ООО «ДСИ» были предоставлены счета-фактуры в полном объеме и оборотные ведомости по счету 19 поквартально.

Однако, вышеуказанные факты не были приняты налоговым органом. Во внимание были приняты не первичные документы, предо­ставленные в полном объеме, а книги покупок и книги продаж, являющиеся производными от отражения документов в учете.

Таким образом, можно сделать вывод, что имела место техническая ошибка при формировании книг покупок (и деклараций по НДС), а не осознанное решение налогоплательщика предъявить НДС к вычету в последующих отчетных периодах.

7. Несмотря на то, что в решении выездной налоговой проверки за 2011-2013 г.г. отсут­ствует факт доначисления НДС с аванса, полученного, но не отраженного в книге продаж за 4кв. 2013 г., к вычету не принят НДС в периоде зачета данного аванса.

За 2011-2013 г.г. Инспекция проводила выездную налоговую проверку, по результатам которой было вынесено решение № 09/22 от 31.03.2015.

В решении № 09/22 от 31.03.2015 отсутствует факт доначисления НДС к уплате в бюджет по счету-фактуре № А175 от 13.12.2013 (договор № 13 от 26.11.2013 с ЗАО «Буер»), не­смотря на отсутствие записи в книге продаж за 4 кв. 2013 г., что говорит о комплекс­ном подходе к материалам проверки, где за основу брались не записи книг покупок и продаж, а реальные документы и регистры налогового учета.

В ходе проведения налоговой проверки налоговый орган располагал всеми первичными документами, позволяющими проверить правильность исчисления НДС к уплате в бюд­жет с полученных авансов.

Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган при вынесении решения по итогам выездной налоговой проверки не доначислил НДС с полученного аванса, то у налогового органа нет сомнений в правильности исчисленного к уплате в бюджет налога по счету-фактуре № А175 от 13.12.2013, несмотря на отсутствие записи в книге продаж.

Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О).

8. Общество указывает на то, что в ходе выездной налоговой проверки и проводимых дополни­тельных мероприятиях проверки полноты исчисления НДС к уплате в бюджет налоговый орган в недостаточном объеме исследовал восстановление НДС к вычету из бюджета при зачете ранее полученного аванса по контрагенту ЗАО (АО)«Буер» в 2016 году.

Министерство финансов РФ и ФНС России написали совместное письмо «О рекоменда­циях по проведению выездных налоговых проверок» (№ АС-4-2/13622 от 25.07.2013). Послед­ние изменения в данное письмо вносились 15.01.2019.

В письме подробно рассмотрена вся методика проведения выездной налоговой првоерки выборочным методом (п. 5.7), а также даны рекомендации по определению выборки проверяемых элементов. Налоговым органам для определения элементов выборки рекомендовано применять стандарт № 16 «Ауди­торская выборка) (утв. постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002). Для этого ана­лизируется организация учета, документооборота и внутреннего контроля по основным видам деятельности, оценивается возможность выявления оборотов (доходов), не отраженных в учете или в налоговых декларациях, определяются контрольные мероприятия, необходимые (доста­точные) для проверки (пп. 3) б) п. 5.8).

Для проверки правильности исчисления НДС с авансов полученных и выданных налого­вый орган сделал следующую выборку:

1. Выбрал кварталы, в которых он будет проверять НДС - это 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 и 2015 годов, а также 2 и 4 кварталы 2016 года.

2. Внутри этих кварталов выбрал контрагентов, которым чаще всего выдавались авансы - ООО «Автобан», ООО «Блок», ООО «Строительные технологии», а также контрагентов, от которых чаще всего приходили авансы - ЗАО (АО) «Буер».

3. По каждому из этих контрагентов были выбраны договора, подлежащие проверке, и запрошены соответствующие документы - счета-фактуры, КС-2 и КС-3, платеж­ные поручения на получение авансов, платежные поручения на выдачу авансов и др.

При анализе полноты выборки, можно сделать вывод, что за 2014 и 2015 годы налоговый орган исследовал от 6 до 10 (в разных кварталах) договоров с ЗАО (АО) «Буер» на предмет правиль­ности начисления к уплате в бюджет НДС при получении аванса и правильности предъявления к вычету из бюджета НДС при зачете ранее полученного аванса.

Налоговый орган располагал сведениями, что в период проведения выездной налоговой проверки проводилось восста­новление бухгалтерского и налогового учета и в основном это касалось исчисления НДС при зачете ранее полученных и выданных авансов.

Также, 21.03.2018 налоговому органу были пе­реданы все восстановленные регистры по учету НДС за 2014-2016 годы.

Налоговый орган производил сравнительный анализ данных «старого» и «нового» учета (Таблицы 76/АВ и 76/ВА приложение № 1 к Решению № 04/26), проводил самостоятельные рас­четы и выявил значительные расхождения между «старым» и «новым» учетом.

То есть в ходе проверки за 2014 и 2015 годы 10-ти договоров, заключенных с ЗАО (АО) «Буер», налоговый орган располагал сведениями о том, что ООО «ДСИ» при зачете ранее полученного аванса предъявлял к вычету из бюджета суммы НДС значительно меньшие, чем ранее исчислил к уплате в бюджет.

Тем не менее, располагая данными, что ООО «ДСИ» систематическипри зачете ранее полученного аванса предъявляет к вычету из бюджета НДС меньше, чем ранее начислил к уплате в бюджет, во 2 квартале 2016 года налоговый орган исследует данные по двумдоговорам, а в 4 квартале 2016 года - по одномудоговору.

Налоговый орган по итогам проверки правильности расчета НДС доначислил к уплате в бюджет 25 618 428 руб. налога, начислил соответствующие пени и штрафы.

В 2016 году между ООО «ДСИ» и ЗАО (АО) «Буер» было 8 действующих до­говоров.

ООО «ДорСтройИнжиниринг» самостоятельно рассчитал сумму НДС, которую не предъявил к вычету по «старому» учету за 4 квартал 2016 года.

Исходя из анализа семи действующих в 4 квартале 2016 года договоров, она составила 33 610 990 руб­.

Таким образом, если бы налоговый орган в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля увеличил число договоров, подлежащих проверке на предмет правильности исчисления НДС к вы­чету из бюджета, то по итогам проверки сумма доначисленного налога к уплате в бюджет была бы равна нулю за 2014-2016 годы в целом, а в качестве налоговых санкций необходимо было бы рассчитать только пени.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что доводы Инспекции, отраженные в решении, необходимые для привлечения к налоговой ответственности и доначисления недоимки по налогу, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, 

Руководствуясь статьей 71 АПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя о признании решения Инспекции недействительным в части подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117, уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию в его пользу с налогового органа как со стороны по делу о признании решения государственного органа недействительным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу от 20.11.2018 № 04/26 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ДорСтройИнжиниринг»к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в размере 25 618 428 руб.;

- доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в размере 10 603 379 руб., заявленных к вычету при приобретении товаров (работ, услуг) у ООО «СК «СтройСистема»;

- начисления пени и штрафов по налогу на добавленную стоимость.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДорСтройИнжиниринг» 3000 руб. расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.