ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-53909/09 от 12.01.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 января 2010 года Дело № А56-53909/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Королевой Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Королевой Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "ИФС Интернешил Фуд Сапплай"

заинтересованное лицо Балтийская таможня

о признании незаконным отказа

при участии

от заявителя предст. ФИО1 (доверенность от 11.01.2010 г. № 5)

от заинтересованного лица предст. ФИО2 (доверенность от 11.01.2010 г. № 04-19/6)

установил:

ООО "ИФС Интернешил Фуд Сапплай" (далее Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Балтийской таможни (далее Таможня) в предоставлении режима тарифных преференций, оформленного письмом № 15-05/22792 от 14.07.2009 г. и об обязании произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 027 235 руб.

Кроме того, Общество просит обязать Таможню восстановить Обществу режим тарифных преференций по ГТД № 10216080/140907/0136776 по сертификатам о происхождении товара.

Общество требование поддержало в полном объеме.

Таможня просила требование отклонить, считает требование Общества необоснованным.

Стороны изложили свои позиции, выступили в прениях, представили все доказательства и согласились рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд определил:

1. Закончить подготовку дела к судебному разбирательству;

2. Рассмотреть дело по существу в этом же судебном заседании.

Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2007 года на таможенную территорию РФ для выпуска в свободное обращение Обществом был ввезен товар - свинина мороженная из Бразилии в трех контейнерах №№ 1690-07/019757-0, 1690-07/019781-3, 1690-07/019739-2.

14.09.2007 г. Обществом в Таможню были представлены необходимые для таможенного оформления товара и предоставления преференциального тарифного режима документы, в том числе грузовая таможенная декларация № 0216080/140907/0136776, а также выданные в Бразилии сертификаты о происхождении товара по форме «А» от 14.08.2007г. №№ 1690-07/019757-0, 1690-07/019781-3, 1690-07/019739-2.

В графе 47 ГТД Обществом были заявлены преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

18.09.2007 г. осуществлен выпуск товара для свободного обращения на территории РФ.

Между тем, установлено, что Таможня отказала Обществу в предоставлении режима тарифных преференций исходя из следующего.

Служебной запиской Таможни от 17.08.2007г. № 11-39/2938 сертификаты о происхождении товаров формы «А» были направлены для проверки в ГУТН и ТО ФТС России с указанием на нечеткие оттиски печатей в графе 11 и одновременное представление дубликатов с аналогичными регистрационными номерами. В связи с проверкой сертификатов формы «А» Таможней было произведено доначисление таможенных платежей (пошлин) и налогов, которые были добровольно оплачены Обществом в полном размере без учета преференций.

19.02.2008 г. ФТС России в Посольство Федеративной Республики Бразилии в РФ был направлен запрос № 05-71/6120 в целях определения достоверности сертификатов. В связи с неполучением ответа из Посольства ФР Бразилии в РФ оригиналы сертификатов письмом ФТС России № 05-72/56112 от 29.12.2008г. были возвращены в Таможню, которая письмом от 30.01.2009 года № 11-41/2831 возвратила их Обществу, отказав в предоставлении тарифных преференций.

Письмом № 35 от 24 марта 2009 года Посольство ФР Бразилии в РФ подтвердило подлинность сертификатов происхождения товаров формы А от 14.08.2007г. №№ 1690-07/019757-0, 1690-07/019781-3, 1690-07/019739-2, в связи с чем письмом ФТС России от 20.04.2009г. № 05-19/17542 письмо ФТС России от 29.12.2008г. № 05-72/56112 о невозможности предоставления преференциального режима было признано утратившим силу.

Общество письмом от 18.05.2009 года повторно обратилось в Таможню с требованием о предоставлении тарифных преференций по ГТД 10216080/140907/0136776, восстановить преференциальный режим и зачесть излишне уплаченные таможенные пошлины и налоги в счет уплаты последующих таможенных платежей.

В ответ на повторный запрос Таможня письмом № 15-05/22792 от 14.07.2009 г. отказала Обществу в предоставлении тарифных преференций и возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств.

В соответствии с п. 3 ст. 131 Таможенного кодекса РФ если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Согласно ст. 34, ст. 36 Таможенного кодекса РФ документом, подтверждающим происхождение товаров из данной страны, является сертификат о происхождении товара, выданный компетентными органами страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (п. 3 ст. 36 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 36 Таможенного кодекса РФ если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

Согласно п. 2 Письма ГТК РФ № 07-14/21285 от 30.05.2001г. «О порядке определения страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций» в случае возникновения обоснованных сомнений у таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров, относительно безупречности сертификатов о происхождении товара по форме А или содержащихся в них сведений такие сертификаты направляются в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК России для последующей проверки.

В соответствии с п. 2 Письма ГТК РФ № 07-14/21285 тарифные преференции для товаров, указанных в таких сертификатах, могут быть предоставлены лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны -пользователя схемой преференций РФ, заверивших сертификат.

Подлинность представленных Обществом сертификатов о происхождении товара по форме А от 14.08.2007г. №№ 1690-07/019757-0, 1690-07/019781-3, 1690-07/019739-2 была подтверждена Посольством ФР Бразилии в РФ письмом № 35 от 24.03.2009 года.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 356 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима тарифных преференций при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин в соответствии со ст. 355 ТК РФ применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Основанием для восстановления режима тарифных преференций и одновременно обстоятельством, влекущим возврат (зачет) уплаченных сумм таможенных пошлин, является письмо Посольства ФР Бразилии в РФ № 35 от 24.03.2009 г. о подтверждении подлинности сертификатов формы А.

Согласно ч. 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и Таможенным кодексом. Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты (ч. 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ).

Как следует из ч. 8 ст. 355 Таможенного кодекса РФ возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.

Таким образом, заявление Общества о зачете излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов от 18.05.2009г. подано в рамках установленных ст.ст. 355, 356 Таможенного кодекса РФ сроков.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ № 5003-1 от 21.05.1993г. «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом, предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации и не могут носить индивидуального характера, за исключением отдельно предусмотренных Законом случаев.

Согласно ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде: снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством РФ периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию российской федерации предоставляются тарифные преференции к перечню товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции отнесено мясо и пищевые мясные субпродукты (код ТН ВЭД 02).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 «Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций российской федерации», Приказу ГТК РФ № 1539 от 25.12.2003г. «О предоставлении тарифных преференций» Бразилия отнесена к развивающимся странам-пользователям системой преференций РФ, а также в странам, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

В соответствии с действующим на дату подачи ГТД Таможенным тарифом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718, была установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 60% от таможенной стоимости товара (код ТН ВЭД 020329).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1995 N 454 (ред. от 17.07.1997) "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", а также пунктом 3 Приказа ГТК РФ № 1539 от 25.12.2003г. «О предоставлении тарифных преференций» установлено, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от действующих ставок.

Таким образом, ставка ввозной таможенной пошлины должна была составлять 45% от таможенной стоимости товара, что и было указано в ГТД № 10216080/140907/0136776, произведен соответствующий расчет.

Сумма фактически уплаченных Обществом по ГТД № 10216080/140907/0136776 таможенных пошлин и налогов составила 4 751 510 рублей 38 копеек, что подтверждается платежными поручениями о внесении авансовых платежей № 881/2881 от 30.08.2007г. и № 2896/896 от 04.09.2007г. с отметками об их расходовании.

Сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащая уплате по ГТД № 10216080/140907/0136776 в соответствии с таможенным законодательством РФ составляет 3 724 274 рубля 58 копеек.

Сумма излишне уплаченных и подлежащих зачету таможенных пошлин и налогов по ГТД № 10216080/140907/0136776 составляет 1 027 235 рублей 80 копеек.

Общество первоначально обратилось за предоставлением режима тарифных преференций, заявив о них в графе 47 ГТД № 10216080/140907/0136776 14 сентября 2007 года. Письмом от 18.05.2009г. Общество повторно просило рассмотреть вопрос о предоставлении (восстановлении) режима тарифных преференций в связи с получением информации о подтверждении подлинности сертификатов Посольством ФР Бразилии в РФ и зачесть излишне уплаченные таможенные пошлины и налоги в счет последующих таможенных платежей.

Таможенный кодекс РФ не содержит такого основания для отказа в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов как истечение срока действия сертификата о происхождении товара формы «А». Согласно ч. 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных платежей осуществляется в течение трех лет со дня их уплаты.

Таким образом, таможенное законодательство РФ связывает право на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов с действием сертификата о происхождении товара формы «А» на момент осуществления ввоза товара на таможенную территорию РФ, его таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, а не на момент подачи заявления о возврате.

С учетом изложенного, требования Общества подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине взыскиваются с заинтересованного лица.

Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ сумма излишне уплаченной Обществом государственной пошлины подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным отказ Балтийской таможни СЗТУ в предоставлении (восстановлении) режима тарифных преференций и зачете излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов, оформленный письмом № 15-05/22792 от 14.07.2009 г.

Восстановить режим тарифных преференций по ГТД № 10216080/140907/0136776 по сертификатам о происхождении товара по форме «А» от 14.08.2007 г. №№ 1690-07/019757-0, 1690-07/019781-3, 1690-07/019739-2.

Обязать Балтийскую таможню зачесть излишне уплаченные таможенные платежи и налоги в размере 1 027 235 руб. в счет исполнения обязанности по уплате будущих таможенных платежей.

Взыскать с Балтийской таможни в пользу ООО "ИФС Интернешил Фуд Сапплай" 2 000 руб. расходы по оплате государственной пошлины.

Возвратить "ИФС Интернешил Фуд Сапплай" из федерального бюджета 18 636 руб. 18 коп. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Королева Т.В.