Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 июля 2019 года Дело № А56-54084/2019
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Черняковская М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Элби»
Заинтересованное лицо: Центральный банк Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления №19-5512/3110-1 от 22.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №ТУ-40-ЮЛ-19-5512
при участии
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 03.09.2018 )
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Элби» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк, Главное управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления №19-5512/3110-1 от 22.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19-5512.
Определением суда от 21.05.2019 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено на 03.03.2019.
В настоящем судебном заседании возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель Главного управления возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве, представила материалы административного дела.
Исследовав материалы настоящего дела, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности № 040-08129-100000 от 23.11.2004 по состоянию на дату совершения административного правонарушения Общество являлось профессиональным участником рынка ценных бумаг - брокером.
Северо-Западным главным управлением Центрального банка РФ в отношении организации заявителя в период с 10.09.2018 года по 02.11.2018 года проведена выездная инспекционная проверка, в ходе которой Управлением были выявлены нарушения, выразившиеся в необеспечении организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с требованиями Приказа ФСФР № 12-32/пз-н от 24.05.2012 года.
20.03.2019 года в отношении Общества составлен протокол № ТУ-40-ЮЛ-19-5512/1020-1 об административном правонарушении, а 22.04.2019 года вынесено постановление № 19-5512/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, депозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль.
Требования к организации и осуществлению профессиональным участником внутреннего контроля установлены приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н.
В соответствии с положениями пунктов 2.1 и 2.2 Приказа № 12-32/пз-н осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера профессионального участника, который, в свою очередь, должен соответствовать установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах квалификационным требованиям по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера, указанные в разделе 4 Приказа № 12-32/пз-н; а также составлять и представлять органам управления профессионального участника отчеты по виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции контролера.
В соответствии с положениями пункта 4.2 Приказа № 12-32/пз-н контролер при осуществлении своей деятельности контролирует, в частности, соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, в том числе:
- достоверность и полноту представляемой отчетности профессионального участника, а также соответствие ее содержания законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- соблюдение сроков представления отчетности профессионального участника. Контролер в силу требований пункта 4.3 Приказа № 12-32/пз-н контролирует путем проведения проверок соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и внутренних документов профессионального участника, в том числе:
- соблюдение условий поручений клиентов профессионального участника/распоряжений зарегистрированных лиц;
- соблюдение ограничений на проводимые профессиональным участником операции, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, предписаниями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренними документами профессионального участника;
-соблюдение мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, в том числе мер по снижению рисков при совмещении нескольких видов профессиональной деятельности на рьшке ценных бумаг;
-соблюдение требований к оформлению первичных документов внутреннего учета, ведению регистров внутреннего учета, отражению операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета профессионального участника;
-соответствие договоров, заключенных профессиональным участником в рамках осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Контролер в соответствии с требованиями пунктов 4.5 - 4.7 Приказа № 12-32/пз-н незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о возможном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, после чего проводит проверку на предмет установления события нарушения, причин его совершения и виновных в нем лиц. Контролирует устранение выявленных нарушений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника. Представляет руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с требованиями Приказа № 12-32/пз-н.
В отношении Общества в период с 10.09.2018 по 02.11.2018 проведена выездная инспекционная проверка Главной инспекцией Банка России.
По итогам вышеуказанной проверки в деятельности Общества в качестве профессионального участника Банком России были установлены следующие нарушения:
1. При участии Общества в период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года клиентами Общества были совершены сделки с векселями ПАО «Банк «Санкт-Петербург». Информация об указанных сделках на основании соответствующих договоров купли-продажи, актов приема-передачи отражена Обществом в записях внутреннего учета о сделках с ценными бумагами, а также представлена в составе показателей отчетности по форме 0420417 «Отчет о внебиржевых сделках».
Вместе с тем, как следует из материалов дела 45 векселей ПАО «Банк «Санкт-Петербург» в момент совершения сделок клиентами Общества не могли участвовать в обороте по причине их нахождения в указанные периоды времени на хранении в ПАО «Банк «Санкт-Петербург» либо погашения до совершения сделок клиентами Общества.
Указанная информация свидетельствует о неоднократном нарушении пункта 1.7 Положения Банка России № 577-П от 31.01.2017 «О правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами» (далее - Положение № 577-П) в части отражения недостоверных сведений в записях внутреннего учета.
Кроме того, указанная информация свидетельствует о нарушении Обществом требований Указания Банка России от 27.11.2017 № 4621-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации» (далее - Указание № 4621-У) при представлении в Банк России данных о сделках с векселями в показателях отчетности по форме 0420417 «Отчет о внебиржевых сделках» по состоянию на 31.01.2018, по состоянию на 28.02.2018 и по состоянию на 30.09.2018.
2. При внесении записей внутреннего учета в октябре 2017 года и в августе 2018
года Обществом в нарушение требований пунктов 1.7, 2.4 Положения № 577-П во
внутренний учет внесены сведения, не соответствующие данным о сделках,
содержащимся в первичных документах, являющихся основанием для их внесения, а
именно:
-реквизиты векселей №№ С5 № 00271, С5 № 00272, С5 № 00273, С5 № 00274, С5 № 00275, С5 № 00257, 4А № S020, ПВ № 024, содержащиеся во внутреннем учете, не соответствуют реквизитам указанных векселей, содержащимся в первичных документах (№№ С5 № 000271, С5 № 000272, С5 № 000273, С5 № 000274, С5 № 000275, С5 № 002657, А № S020, ПВ № 0024);
-запись по сделке от 21.11.2017 № 2411-001-001 в отношении сведений о номинале векселя ПАО «Банк «Санкт-Петербург» С5 № 002660 (14 508 302,80 руб.) не соответствует вексельной сумме (номиналу актива), указанной в первичном документе (14 508 170,00 руб.);
-записи по сделке от 30.08.2018 №№ 3008-003-001, 3008-003-002 в отношении вида сделки (погашение векселя) и наименования первичного документа (заявление на погашение) не соответствуют данным, указанным в первичном документе (покупка векселя и договор о выпуске векселей № 167/В-30.08.18-1 соответственно);
-запись по сделке от 02.10.2017 № 0210-001-001 в отношении размера процентной ставки по векселю ПАО «Банк «Санкт-Петербург» С5 № 002752 (3 960 800,00 руб.) не соответствует размеру процентной ставки, указанному в первичном документе (9,15% годовых);
-запись по сделке от 22.08.2018 № 2208-001-001 в отношении направления сделки (покупка) не соответствует данным, указанным в первичном документе (погашение векселя);
-записи по сделке от 17.10.2017 №№ 1710-002-006, 1710-002-007 в отношении информации о векселедателе по векселям № ОТДВ 000009 и №№ ГР 0000001, ГР 0000002 (ООО «Торговый дом ТЕРМЕКС») не соответствуют данным, указанным в первичном документе (ООО «ТЕРМЕКС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК» (№ ОТДВ 000009) и ООО «ГАРАНТЕР М» (№№ ГР 0000001, ГР 0000002)).
3.В нарушение требований подпунктов 3.13.2, 3.13.3 Положения № 577-П в период с 16.10.2017 по 31.12.2017, в период с 29.01.2018 по 30.01.2018, а также 29.08.2018 в записях внутреннего учета о денежных средствах присутствуют расхождения в части отражения Обществом сведений о размере входящего и исходящего остатка денежньх средств по счету клиента Общества - АО «ПетроКом».
4.В нарушение требований пункта 3.15 Положения № 577-П в декабре 2017 года Обществом движение активов по счету внутреннего учета клиента не отражено в хронологической последовательности.
5.В период с октября по декабрь 2017 года в нарушение требований пункта 3.20 Положения № 577-П Обществом в записях внутреннего учета о денежных средствах отражена недостоверная информация о месте нахождения денежных средств клиента Общества.
6.В нарушение требований пунктов 1.7, 2.4 Положения № 577-П 27.09.2018 Обществом в записях внутреннего учета о денежных средствах отражены недостоверные данные о движении денежных средств по счетам клиентов Общества.
7.Наличие неоднократных ошибок в записях внутреннего учета, не выявленных Обществом по результатам осуществления сверок записей внутреннего учета с документами внутреннего учета, в том числе наличие расхождений в первичных документах, которые являются основанием для внесения записей внутреннего учета, свидетельствует о ненадлежащем уровне осуществления внутреннего контроля в части осуществления ответственными лицами сверок, а также формальном их проведении, что в свою очередь, свидетельствует о нарушении Обществом требований пункта 5.1 Положения № 577-П.
8.В нарушение требований пункта 10 Указания Банка России от 18.04.2014 № 3234-У «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов» Обществом по состоянию на 01.06.2018, 30.08.2018 и 27.09.2018 были совершены действия в отношении портфелей клиентов (исполнены поручения/распоряжения), в результате которых стоимость портфелей приняла отрицательное значение (поручение ООО «ЭЛБИ-Инвестиционные процессы» от 01.06.2018 № 41/01.06-1 на покупку облигаций; распоряжения АО «ПетроКом» на перевод денежных средств № ЗЗ/ДС-49 от 29.08.2018 и № 43/ДС-49 от 27.09.2018).
9.Кроме того, по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий по оценке организации в Обществе системы управления рисками Банком России установлено нарушение требований абзаца 2 подпункта 2.4.3 пункта 2.4 Указания Банка России от 21.08.2017 № 4501-У «О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рьшке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций» (далее - Указание № 4501-У), выразившееся в необеспечении Обществом разработки внутреннего документа, содержащего перечень мероприятий по снижению операционного риска, риска ликвидности, правового риска, кастодиального риска, коммерческого риска или их исключению.
В целях проверки организации и осуществления Обществом внутреннего контроля Банком России были рассмотрены представленные Обществом отчеты контролера, составленные за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года, и установлено, что в указанных отчетах отсутствует информация о нарушениях, установленных Банком России в ходе проверки Общества (пункты 1-9 устанавливающей части постановления).
Общество не оспаривает нарушения, отраженные в пунктах 2-5, 7 устанавливающей части обжалуемого постановления.
Вместе с тем, по факту нарушения установленного Указанием № 4621-У порядка составления отчетности по форме 0420417 «Отчет о внебиржевых сделках» (пункт 1 устанавливающей части постановления) Общество ссылается на то, что показатели указанной отчетности были сформированы на основании записей внутреннего учета, которые, в свою очередь, внесены на основании первичных документов по сделкам, сомнения в достоверности которых у ответственного работника Общества отсутствовали. Между тем, изложенное не может свидетельствовать об отсутствии вины во вменяемом правонарушении, поскольку наличие записей внутреннего учета не освобождает от обязанности оформлять отчетность по форме 0420417 на основании первичных учетных документов.
В отношении нарушения требований пунктов 1.7, 2.4 Положения № 577-П (пункт 6 устанавливающей части постановления), имевшего место 27.09.2018 и выразившегося в отражении Обществом в записях внутреннего учета о денежных средствах недостоверных данных о движении денежных средств по счетам его клиентов. Общество указывает, что фактически между АО «Петроком» и ООО «Супервэйв» состоялось соглашение о взаимозачете, которое было реализовано Обществом в виде двух последовательных сделок (операций), а не путем оформления соглашения о взаимозачете встречных обязательств.
В отношении нарушения пункта 10 Указания № 3234-У (пункт 8 устанавливающей части постановления), имевшего место 01.06.2018, Общество сообщает, что стоимость портфеля клиента была условно отрицательной только до момента заключения соглашения о новации. Суд отмечает, что изложенное не свидетельствует об отсутствии нарушения, поскольку, как указывает сам заявитель, в определенный период времени стоимость портфеля клиента была отрицательной.
По факту нарушения требований абзаца 2 подпункта 2.4.3 пункта 2.4 Указания № 4501-У (пункт 9 устанавливающей части постановления), выразившегося в необеспечении Обществом разработки внутреннего документа, содержащего перечень мероприятий по снижению операционного риска, риска ликвидности, правового риска, кастодиального риска, коммерческого риска или их исключению, Общество отмечает, что реестр рисков Общества содержит графы, посвященные мероприятиям по снижению или исключению вышеуказанных рисков («Мероприятия по управлению риском», «Сроки реализации мероприятий по снижению рисков», «Статус реализации мероприятий по снижению рисков»), что, по его мнению, свидетельствует об исполнении им требований Указания № 4501-У.
В соответствии с частью 2 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ профессиональный участник обязан организовать и осуществлять внутренний контроль в соответствии с Приказом № 12-32/пз-н.
В силу требований, установленных пунктом 2 Указания № 3234-У, брокер осуществляет учет денежных средств, ценных бумаг, обязательств и задолженности, которые входят в состав портфеля клиента.
Положениями пункта 10 Указания № 3234-У установлен запрет брокеру совершать в отношении портфеля клиента какие-либо действия, в результате которых стоимость портфеля станет меньше соответствующего ему размера начальной маржи или в результате которых положительная разница между размером начальной маржи и стоимостью портфеля клиента увеличится.
В целях обеспечения соблюдения требований Указания № 3234-У в отношении портфелей клиентов брокер обязан рассчитывать размер начальной маржи, а также размер минимальной маржи в соответствии с пунктом 14 Указания № 3234-У.
При этом в случае недостаточного объема денежных средств на брокерском счете клиента для исполнения его поручения/распоряжения, в условиях отсутствия предоставленного клиенту маржинального займа, исполнение брокером каких - либо распоряжений/поручений, в результате которых портфель клиента принимает отрицательное значение, не может свидетельствовать о соблюдении брокером требований к соотношению размера портфеля клиента с соответствующим ему размером начальной маржи.
По фактам осуществления Обществом 01.06.2018, 30.08.2018 и 27.09.2018 операций по переводу денежных средств клиентов во исполнение соответствующих поручений/распоряжений в материалах дела имеются достаточные доказательства отсутствия на момент исполнения Обществом соответствующего поручения/распоряжения на брокерских счетах данных клиентов необходимого объема денежных средств.
При этом в отношении договора купли-продажи векселя ПАО «Банк «Санкт-Петербург» серии С5 № 000027, заключенного при посредничестве Общества между ООО «Супервэйв Групп» (покупатель) и АО «ПетроКом» (продавец) (договор № 49/В-27.09.18-1 от 27.09.2018), следует отдельно отметить то, что согласно данным, представленным ПАО «Банк «Санкт-Петербург», на дату заключения вышеуказанного договора (27.09.2018) вексель ПАО «Банк «Санкт-Петербург» серии С5 № 000027 был погашен (дата погашения - 12.07.2018).
Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела документов, пояснений Общества по состоянию на 01.06.2018, 30.08.2018 и 27.09.2018 Обществом были совершены действия в отношении портфелей клиентов, в результате которых стоимость портфелей приняла отрицательное значение.
В этой связи, материалами дела подтверждается нарушение Обществом 01.06.2018, 30.06.2018 и 27.09.2018 требований пункта 10 Указания № 3234-У, которое не было своевременно выявлено Обществом в ходе осуществления внутреннего контроля.
В силу требований абзаца 2 подпункта 2.4.3 пункта 2.4 Указания № 4501-У разработка внутреннего документа, содержащего перечень мероприятий по снижению рисков или их исключению (план мероприятий), и обязательное его доведение до сведения органов управления профессионального участника должны быть обеспечены в отношении всех рисков профессионального участника, включенных в реестр рисков профессионального участника.
В отношении операционного риска, риска ликвидности, правового, кастодиального и коммерческого рисков, выявленных Обществом в своей деятельности и включенных в реестр рисков Общества, внутренний документ, содержащий перечень мероприятий по их снижению или исключению, Обществом разработан не был.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается нарушение Обществом требований абзаца 2 подпункта 2.4.3 пункта 2.4 Указания № 4501-У, которое не было своевременно выявлено Обществом в ходе осуществления внутреннего контроля.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении Обществом требований части 2 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ,пунктов 4.2, 4.3, 5.2 Приказа № 12-32/пз-н, выразившемся в необеспечении организации и осуществлении внутреннего контроля в соответствии с требованиями Приказа № 12-32/пз-н, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Факт невыявления Обществом нарушений, указанных в пунктах 1-7 устанавливающей части Постановления, подтверждается материалами дела.
Кроме того, подтверждается вступившими в законную силу 12.04.2019 постановлениями Главного управления № ТУ-40-ЮЛ-19-2453/3120-1 и № ТУ-40-ЮЛ-19-2455/3120-1 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.29 КоАП РФ, по перечисленным в пунктах 1-7 устанавливающей части Постановления фактам систематического нарушения правил ведения внутреннего учета, установленных требованиями Положения № 577-П (дело № ТУ-40-ЮЛ-19-2453), а также нарушения установленных Указанием № 4621-У правил составления отчетности (дело № ТУ-40-ЮЛ-19-2455).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших Обществу не допустить совершение административного правонарушения, в материалах дела не имеются, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд отклоняет доводы Общества о наличии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Суд, принимает во внимание то, что установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, направлено не только на реализацию мероприятий по обеспечению финансовой стабильности и непрерывного осуществления деятельности профессиональным участником (минимизацию его финансовых рисков), но и на защиту прав владельцев (клиентов брокера).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что противоправное поведение Общества обусловлено пренебрежительным отношением Общества к выполнению требований законодательства Российской Федерации, и, как следствие, о том, что оно сопряжено с существенной угрозой охраняемым общественным отношениям.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Главным управлением также был рассмотрен вопрос о возможности назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.m). Общество 10.02.2018 включено в указанный реестр в качестве микропредприятия.
Вместе с тем, вступившими в законную силу 12.04.2019 постановлениями Главного управления от 22.03.2019 №№ ТУ-40-ЮЛ-19-2453/3120-1, ТУ-40-ЮЛ-19-2455/3120-1 и ТУ-40-ЮЛ-19-3082/3120-1 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 2 и 9 статьи 15.29 КоАП РФ, с назначением ему административных наказаний в виде предупреждений.
С учетом изложенного, совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении не была установлена. В этой связи, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствовали.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Управление, при вынесении постановления от 22.04.2019 №19-5512/3110-1 и назначении административного наказания в размере ? минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 12 статьи 15.29 КоАП РФ (150 000 руб.), правомерно приняло во внимание наличие обстоятельств, отягчающих вину: повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, на что имеется ссылка в постановлении, а также смягчающих – заявитель является субъектом малого предпринимательства.
По мнению суда, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности (статьи 3.1 и 4.1 КоАП) и соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Черняковская М.С.