ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-54462/2021 от 25.10.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 октября 2022 года                                                                      Дело № А56-54462/2021

Резолютивная часть решения объявлена   октября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   октября 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Москаленко К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу      

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ПРОФИТОРГ», Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга

об оспаривании решения и предписания от 16.03.2021 № 44-1112/21,

при участии

от заявителя:  Рубинин Б.Ю., доверенность от 27.09.2022.

от заинтересованного лица: Мороз Е.В., доверенность от 21.10.2021.

от третьих лиц: не явились, извещены.

установил:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 16.03.2021 № 44-1112/21.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ПРОФИТОРГ» (далее – Общество) и Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация).          

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.

Определением от 21.09.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-54492/2021.

Протокольным определением от 25.10.2022 суд возобновил производство по настоящему делу.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы заявления, представитель Управления возражал против его удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в суд не направили.

Как следует из материалов дела, уполномоченный орган – Администрация в интересах заказчика – Учреждения 03.03.2021 разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение № 0172200002121000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по уборке территорий, не имеющих ведомственной принадлежности внутригородского муниципального образования Колпинского района Санкт-Петербург пос. Металлострой, в 2021 году; начальная (максимальная) цена контракта – 34 538 243,22 руб.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013                   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Общество обратилось в Управление с жалобой на положения аукционной документации. По мнению Общества, заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.

По результатам рассмотрения жалобы Общества и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ внеплановой проверки Управление 16.03.2021 вынесло решение по делу № 44-1112/21 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); заказчик признан нарушившим часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (пункт 2); решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика (пункт 4).

На основании указанного решения заказчику, уполномоченному органу выдано предписание, которым в срок до 23.05.2021 предписано устранить нарушения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и с этой целью в 7-дневный срок со дня размещения предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002121000005, внести изменения в документацию об аукционе, приведя ее в соответствии с требованиями Закона № 44-З, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле предписания, продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200002121000005 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, завершить процедуру закупки с номером извещения № 0172200002121000005 в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению Учреждения, заказчик правомерно со ссылкой на пункт 2(2) Приложения           № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об устранении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнять, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) в аукционной документации установил дополнительные требования к кандидатуре потенциальных подрядчиков, поскольку мероприятия по благоустройству территории включают в себя и уборку территории.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Закона.

Согласно положениям статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (часть 1); в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 2); заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6).

В целях реализации требования закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 99, в котором в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением.

Так, пунктом 2(2) Постановления предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд – 5 млн. рублей.

Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В рассматриваемом случае в аукционной документации установлены вышеуказанные дополнительные требования к участникам закупки.

Антимонопольный орган посчитал, что заказчик, уполномоченный орган неправомерно установили дополнительные требования к участникам закупки, поскольку объектом закупки были услуги по подметанию и уборке снега, а не работы по благоустройству территории, на которые указано в пункте 2(2) Постановления № 99.

Суд признает данный вывод антимонопольного органа ошибочным.

Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" также установлено, что благоустройство в Санкт-Петербурге является деятельностью по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, по содержанию территории Санкт-Петербурга и расположенных на ней объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила № 961).

Перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства, элементов благоустройства и требования к их выполнению закреплены в Приложении № 5 к Правилам               № 961.

Согласно пункту 2.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства, указанные в настоящем разделе, включают в себя уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства (зимнюю уборку и летнюю).

При этом как указано в Правилах № 961 целью летней уборки является удаление мусора, отходов, смета, обеспыливание территории. Летняя уборка предусматривает  подметание территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывоз собранных отходов и смета;  мойку и поливку территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием; уборку мусора, отходов, смета; косьбу травы на газонах искусственного происхождения.

Целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи (пункт 4.2 Приложения № 5 к Правилам № 961). При выполнении работ по снегоочистке осуществляются подметание, сгребание, сдвижка снега механизированным способом, а также ручным способом с применением средств малой механизации (пункт 4.4.).

Из таблицы № 1 «Состав выполняемых работ по уборке территории, не имеющих ведомственной принадлежности в 2021 году» следует, что в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить следующие работы: комплексная косьбы искусственных газонов, сгребание и уборка травы, погрузка смета и мусора на автотранспорт вручную, ручная уборка газонов (в летний период) и др.

Как следует из заявления Учреждения и подтверждается материалами дела, положения Правил № 961 непосредственно использовались заказчиком при  разработке аукционной документации.

Суд, изучив материалы дела, доводы сторон, считает, что уборка территории входит в  комплекс мероприятий по содержанию объектов благоустройства, направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий и, соответственно, подпадает под определение "благоустройства территории", данное в пункте 36 статьи 1 ГрК РФ.

Дополнительные требования, указанные в приложении № 1 к Постановлению № 99 не содержат ссылок на коды по ОКПД 2, а оперируют исключительно понятием «благоустройство территории», в связи с чем ссылка Управления на указание кода, соответствующего объекту закупки: 81:29:12.000 «Услуги по подметанию и уборке снега», не принимается.

Таким образом, заказчик в аукционной документации обоснованно установил дополнительные требования к участникам в соответствии с пунктом 2(2) приложения  № 1 к постановлению № 99, а вывод Управления о наличии в действиях заказчика нарушений части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ является ошибочным.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16.03.2021 № 44-1112/21.

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Петрова Т.Ю.