Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 марта 2018 года Дело № А56-5473/2017
Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Селезнёва О.А.,
при ведении протокола судебного заседания – секретарем Гурбановым А.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель - УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 3500877344 )
К заинтересованному лицу - УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ (ОГРН: 7809242933 )
Об оспаривании решения от 16.11.2016 по делу № 11-243/16
при участии
от заявителя – не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении в отсутствие)
от Управления – Журавлев А.Ю., дов. от 25.07.2017
установил:
УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – заявитель, Заказчик) с соблюдением установленного срока обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенного Управлением федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление):
- решения от 16.11.2016 по делу № 11-243/16 (далее - Решение), которым в действиях Заказчика признаны нарушения ч.1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93, ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
В судебное заседание 06.03.2018 явился представитель УФАС. Заявитель не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Ввиду устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, суд в порядке статьи 146 АПК РФ возобновил производство по делу.
Судебное заседание проведено в порядке ст.156 АПК РФ.
Имеющиеся доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам ст. 65, 70, 71 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 21.04.2016 размещена информация о контракте №3416 на выполнение работ по устранению аварийной ситуации, возникшей в здании Череповецкого городского суда, по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, заключенного 21.04.2016 в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе ).
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев поступившую от Управления Судебного департамента в Вологодской области информацию (от 07.05.2016 вх.№10879/16), провела внеплановую документарную проверку на основании пункта 1 части 1, подпункта «б» пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ.
В результате проверки УФАС 16.11.2016 вынесло решение №11-243/16, в соответствии с которым в действиях Заявителя установлены нарушения части 1, 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93, части 3 статьи 103 Закона №44-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 -1,9,12 и п. 14 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п. 8, 10, 11 и п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 (далее - Правила).
В п. 11 Правил установлено, что информация и документы,подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика
В соответствии с п. 17 Правил в случае представления заказчиком информации и документов об изменении, исполнении контракта или о его расторжении Федеральное казначейство присваивает таким информации и документам соответствующий порядковый номер и обновляет реестровую запись в порядке, указанном в п. 16 Правил.
Анализ Официального сайта показал, что сведения об исполнении контракта размещены 26.04.2016, однако заявка на кассовый расход от 25.04.2016 № 4747 (сумма - 1860000 в рублях) и Акт от 25.04.2016 о приемке выполненных работ (12) № КС-2 № 2 (работы выполнены) в реестре контрактов отсутствуют (не прикреплены, не опубликованы).
Анализ реестра контрактов заказчика показал, что заказчик прикрепляет соответствующие документы о приемке работ на Официальном сайте, например: контракт №13525090063160001244,13525090063160001248.
Следовательно, в действиях заказчика правомерно установлено нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ названным Законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Из пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно Акту от 29.03.2016 технического планового осмотра здания Череповецкого городского суда, по адресу: г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, «Кровля рулонная, выполненная из рубероида на битумной мастике, по железобетонным плитам - находится в удовлетворительном состоянии».
В Акте от 13.04.2016 технического непланового осмотра здания Череповецкого городского суда, по адресу: г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, указано, что «в результате резкого повышения температуры, а вследствие этого обильного снеготаяния, начавшихся ежедневных дождей и порывистого ветра выявлены многочисленные протечки в помещениях здания суда (левое крыло здания), а также вследствие физического износаодной из воронок внутреннего водостока, поверхностная вода растеклась по внутреннему основанию кровли. Проникшая вода с кровли здания привела в негодность и ненадлежащий вид внутреннюю отделку помещений (кабинеты судей, залы судебных заседаний), а также достигла внутренних; кабелей системы электроснабжения здания, вызывая искрение проводов и замыкание.: электропроводки, отключение электричества».
Необходимо отметить, что содержание имущества в надлежащем состоянии, в том числе, своевременный текущий и/или капитальный ремонт элементов имущества, очистка кровли от снега входит в обязанность заказчика - лиц, у которых находится такое имущество в пользовании или управлении.
Согласно заключению об обследовании технического состояния кровли здания Череповецкого городского суда, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповецк, ул. Луначарского, д. 51, оформленному ООО «МОНТАЖСТРОИ», год постройки объекта - 1979, кровля - рулонная по железобетонным плитам. В результате обследования зафиксировано следующее:
-местами рулонный ковёр имеет задиры и разрывы;
-внутри помещения на потолке и на стенах наблюдаются значительные следы протечек;
-неровность поверхности кровли (бугристость);
-разгерметизация кровельного ковра вследствие повышенной влажности утеплителя;
-со временемутеплитель потерял свои свойства, что привело к образованию конденсата и «мостику колода», а также образованию грибков, плесени;
- просадки кровельного ковра вследствие увлажнения и деформации утеплителя;
-образование вздутий гидроизоляционного ковра;
-разрушение покрытия в местах примыканий к торцевым и продольным парапетам, вентиляционным шахтам;
-расслаивание полотнищ рулонных материалов и появление в них повреждений;
-водоприемные воронки (2 шт.) в нерабочем состоянии, нарушена герметичность. Последствиемявляются значительные протечки внутри помещения, разрушение отделочных слоев, замыкание электропроводки.
При этом зафиксировано, что выявленные дефекты являются результатом общего физического износа, длительной эксплуатации кровли.Покрытия крыши (кровли) в соответствии с Приложением № 3 ВСН58-88р от 23.11.88 № 312 подлежат капитальному ремонту через 15 лет.
Для приведения строительных конструкций в рабочее состояние, обеспечения нормального микроклимата внутри помещения и предотвращениеаварийной ситуации необходимо выполнить капитальный ремонтповрежденной части кровли.
Заказчиком 18.04.2016 (спустя 4 дня со дня выявления протечек) утверждена дефектная ведомость на текущий ремонт кровли здания Череповецкого городского суда (более 300 м2). Работы по ремонту внутренних помещений в дефектной ведомости отсутствуют.
Заказчик заранее обладал информацией о неудовлетворительном состоянии кровли здания. Следовательно, в данном случае, применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, было целесообразно и исполнимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Также, определение аварии дано в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчиком при заключении контракта с единственным поставщиком не установлено, на заседание Инспекции УФАС документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, не представлены.
Как следует из содержания Контракта, его заключение связано с необходимостью капитального ремонтачасти кровли здания, в том числе внутренних помещений здания. Однако потребность в капитальном ремонтечасти кровли здания и внутренних помещений здания не является основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по смыслу и содержанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, заказчиком не представлены. Условий о порядке ликвидации последствий действия непреодолимой силы или чрезвычайной ситуации контракт не содержит.
В свою очередь контрактом предусмотрены ремонтные работы капитального и текущего характера, а не работы по устранению следствия аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Между тем обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).
Учитывая изложенное, УФАС правомерно установило в действия Заявителя нарушения части 1, 2 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Госпошлина при подаче заявления не уплачивалась (ст.333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1.В удовлетворении заявления – отказать.
2.Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Селезнёва О.А.