ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-55573/19 от 24.12.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 декабря 2019 года Дело № А56-55573/2019

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой К.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 53982» (119021, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу)

о признании акта № 229/ЗВО/2018/131 дсп выездной проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 53982» от 12.12.2018 незаконным в части:

- установления в пункте 5.2. факта неправомерности произведенной выплаты компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта) в размере 30% от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения в размере 2 291 511 руб. 60 коп.;

- установления в пункте 3 раздела выводы, заключения о том, что выплаты заработной платы, дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала в сумме 2 291 511 руб. 60 коп. являются неправомерной выплатой компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта) в размере 30 % от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения;

- предписания в пункте 3 раздела предложения по устранению нарушений издать приказ об отражении ущерба в части выплат компенсационного характера на сумму 2 291 511 руб. 60 коп., выявленного выездной проверкой, в книге учета недостач, отразить ущерб в регистрах бюджетного учета;

- указания в пункте 4 справки о выявленных нарушениях в ФКУ «Войсковая часть 53982» о неположенных выплатах (переплатах) компенсационного характера лицам гражданского персонала в размере руб. 60 коп., подлежащих возмещению,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.08.2019,

от заинтересованного лица: Круг Ю.А. по доверенности от 18.11.2019,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 53982» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее – Управление) о признании акта № 229/ЗВО/2018/131 дсп выездной проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 53982» от 12.12.2018 незаконным в части: установления в пункте 5.2. факта неправомерности произведенной выплаты компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта) в размере 30% от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения в размере 2 291 511 руб. 60 коп.; установления в пункте 3 раздела выводы, заключения о том, что выплаты заработной платы, дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала в сумме 2 291 511 руб. 60 коп. являются неправомерной выплатой компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта) в размере 30 % от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения; предписания в пункте З раздела предложения по устранению нарушений издать приказ об отражении ущерба в части выплат компенсационного характера на сумму 2 291 511 руб. 60 коп., выявленного выездной проверкой, в книге учета недостач, отразить ущерб в регистрах бюджетного учета; указания в пункте 4 справки о выявленных нарушениях в ФКУ «Войсковая часть 53982» о неположенных выплатах (переплатах) компенсационного характера лицам гражданского персонала в размере 2 291 511 руб. 60 коп., подлежащих возмещению.

Определением суда от 24.05.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

Представитель Учреждения в судебном заседании заявленные требования поддержал, представитель Управления возражал, указав на законность и обоснованность акт в оспариваемой части.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по западному военному округу) от 01.11.2018 г. № 241 контрольной группой управления (далее комиссия) под руководством заместителя начальника 1 отдела (проверок) ФИО2 была проведена выездная проверка по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении ФКУ «Войсковая часть 53982», в результате которой был составлен акт № 229/ЗВО/2018/131 дсп от 12 декабря 2018 года (далее акт). Согласно акту проверяемый период: с 01.01.2015 г. по 30.09.2018 г. Срок проведения контрольного мероприятия с 13.11.2018 г.

Не согласившись с результатами проверки, руководитель ФКУ «Войсковая часть 53982» полковник ФИО3 направил 05.03.2019 года начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу ФИО4) возражение по поводу выводов ревизионной группы о признании выплаты надбавки компенсационного характера к окладу гражданского персоналу подземного объекта в размере 30 процентов неправомерной, а затем обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что правом на обращение в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 ст. 201 АПК РФ).

Согласно части 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Как следует из материалов дела, акт выездной проверки № 229/ЗВО/2018/131дсп от 12.12.2018 по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении ФКУ «Войсковая часть 53982» является ненормативным актом государственного органа и по своему содержанию носит властно-обязывающее предписание для ФКУ «В/ч 53982», влекущее определенные обязанности заявителя, затрагивает его права и законные интересы независимо от того, какое наименование носит данный документ и как поименована направленность властно-распорядительного характера.

Оспариваемый акт помимо выводов контролирующего органа содержит в себе «Предложения», неисполнение которых влекут для Заявителя отрицательные последствия (принудительное взыскание выявленной суммы ущерба). Сам документ подписан уполномоченным лицом (руководителем ревизионной группы Управления), и по сути является итоговым документом по результатам контрольных мероприятий.

Акт № 229/ЗВО/2018/131 дсп от 12.12.2018 года составлен по результатам контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственный деятельности ФКУ «Войсковая часть 53982», является документом службы государственного финансового контроля, регулируемого разделом IX Бюджетного Кодекса РФ. Необходимо отметить что аналогичный акт Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по западному военному округу) был признан Постановлением Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 15.03.2018 г. по делу № А 56-15172/2017 документом, который может быть обжалован в порядке ст. 24 АПК РФ.

Согласно предоставленному ответчиком Положению о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по ЗВО), разработанного в соответствии с Положением о Департаменте ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ от 21.12.2017 № 775, Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЗВО) предназначено для организации и осуществления контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией, РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

Таким образом, финансовый контроль осуществляется прежде всего в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Положением о Министерстве обороны РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082.

В соответствии с п.1. Положения «О Министерстве обороны РФ» Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Как указано в п. 56 Положения «О Министерстве обороны РФ», Минобороны России обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

В соответствии с п.п. 2 - 4 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, являющимся Приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 № 100 дсп, субъектами ведомственного финансового контроля является Департамент ведомственного финансового контроля и аудита и межрегиональные управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны. Объектами ведомственного финансового контроля являются органы военного управления, в которых осуществляется ведомственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контроль в воинских частях специального назначения организуется и осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ведомственный финансовый контроль носит последующий характер и осуществляется путем проведения контрольных мероприятий и (или) путем сбора и анализа информации о законности совершения операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности, полноты и достоверности информации, содержащейся в документах, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, иных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), своевременности их составления и представления. Т.о. цель финансового контроля – установить законность исполнения бюджета, достоверность учета и отчетности.

В оспариваемом акте межрегиональным Управлением было установлено, что выплата заработной платы, дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала в сумме 2 291 511, 60 руб. является неправомерной выплатой компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта в размере 30% от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения), так как надбавки к должностным окладам рабочих и служащих воинской части установлены приказом Министра обороны СССР 1989 года в зависимости от занимаемой должности в конкретном подразделении и каких-либо указаний на установление надбавки исходя из перечня должностных обязанностей, вида выполняемой работы, условий труда данные документы не содержат.

В обжалуемом акте установлены предписания по устранению выявленных нарушений в разделе «Предложения», а именно - издать приказ об отражении ущерба в сумме 4 421 380,69, в сумму которого включена сумма в размере 2 291 511,60 рублей, выявленного выездной проверкой, в книге учета недостач, отразить ущерб в регистрах бюджетного учета, а также в п.4 справки выявленных нарушений в ФКУ «Войсковая часть 53982» о неположенных выплатах (переплатах) компенсационного характера лицам гражданского персонала в размере 2 291 511, 60 руб., подлежащих возмещению.

Проанализировав предоставленные доказательства и оценив доводы сторон, суд считает неправомерным вывод заинтересованного лица, о том, что выплата работникам ФКУ «В/ч 53982», занятым на работе в подземных сооружениях на объекте 105 заработной платы дополнительного материального стимулирования в сумме 2 291 511, 60 руб. является неправомерной выплатой компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта в размере 30 % от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения).

Приказом Министра обороны 1989 года № *232 рабочим и служащим войсковой части 53982, занятым эксплуатацией комплексов технических средств на объекте 105, установлена выплата надбавок к должностным окладам (ставкам) по должностям в размерах указанных в приложении к данному приказу:

1. Подземный сектор

Старший диспетчер -30 процентов

Диспетчер -30 процентов

В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от 03.08.1993 г. № 314/947 вышеуказанные должности из штата войсковой части 53982 исключены, а включены соответственно должности: «инженер (диспетчер связи) и «техник (диспетчер связи)».

Командиром войсковой части 53982 было направлено ходатайство на имя начальника Связи ВС РФ о сохранении данной надбавки по новым должностям (исх.№ 367/99/0298 от 30.11.1993 г.)

Начальник Связи ВС РФ своим письмом ходатайствовал перед начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о сохранении данной надбавки. Начальником Генерального штаба Российской Федерации на данном письме была наложена резолюция «СОГЛАСЕН, 26.11.1993 г.» Кроме того, на письме имеется положительное решение первого заместителя начальника Главного военного бюджета и финансирования МО РФ.

Таким образом, решением руководителя Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации было фактически внесено изменение в сам приказ №*232 по выплате надбавок к должностным окладам, а именно была установлена выплата надбавок в размере 30 процентов по новым должностям: «инженер (диспетчер связи) и техник (диспетчер связи)».

Данное изменение было согласовано с руководителем Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, так как решаемые задачи и условия их выполнения, условия труда и должностные обязанности гражданского персонала объекта 105 остались теми же, что и в период действия прежних штатов.

В дальнейшем, в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 20.10.2009 г. № 314/9/0784 утвержден штат войсковой части 53982 № 78/057. Вышеуказанные должности из штата были исключены, а введены должности на объекте 105: «инженер», «техник», «ведущий инженер-электроник», «инженер-электроник». Причем должности инженера и техника, согласованная с руководителем Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в 1993 году в действующем штате остались.

В соответствии со ст. ст. 129, 132, 135 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за конкретный труд работника в определенных условиях труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, в нее входят также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера), премии и иные поощрительные выплаты.

В связи с тем, что трудовая функция, место и функциональные обязанности, несмотря на изменение названий должностей: диспетчер, техник (диспетчер связи), инженер (диспетчер связи) и инженер у работников не изменились: они как выполняли эксплуатацию комплексов технических средств на объекте 105 в соответствии с трудовыми договорами и приказом Министра обороны СССР 1989 года № *232, согласованному по внесению изменений в него новых должностей «инженер и техник» с руководителем Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 26.11.1993 г. так до сих пор и выполняют, суд полагает, что выводы комиссии о неправомерной выплате работникам надбавки в размере 30 процентов к должностному окладу за эксплуатацию комплексов технических средств на объекте 105 являются ошибочными и незаконными.

Кроме того, заявителем было предоставлено в судебное заседание решение Хамовнического районного суда города Москвы от 13.11.2019 года. Согласно которому Хамовнический районный суд города Москвы, рассмотрев в открытом судебном заседании исковые требования работников ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ФКУ «Войсковая часть 53982» о признании приказа командира войсковой части 53982 (по личному составу) от 14.02.2019 г. № 83 в части приостановления выплаты надбавки гражданскому персоналу, занятому эксплуатацией комплексов технических средств подземного объекта 105, в размере 30 процентов до издания приказа Министра обороны РФ незаконным, вынес решение удовлетворить в этой части иск.

В решении суд установил, что п.1 приказа командира войсковой части 53982 от 14.02.2019 года № 83 «О приостановлении выплаты надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) гражданскому персоналу» выплата надбавки была приостановлена до издания приказа Министра обороны РФ.

Основанием для издания указанного приказа послужил акт контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Западному военному округу) от 12.12.2018 года № 229/ЗВО/2018/131 дсп, согласно которому выплата компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта) в размере 30 процентов производилась неправомерно, так как указанные в приказе Министра обороны СССР от 10.09.1989 года № 0232 должности «старший диспетчер» и «диспетчер» в действующем штате отсутствуют.

Вместе с тем, материалами дела, должностными инструкциями, показаниями свидетеля ФИО8 подтверждено, что условия труда и должностные обязанности гражданского персонала объекта, в том числе истцов, не изменялись, вредные условия труда устранены не были.

Также суд принял во внимание, что аналогичная надбавка установлена приказом Министра обороны РФ от 29.05.2012 года № 1365 гражданскому персоналу, выполняющему работы по эксплуатации и обеспечению деятельности этого же подземного объекта (объект 105) войсковых частей 33877, 25776 и 34011 без перечня должностей.

Учитывая изложенное, суд счел выводы контрольной группы излишне формальными.

Суд общей юрисдикции установил, что условия труда и должностные обязанности гражданского персонала объекта 105 в войсковой части 53982 не изменялись, и надбавка, несмотря на изменения названий должностей должна работникам выплачиваться.

В соответствии со ст. 69 АПК РФ, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции, вступившего в законную силу и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда.

В связи с тем, что судом общей юрисдикции было установлено, что условия труда и должностные обязанности гражданского персонала объекта 105 не изменялись, вредные условия исключены не были, оспариваемый акт в части неправомерности произведенной выплаты работникам компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта в размере 30 процентов от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения в размере 2 291 511, 60 руб.) является незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать акт выездной проверки по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 53982» от 12.12.2018 № 229/ЗВО/2018/131дсп недействительным в части:

- установления в пункте 5.2. факта неправомерности произведенной выплаты компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта в размере 30 % от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения) в размере 2 291 511, 60 руб.;

- установления в пункте 3 раздела выводы, заключения о том, что выплаты заработной платы, дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала в сумме 2 291 511, 60 руб. являются неправомерной выплатой компенсационного характера (надбавка к окладам гражданскому персоналу подземного объекта в размере 30 % от оклада инженерам и техникам основного подразделения и подразделения обеспечения);

- предписания в пункте 3 раздела предложения по устранению нарушений издать приказ об отражении ущерба в части выплат компенсационного характера на сумму 2 291 511, 60 руб., выявленного выездной проверкой, в книге учета недостач, отразить ущерб в регистрах бюджетного учета;

- указания в пункте 4 справки о выявленных нарушениях в ФКУ «Войсковая часть 53982» о неположенных выплатах (переплатах) компенсационного характера лицам гражданского персонала в размере 2 291 511, 60 руб, подлежащих возмещению.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.А. Мильгевская