Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 ноября 2009 года Дело № А56-56142/2009
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ульяновой М.Н. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОАО Судостроительный завод "Северная верфь"
заинтересованное лицо (ответчик) - Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным и отмене постановления № 088058 от 10.08.2009
при участии
от заявителя: ФИО1, дов. от 26.10.2009 № Д-127; ФИО2, дов. от 05.11.2009 № Д-131; ФИО3, дов. от 09.02.2009 № Д-30;
от заинтересованного лица (ответчика): не явился (извещен);
установил:
Открытое акционерное общество Судостроительный завод "Северная верфь" (далее - ОАО СЗ "Северная верфь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – СЗТУ Федерального агентства по рыболовству, ответчик) от 10.08.2009 № 088058 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направило. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, с 13.07.2009 по 31.07.2009 Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в отношении ОАО СЗ "Северная верфь" на основании приказа от 07.07.2009 № 329 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В ходе проверки составлен акт от 31.07.2009, из которого следует, что Общество осуществляет забор воды для нужд ОАО СЗ "Северная верфь" из Невской губы Финского залива без согласования с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы и других водных организмов от попадания в водозаборные сооружения, а, кроме того, не назначено лицо, ответственное за эксплуатацию рыбозащитного устройства.
По результатам проверки административный орган усмотрел в действиях (бездействии) Общества нарушение статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», части 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, пунктов 12, 14 Положения «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов…», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, Приказа Комитета Российской Федерации по рыболовству от 07.04.1995 № 53 «Инструкции о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств…». 31.07.2009 уполномоченным должностным лицом СЗТУ Федерального агентства по рыболовству в отношении Общества составлен протокол № 088058 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.38 КоАП РФ.
10.08.2009 на основании данного протокола и прилагаемых материалов проверки СЗТУ Федерального агентства по рыболовству приняло постановление № 088058 о привлечении ОАО СЗ «Северная верфь» к административной ответственности по статье 8.38 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
ОАО СЗ «Северная верфь» не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на отсутствие вины и допущенные административным органом процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов влечет административную ответственность по статье 8.38 КоАП РФ, если может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Как видно из содержания нормы статьи 8.38 КоАП РФ, необходимым и обязательным условием привлечения к указанной ответственности является наличие возможности наступления тяжких последствий. Только лишь факт нарушения правил охраны водных биологических ресурсов не является достаточным условием для привлечения к ответственности по статье 8.38 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2007, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
В силу пункта 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 997, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пунктом 12 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045, установлено, что забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Инструкции о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях, утв. Приказом Комитета по рыболовству РФ от 07.04.1995 № 53 (далее – Инструкция) рыбозащитные сооружения находятся в ведении организаций, эксплуатирующих водозаборные сооружения. Указанные организации независимо от форм собственности, принадлежности и места регистрации назначают лицо, ответственное за эксплуатацию рыбозащитного устройства.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 общих положений Инструкции данный документ определяет задачи и обязанности контрольно - наблюдательных ихтиологических пунктов (КНП) бассейновых управлений рыбоохраны Роскомрыболовства, а также взаимодействие с территориальными органами Минприроды России в этой работе. Инструкция устанавливает порядок проведения ихтиологических исследований КНП бассейновых управлений рыбоохраны на водозаборных сооружениях, не оборудованных РЗУ или оборудованных неисправной рыбозащитой, определения эффективности рыбозащитных устройств, а также включает в себя методы учета рыб.
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется осуществление забора воды из Невской губы Финского залива без согласования с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы и других водных организмов от попадания в водозаборные сооружения и не назначено лицо, ответственное за эксплуатацию рыбозащитного устройства.
Такие действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.38 КоАП РФ.
Вместе тем, из материалов дела следует, что условия договора водопользования от 17.09.2008 № 127, заключенного между ОАО СЗ «Северная верфь» и Невско-Ладожским бассейновым водным управлением, были согласованы с СЗТУ Госкомитета РФ по рыболовству, что подтверждается сообщением Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 14.09.2009 № А2-33-4177 и заключением СЗТУ Госкомитета РФ по рыболовству от 14.08.2008 № 1576/11, согласно которому участок Невской губы предоставляется в водопользование ОАО СЗ «Северная верфь» с целью забора (изъятия) воды для производственных нужд при обязательном включении следующих условий:
- «не допускать забора (изъятия) водных ресурсов без осуществления мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте в используемые водозаборные сооружения»;
- «обеспечить соблюдение регламента ведения хозяйственной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации».
Такие условия содержатся в Приложении № 5 к Договору водопользования от 17.09.2008 № 127, из которого следует, что водозабор берегового типа находится в торце набережной и имеет три самотечных трубопровода диаметром 400, 400 и 600 мм, расположенных на глубине 5 м от среднего уровня воды. Водоприемные трубы на конце оборудованы сороудерживающей решеткой с размером ячеи 50х50 мм, сверху которой установлена рыбозащитная сетка с размером ячеи 1х1 мм.
Согласно акту водолазных работ от 28.07.2009 № 44/09, выполненных специалистами ООО «Балтийский проект», водозаборное сооружение ОАО СЗ «Северная верфь» оборудовано рыбозащитными сетками, которые находятся в исправном состоянии (л.д.16).
Водолазное обследование водозаборных сооружений ОАО СЗ «Северная верфь» проводилось также в 2000 году специалистами ООО «Подводспецмонтаж», что подтверждается актом от 09.02.2000, в котором отражено исправное состояние рыбозащитной сетки. В 2003 году проверка водозабора была проведена специалистами ФГУ «Севзапрыбовод», что подтверждается актом от 25.07.2003, согласно которому рыбозащитная сетка и решетка повреждений не имеют, нарушений природоохранного законодательства не зафиксировано.
Таким образом, рыбозащитные сооружения ОАО СЗ «Северная верфь» функционируют исправно. В ходе проведенной проверки Федеральным агентством по рыболовству никаких неисправностей не выявлено, что подтверждается актом от 31.07.2009.
Как следует из материалов дела, в штате ОАО СЗ «Северная верфь» имеется сотрудник, ответственный за эксплуатацию рыбозащитного устройства: в соответствии с пунктом 5 должностной инструкции № 021/23986.06 от 16.08.2002 старший мастер газовых сетей, берегового и компрессорно-насосного участка отвечает за техническое состояние и безопасную эксплуатацию насосной станции технической воды. Насосная станция технической воды является водозаборным сооружением, которое оборудовано рыбозащитными сооружениями. Таким образом, в обязанности данного лица входит контроль за эксплуатацией и состоянием рыбозащитных сооружений (л.д. 18-24).
Таким образом, совершение Обществом правонарушения, выразившегося в эксплуатации водозаборных сооружений с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, не подтверждается представленными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В силу изложенного у административного органа имеется обязанность по надлежащему извещению общества, как лица, привлекаемого к административной ответственности, и (или) его законного представителя, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем ответчиком не представлены доказательства надлежащего уведомления Общества или его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 72-73). При составлении протокола об административном правонарушении от 31.07.2009 законный представитель Общества не присутствовал.
Нарушение процессуальных прав и гарантий Общества при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер.
Согласно статье 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление не соответствует закону.
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10.08.2009 № 088058, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества Судостроительный завод "Северная верфь".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья Ульянова М.Н.