Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 сентября 2020 года Дело № А56-56893/2020
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель – Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"
заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления от 05.06.2020 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-69/2020 об административном правонарушении
при участии:
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 21.11.2019,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 10.07.2020,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее – Общество, заявитель, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФАС) от 05.06.2020 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-69/2020 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества заявил ходатайство об изменении наименования участвующего в деле лица в связи с внесением 30.07.2020 в ЕГРЮЛ записи об изменении наименования заявителя с ПАО «Ленэнерго» на ПАО «Россети Ленэнерго». Суд удовлетворил ходатайство.
Представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Управления возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Управление рассмотрело заявление общества с ограниченной ответственностью «Региональные электрические сети» (далее - ООО «РЭС») относительно возможного нарушения ПАО «Ленэнерго» Правил № 861 при уклонении от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям Объекта по Заявке.
Управлением установлено, что ООО «РЭС» 30.11.2018 обратилось в ПАО «Ленэнерго» с Заявкой по вопросу заключения договора технологического присоединения Объекта на максимальную мощность 35600,00 кВт. Технологическое присоединение Объекта осуществляется по индивидуальному проекту.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2019 №97-р утверждена плата за технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» по индивидуальному проекту на 2019-2024 гг.
По информации ООО «РЭС», на момент подачи Заявления проект договора технологического присоединения Объекта к электрическим сетям в ООО «РЭС» не поступал.
Должностное лицо УФАС 23.01.2020 определило возбудить в отношении Общества дело об административном правонарушении № 078/04/9.21-69/2020.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 05.06.2020 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-69/2020, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что Управлением в результате рассмотрения имеющихся документов и информации по Заявлению установлено следующее.
В качестве правоустанавливающих документов ООО «РЭС» был представлен договор аренды от 01.11.2018 № АС-18/11 части земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019185:92, Красносельское шоссе, уч.82, пос. Стрельна, Санкт-Петербург, заключенный с гр. ФИО3 и гр. ФИО4
В связи с необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту, требующего согласование технических условий с системным оператором (далее - ЛенРДУ), требовалось обращение в тарифный орган - Комитет по тарифам СПб - за установлением индивидуального тарифа.
Техническое решение, разработанное для присоединения Объекта, предусматривает подключение данной подстанции к ПС 110 кВ Юго-Западная-1 (строится по Инвестиционной программе ПАО «Ленэнерго»), присоединяемой к Юго-Западной ТЭЦ, балансодержателем которой является АО «Юго-Западная ТЭЦ».
В целях осуществления технологического присоединения Объекта ООО «РЭС» в адрес АО «Юго-Западная ТЭЦ» со стороны ПАО «Ленэнерго» была направлена заявка от 05.12.2018 № ЛЭ/16-50/1730 на технологическое присоединение.
С учетом объема присоединяемой мощности разработанные АО «Юго-Западная ТЭЦ» технические условия подлежали согласованию с ЛенРДУ. После согласования технических условий АО «Юго-Западная ТЭЦ» в соответствии с пунктами 28-30 Правил № 861 направило обращение в Комитет по тарифам СПб для установления платы за технологическое присоединение. Плата по договору установлена Распоряжением от 26.04.2019 № 28-р.
Между ПАО «Ленэнерго» и АО «Юго-Западная ТЭЦ» заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 52051. Длительный срок заключения указанного договора обоснован урегулированием разногласий сторон, касающихся сложных технических решений.
Планируемый к заключению договор между ООО «РЭС» и ПАО «Ленэнерго» обладает признаками индивидуального проекта. В соответствии с пунктом 21 Правил № 861 технические условия к договору согласованы ЛенРДУ 19.07.2019 (техническое решение неоднократно корректировалось).
В соответствии с пунктами 28-30 Правил № 861 14.08.2019 письмом исх. №ЛЭ/14-20/800 ПАО «Ленэнерго» обратилось в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга за установлением индивидуального тарифа. Плата по договору установлена Распоряжением от 09.09.2019 № 97-р.
18.02.2019 в ЕРЮЛ ООО «РЭС» внесена запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.
28.10.2019 в адрес ООО «РЭС» ПАО «Ленэнерго» направило письмо исх. №ЛЭ/01-22/1660 о приостановке рассмотрения заявки в связи с тем, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «РЭС» находится в процессе реорганизации с указанием о ликвидации юридического лица после реорганизации. Указанным письмом также запрошены дополнительные документы, предусмотренные п. 13 (1) Правил № 861, а именно: копии технических условий, выданных заявителям ООО «РЭС» для присоединения их объектов к ПС Камыши. Указанные документы не представлены.
Заявка № 18-58375 была аннулирована в соответствии с пунктом 15 Правил ТП в связи с непредставлением ООО «РЭС» сведений.
По мнению Заявителя, проект договора не может быть выдан ООО «РЭС»ввиду отсутствия документов, требуемых действующим законодательством, которые были запрошены письмом ПАО «Ленэнерго» от 28.10.2019, в том числе, документа о государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
АО «РЭС» сообщило о государственной регистрации юридического лица, вновь созданного в результате преобразования письмом от 23.01.2020. По мнению заявителя данное письмо не является ответом на дополнительный запрос от 28.10.2019.
Заявитель указывает на то, что у него отсутствовали правовые основания для направления проекта договора ввиду отсутствия до 21.01.2020 сведений о лице, уполномоченном на подачу заявки.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения).
Указанные Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка
направляется по формам, согласно приложениям № 4 - 7, любым способом ее
подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой
организации).
В соответствии с п. 13(1) Правил № 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию, в соответствии с пунктами 41 и 42 указанных Правил, должны быть указаны, в том числе, сведения о сетевой организации, подающей заявку, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 9 Правил № 861.
В соответствии с пп. а) п. 9 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации,
В соответствии с пп. в) п. 9 Правил № 861 в заявке должно быть указано место нахождения заявителя.
Исходя из анализа представленной Заявки, в п. 2 Заявки ООО «РЭС» содержится информация, предусмотренная пп. а) п. 9 Правил № 861, о полном наименовании и номере записи в Едином государственном реестре юридических лиц, в п. 3 Заявки - о месте нахождения Заявителя.
В соответствии с п. 30.4. Правил № 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с данными Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр договора сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту установлена Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2019 № 97-р.
Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, не предусмотрен пересмотр платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случае реорганизации юридического лица - сетевой организации.
Однако до настоящего времени заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия, являющиеся необъемлемым приложением к этому договору, а также копия решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту со стороны ПАО «Ленэнерго» в адрес ООО «РЭС» не поступало. Предельный срок направления указанных документов – 12.09.2019.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия заявителя по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом повторности привлечения к ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Следовательно, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, приведенные заявителем доводы, арбитражный суд полагает, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600 000 руб.) является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер.
Учитывая изложенное, суд считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу штрафа до 300 000 руб.
По мнению суда, наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного заявителем правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление Управления от 05.06.2020 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-69/2020 об административном правонарушении подлежит изменению в части назначенного Обществу наказания.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 05.06.2020 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-69/2020 об административном правонарушении, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 300 000 руб.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.