Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 июня 2011 года Дело № А56-5710/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Иваниловой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алчаковым Б.Х.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "ТИС"
заинтересованное лицо: 1. Правительство Ленинградской области (далее – Правительство),
2. Ленинградский областной комитет по управлению
государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество)
об обжаловании действия (бездействия) Правительства Ленинградской области
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.02.2011, ФИО2 по доверенности от 18.02.2011, ФИО3 про доверенности от 18.02.2011
- от заинтересованных лиц: 1. ФИО4 по доверенности от 29.12.2010
2. ФИО5 по доверенности от 09.06.2010
установил:
ООО "ТИС" просит признать незаконным бездействие Правительства, выразившееся в уклонении от принятия актов о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:10-39-001:0146 и 47:07:10-39-001:0147, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для строительства производственно-складского комплекса, а также признать незаконным требование от 25.11.2010 о необходимости предоставления дополнительных документов для рассмотрения по существу ходатайств о переводе данных земельных участков.
В судебном заседании установлено, что требование о признании незаконным письма от 25.11.2010 фактически предъявлено к Леноблкомимуществу, с согласия истца Леноблкомимущество привлечено в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования.
Представитель Правительства представил отзыв, в котором просил оставить требования заявителя без удовлетворения, поскольку при подаче ходатайства о переводе земельных участков должна быть представлена информация об отсутствии иных вариантов размещения предполагаемого к строительству промышленного объекта. Кроме того, органом, осуществляющим прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую является Леноблкомимущество, со стороны которого необходимый пакет документов в Правительство не поступил.
Представитель Леноблкомимущества против удовлетворения возражает по мотивам, изложенным в отзыве, также ссылается на недоказанность отсутствия иных вариантов размещения предполагаемого к строительству промышленного объекта.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
14.10.2010 ООО "ТИС" обратилось в Правительство с ходатайствами о переводе земельного участка общей площадью 35369 кв.м., кадастровый номер 47:07:10-39-001:0146 и земельного участка общей площадью 32572 кв.м., кадастровый номер 47:07:10-39-001:0147, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для строительства производственно-складского комплекса (л.д.27 – 50) с приложением документов, обосновывающих ходатайства. Заявитель является собственников указанных участков.
В нарушение части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земельных участков и земель из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель) срок рассмотрения ходатайств о переводе не может превышать двух месяцев.
В нарушение данного срока Правительство не приняло решение о переводе земель и не приняло решение об отказе заявителю в удовлетворении его ходатайств. Письмом от 25.11.2010 № 13-3281/10-10-1 Леноблкомимущество сообщило заявителю о том, что в представленных заявителем материалах отсутствует информация об иных вариантах размещения объектов на земельных участках, принадлежащих заявителю, в связи с чем Комиссией по рассмотрению документов о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую было принято решение отложить рассмотрение ходатайств заявителя и Леноблкомимуществу рекомендовано направить запрос в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» о наличии или отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (л.д.52-53).
Нарушение Правительством предусмотренных Законом о переводе земель сроков рассмотрения ходатайств и получение вышеуказанного письма Леноблкомимущества явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 закона Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области» проект соответствующего акта Правительства Ленинградской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую готовит уполномоченный орган Ленинградской области.
Как следует из пункта 2.36 Положения о Леноблкомимуществе, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 N 102, таким органом, осуществляющим прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а также подготовку проектов соответствующих распоряжений Правительства Ленинградской области, является Леноблкомимущество.
Согласно пункту 2 Положения о Земельной комиссии Ленинградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Ленинградской области от 23.11.2010 N 104-пг "Об образовании Земельной комиссии Ленинградской области" (далее - Земельная комиссия), данный орган рассматривает вопросы о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую. При этом в соответствии с пунктом 4.9. названного положения организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии, включая прием, учет и регистрацию поступающих документов, изготовление и использование бланков документов, ведение делопроизводства, подготовку проектов решений комиссии также осуществляет Леноблкомимущество.
В судебном заседании установлено, что ходатайства заявителя были предметом рассмотрения Земельной комиссии 23.11.2010, по результатам которого Леноблкомимуществу рекомендовано отложить рассмотрение ходатайства и направить запрос в запрос в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» о наличии или отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. При этом, как указано в решении комиссии, в представленных материалах не доказано отсутствие иных вариантов размещения этих объектов.
На запрос Леноблкомимущества письмом от 16.02.2011 № 5872/01-15 администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» сообщила о том, что возможность размещения складских комплексов на указанных земельных участках будет определена по результатам разработки и утверждения муниципальным образованием «Заневское сельское поселение» документации по планировке части территории данного муниципального образования. При этом решением Земельной комиссии от 17.03.2011 рассмотрение ходатайств заявителя было отложено до решения суда по настоящему делу.
Оценив доводы сторон и материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению в части признания незаконным бездействия Правительства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок рассмотрения ходатайств заявителя, предусмотренный Законом о переводе земель, нарушен.
Ссылки Леноблкомимущества на решения Земельной комиссии признаны несостоятельными.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую предусмотрен статьей 2 Закона о переводе земель, частью 4 названной статьи указан перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель. Из материалов дела следует, что заявитель приложил к ходатайству те документы, которые указаны в названной статье.
Основания отказа в переводе земель предусмотрены статьей 4 Закона о переводе земель. Представители Правительства и Леноблкомимущества не представили доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа.
Статьей Закона о переводе земель установлены исключительные случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Согласно данной статье одним из таких случаев является размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Представители заинтересованных лиц полагают, что в данном случае именно заявитель должен представить информацию об отсутствии иных вариантов размещения предполагаемого к строительству промышленного объекта.
Суд данную позицию не принимает, поскольку статьей 2 Закона о переводе земель определен исчерпывающий перечень документов. Соответственно, обстоятельства, связанные с иными вариантами размещения указанных заявителем объектов должны быть установлены тем органом, в полномочия которого входит решение вопроса о переводе земель.
Суд согласен с тем, что Леноблкомимуществом были предприняты меры по установлению данного обстоятельства, направлены соответствующие вопросы, однако после получения ответа из администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Земельной комиссией было принято решение об отложении рассмотрения ходатайства до решения суда по настоящему делу, что не допустимо.
Заявитель направил в Леноблкомимущество письмо муниципального образования «Заневское сельское поселение» от 22.03.2011 № 387/02-16 об отсутствии в муниципальном образовании альтернативных земельных участков, на которых возможно разместить производственно-строительный комплекс, данному письму вообще оценка Леноблкомимуществом не была дана, вопрос не был повторно вынесен на Земельную комиссию.
Таким образом, поскольку обязанность по принятию решения о переводе земель возложена на Правительство, предусмотренные Законом о переводе земель сроки нарушены, суд полагает требование заявителя о признании незаконным бездействия Правительства подлежащим удовлетворению. Поскольку заинтересованные лица не представили доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, а суд таких оснований не установил, то на основании части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязывает Правительство принять положительное решение о переводе земель. Госпошлина в данной части относится на Правительство.
В части требования об оспаривании письма Леноблкомимущества от 25.11.2010 заявление удовлетворению не подлежит, данным письмом Леноблкомимущество уведомило заявителя о ходе рассмотрения ходатайств, никаких дополнительных документов у заявителя не истребовано, права заявителя данным письмом не нарушены. Госпошлина в данной части остается на заявителе.
Заявителем излишне оплачена госпошлина в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным бездействие Правительства Ленинградской области, выразившееся в уклонении от принятия актов о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:10-39-001:0146 и 47:07:10-39-001:0147, принадлежащих ООО "ТИС".
Обязать Правительство Ленинградской области принять решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:10-39-001:0146 и 47:07:10-39-001:0147 из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для строительства производственно-складского комплекса.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Правительства Ленинградской области в пользу ООО "ТИС" 2 000 руб. расходов по госпошлине.
Возвратить ООО "ТИС" из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину в сумме 4 000 руб., о чем выдать справку.
Исполнительные листы и справку выдать в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Иванилова О.Б.