ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-57377/10 от 20.01.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 января 2011 года Дело № А56-57377/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2011 года. Полный текст решения изготовлен 27 января 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Савиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полежаевой К.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге

ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга

третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу

2. ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"

3. ОАО "ИВАН ФИО1"

о признании права собственности

при участии:

- от истца: ФИО2 (доверенность от 08.11.2010 № 103)

- от ответчика: ФИО3 (доверенность от 29.12.2010 № 36343-42)

- от третьих лиц: 1. не явился (извещен)

2. ФИО4 (доверенность от 28.10.2008)

3. ФИО5 (доверенность от 17.02.2010 № 433)

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее – Росимущество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании отсутствующим права государственной собственности Санкт-Петербурга на земельный участок с кадастровым номером 78:3033:10 площадью 4622 кв.м, расположенного по адресу: <...>, лит. А, а также о признании права государственной собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление), ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" (далее – Университет), открытое акционерное общество "ИВАН ФИО1"

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на иск.

От ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" поступил отзыв на иск, в котором учреждение просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

От Управления поступил отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Российской Федерации на праве собственности принадлежит здание, закрепленное на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет» (далее - Университет) с кадастровым номером 78:7:3033:10:80, расположенное по адресу: <...>, лит. А (далее - здание).

Основанием возникновения права государственной собственности Российской Федерации на указанное здание является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

На основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 23.04.2009 № 111, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного в городе Санкт-Петербурге.

В соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Санкт-Петербург указан как правообладатель земельного участка по адресу: <...>, лит. А, кадастровый номер 78:3033:10, общая площадь 4 622 кв.м., на котором расположено здание.

В соответствии с положениями статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Разграничение государственной собственности на землю согласно абз. 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации является специальным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки наряду с основаниями, предусмотренным гражданским законодательством.

По смыслу Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» процедура разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации в отношении земельных участков, указанных в пунктах 1 -4 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ), завершена 01.07.2006.

Таким образом, если на момент вступления в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ земельные участки подпадали под принцип разграничения, установленный указанной нормой, следовательно, они считаются разграниченными и принадлежащими на праве собственности, соответственно, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации либо находящимися в муниципальной собственности.

С учетом изложенного, если спорный земельный участок по состоянию на 01.07.2006 занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, следовательно, указанный земельный участок по состоянию на 01.07.2006 являлся разграниченным и находящимся в государственной собственности Российской Федерации.

На спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - здание, находящееся в государственной собственности Российской Федерации, являвшееся на момент разграничения прав на землю имуществом казны Российской Федерации, а в настоящее время - закрепленное на праве оперативного управления за Университетом.

Кроме того, исходя из требований статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться только те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в том числе при разграничении государственной собственности на землю.

Таким образом, правовых оснований отнесения указанных земельных участков к собственности Санкт-Петербурга, по мнению истца, не имеется.

Кроме того, Российская Федерация в установленном порядке от имеющегося права собственности на указанный земельный участок не отказывалась, имеющееся у нее право собственности на указанный земельный участок Санкт-Петербургу не передавало.

Таким образом, право государственной собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в порядке, установленном действующим законодательством, не прекращалось.

В связи с указанными обстоятельствами, истец обратился в арбитражный суд с требованиями о признании отсутствующим права Санкт-Петербурга.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с данными Управления право собственности Санкт-Петербурга на земельный участок зарегистрировано 19.09.2001. Основанием для регистрации права явилось распоряжение КУГИ от 14.07.98 № 1060-р «О порядке исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.97 № 1357-р».

Согласно части 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

По смыслу подпункта 10 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 № 1056 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике» разграничение государственных земель между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации осуществлялось как на основании решения федеральных органов государственной власти, так и на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На дату государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на земельный участок специального федерального закона или нормативного правового акта Российской Федерации о порядке разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации не было.

В связи с чем, на основании распоряжения КУГИ от 14.07.98 № 1060-р возникло право собственности Санкт-Петербурга на спорный земельный участок.

Таким образом, довод Росимущества о том, что при решении вопроса о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок необходимо руководствоваться Земельным кодексом Российской Федерации от 30.10.2001 № 211-212 и Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», является несостоятельным.

С учетом того, что право собственности Российской Федерации на нежилое здание, расположенное на земельном участке, возникло после регистрации права собственности Санкт-Петербурга на этот земельный участок, у Росимущества отсутствует право на земельный участок.

Росимущество заявило требования о признании отсутствующим право государственной собственности Санкт-Петербурга на земельный участок и признании права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако, использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.

Совместное постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22/10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» устанавливаются ограниченные случаи, когда возможно предъявление иска о признании отсутствующим права.

Согласно пункту 52 постановления в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, предъявление требования о признании отсутствующим права не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, следовательно, не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенные обстоятельства, основания для удовлетворения требований Росимущества отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Савина Е.В.