Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 декабря 2010 года Дело № А56-57382/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Балакир М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазиковой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачного Некоммерческого Партнерства «Дом у реки»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным решения от 20.09.2010 № 1208, обязании устранить допущенные нарушения прав
при участии
от заявителя: представитель ФИО1, по доверенности от 06.12.2010
представитель ФИО2, по доверенности от 21.12.2010
председатель ФИО3, протокол от 13.04.2009
от заинтересованного лица: представитель ФИО4, по доверенности от 12.08.2010 №
6050
от третьего лица: не явился (уведомлен)
установил:
Дачное Некоммерческое Партнерство «Дом у реки» (далее заявитель, партнерство) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом статьи 49 АПК РФ о признании незаконным решение и.о. начальника Выборгского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 20.09.2010 № 1208 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости- сведений о разрешенном использовании земельного участка, кадастровый номер 47:01:16:29-001:1750 по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Плянское сельское поселение», уч. Горьковское-2, обязании Управление осуществить в установленные законом сроки государственный кадастровый учет изменений разрешенного использования «для ведения сельского хозяйства» на вид разрешенного использования « для дачного строительства».
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представитель Управления представил отзыв, считал заявленные требования необоснованными, в обоснование возражений ссылался на то, что заявителем не было представлено в орган кадастрового учета документа, подтверждающего изменение вида разрешенного использования земельного участка, в данном случае решение главы местной администрации, считал отказ законным и обоснованным, соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление и возражений против перехода из предварительного в основное судебное разбирательство не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с требованиями статей 156 АПК РФ.
Арбитражный суд, посчитав дело подготовленным к судебному разбирательству, перешел из предварительного в основное судебное заседание на основании статей 136, 137 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее:
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды с правом выкупа от 01.04.2010 заявителю предоставлен во временное владение и пользование наряду с другими участками земельный участок, кадастровый номер 47:01:16-29-001:1750, общей площадью 32361 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Плянское сельское поселение», уч. Горьковское-2. Земельный участок предоставлен партнерству с целью подготовки арендатором разрешительной документации для организации размещения на указанных земельных участках дачной застройки.
21.09.2009 муниципальным образованием «Выборгский район» Ленинградской области проведены общественные слушания по проекту государственного природного комплексного заказника регионального значения «Гладышевский» на территории Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2008 № 9 с внесенными изменениями постановлением Правительства Ленинградской области от 25.02.2010 № 36 утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике регионального значении «Гладышевский» на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 13.3 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Гладышевский», спорный земельный участок находится в зоне экстенсивного природопользования заказника. В письме от 04.05.2010 № 01-1317/10-0-2 Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил заявителю о том, что в соответствии с пунктом 14.3 указанного Положения в пределах участков экстенсивного природопользования разрешается формирование и предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, жилищного и дачного строительства.
Вышеизложенное явилось основанием для обращения Партнерства в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка, кадастровый номер 47:01:16:29-001:1750 по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Плянское сельское поселение», уч. Горьковское-2 с «для ведения сельского хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
Решением от 20.09.2010 № 1208 Управление отказало заявителю во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка вышеуказанного земельного участка со ссылкой на статьи 18, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что с заявлением не представлен документ, являющийся основанием для внесения изменений о разрешенном использовании земельного участка.
Заявитель, посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
В материалах дела имеется кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 47:01:16-29-001:1750, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО «Плянское сельское поселение», уч. Горьковское-2. от 29.04.2008 № 01/08-1-3403, в котором указано его разрешенное использование (назначение) – «для ведения сельского хозяйства».
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» для принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, заинтересованные лица, обращаясь в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в отношении вида разрешенного использования, должны представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка. Таким документов в данном случае будет являться решение главы местной администрации. Представленное партнерством Положение о государственном природном комплексном заказнике регионального значении «Гладышевский» на территории Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2008 № 9 с внесенными изменениями постановлением Правительства Ленинградской области от 25.02.2010 № 36 не является документом, устанавливающим разрешенное использование спорного земельного участка, о чем Управление обоснованно указало в своем решении от 20.09.2010 № 1208.
Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок с установленным разрешенным использованием земельного участка, в материалы дела заявителем не представлено.
Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зонах с особыми условиями использования территорий в отношении государственного природного комплексного заказника регионального значения «Гладышевский».
С учетом изложенных обстоятельств, Управление правомерно отказало заявителю во внесении в государственный кадастр сведений об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Балакир М.В.