ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-57449/2011 от 08.12.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 декабря 2011 года Дело № А56-57449/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Буткевич Л.Ю.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ладиной М.М

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "УК "РЭС ТСВ"

заинтересованное лицо Отдел надзорной деятельности Ломоносовского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области

третье лицо ГУ МЧС России по Ленинградской области,

о признании незаконным и отмене Постановления № 562 от 12.08.2011

при участии

от заявителя - представитель ФИО1 (доверенность от 11.07.2011)

от заинтересованного лица – не явился, извещен

от третьего лица – не явился извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК "РЭС ТСВ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Отдела надзорной деятельности Ломоносовского отдела Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) №562 от 12.08.2011 о привлечении общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель также обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о признании незаконным и отмене Постановления Отдела надзорной деятельности Ломоносовского отдела Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) №562 от 12.08.2011,   установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Учитывая сокращенный срок на подачу заявления, а также то, что восстановление пропущенного процессуального срока не ущемляет права и законные интересы других участников процесса, направлено на обеспечение свободы доступа к правосудию, суд удовлетворил ходатайство заявителя и восстановил пропущенный срок подачи заявления, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ.

Заявитель поддерживает требования в полном объеме, ссылается на чрезмерность назначенного штрафа.

Заинтересованное лицо и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.

Дело рассмотрено в порядке ст.210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее.

Управлением, по заявлению (вх. 1450-2-21 от 13.07.2011) генерального директора ООО «УК «РЭС ТСВ» проведена проверка на предмет готовности к отопительному сезону 2011-2012 муниципальных жилых домов, находящихся на обслуживании ООО « УК «РЭС ТСВ».

В ходе проверки выявлены нарушения «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01- 03 утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 (зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.06.2003, регистрационный № 4838), допущенные Обществом с ограниченной ответственностью

«Управляющая компания «РЭС ТСВ», а именно:

- д. Оржицы д. 21,23 - не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41);

- д. Оржицы д. 1,2,З, 11,12,13,14,15,20,21,22,23,24,25 -на лестничных клетках в жилых домах эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушен ППБ 01-03 п. 60);

- д. Оржицы д. 21,23,24,25 - в тамбуре выхода и на лестничных площадках хранятся детские коляски, велосипеды (нарушен ППБ 01-03. п.53);

- д. Оржицы д. 2 - под лестничным маршем устроена кладовая (нарушен ППБ 01-03. п.40);

- д. Оржицы д. 23,25- на лестничной площадке хранится мебель (нарушен ППБ 01-03. п.53);

- д. Оржицы д. 11,12,13,14,15,20,21,22,23,24,25 - на дверях подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей (нарушен ППБ 01-03 п. 44);

- д. Оржицы д. 1 1,12,13,14.15,20,21,22,23,24,25 - окна подвалов не остеклены (нарушен ППБ 01-03 п. 44);

- Ул. Центральная д. 8 - в подвальном помещении устроена мастерская (нарушен ППБ 01-03. п.40), на дверях подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей (нарушен ППБ 01-03 п. 44);

- Ул. Центральная д. 9 - на дверях подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей (нарушен ППБ 01-03 п. 44);

- Ул. Центральная д. 12- не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41), окна подвалов не остеклены (частично) (нарушен ППБ 01-03 п.44);

- Санинское ш., д. 2 - под лестничным маршем устроена кладовая (1-ый подъезд, 3-ий подъезд) (нарушен ППБ 01-03 п. 40);

- Санинское ш., д. 3- не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41);

- Санинское ш., д. 4 – не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41), окна чердака и подвала не остеклены (частично) (нарушен ППБ 01-03 п.44);

- Санинское ш., д. 5- не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41),окна подвалов не остеклены (частично) (нарушен ППБ 01-03 п.44);

- Санинское ш., д. 6- не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41),окна чердака и подвала не остеклены (частично) (нарушен ППБ 01-03 п.44);

- Санинское ш., д. 7 -не произведено эксплуатационное испытание ограждений на крыше жилого дома (нарушен ППБ 01-03 п. 41), окна подвала не остеклены (частично) (нарушен ППБ 01-03 п.44), на дверях подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей (нарушен ППБ 01-03 п. 44).

Государственным инспектором Ломоносовского района по пожарному надзору Ленинградской области 29.07.2011, по факту обнаруженных правонарушений, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

По результатам проверки должностным лицом органа надзорной деятельности 12.08.2011 составлены протоколы об административных правонарушениях № 895, 896, 897, 898, 899, 900 в отношении Общества.

Постановлением от 12.08.2011 № 562 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

На основании ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона № 69-ФЗ).

Такие требования установлены, в частности, Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313.

Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, их должностными лицами.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.03 № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Следовательно, для привлечения юридического лица к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности необходимо установить, что по отношению к объекту, на котором зафиксированы соответствующие нарушения, данное юридическое лицо обладает правом собственности, либо уполномочено владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Материалами дела подтверждается, а самим Обществом не оспаривается, что Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС ТСВ» является управляющей организацией в управлении которой находятся жилые жома по адресу: <...> д. 2,3,4,5,6,7.

Следовательно, обязанность по обеспечению пожарной безопасности указанного помещения возлагается на Общество, которое является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности.

Таким образом, Общество является надлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению

Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности, а именно: п.40, п.41, п.44, п.53, п. 60 ППБ-01-03, подтвержден постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.07.2011, протоколами об административных правонарушениях № 895, 896, 897, 898, 899, 900 от 12.08.2011.

Общество совершило одно действие (бездействие), которое одновременно содержит составы трех административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Непринятие мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

Таким образом, органом пожарного надзора доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Вместе с тем суд считает, что Постановлением от 12.08.2011
 № 562 Обществу необоснованно назначен максимальный размер штрафа в размере 200 000 рублей.

Согласно статье 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вопреки приведенным положениям закона в постановлении Управления не указаны основания, которыми руководствовалась Инспекция, избирая в качестве меры административного наказания штраф в размере 200 000 руб., обстоятельства, отягчающие ответственность заявителя, Управлением не приведены и судом также не установлены.

Учитывая изложенное, назначение административным органом наказания в размере 200 000 руб. является необоснованным.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом .
  При таких обстоятельствах суд считает возможным снизить размер штрафа назначенного Обществу до 150 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.117, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Восстановить срок на подачу заявления.

Изменить Постановление № 562 от 12.08.2011, вынесенное Главным Управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС ТСВ» в части размера назначенного штрафа, заменив размер штрафа на 150 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Буткевич Л.Ю.