ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-57656/2021 от 25.07.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 июля 2022 года                                                                Дело № А56-57656/2021

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Косенко Т.А.,

при ведении протокола судебного заседаниясекретарем Приваловым Е.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью "ВОЛХОВ-ЭКО" (ОГРН: <***>)

ответчик: общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН: <***>)

и по встречному иску ООО "КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" к ООО "ВОЛХОВ-ЭКО"

при участии

- от ООО "ВОЛХОВ-ЭКО": ФИО1

- от ООО "КТТ": ФИО2 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛХОВ-ЭКО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Компания) о взыскании 6649007,14 руб. задолженности по оплате услуг по сверхнормативному хранению по договору от 03.09.2020 № 01/НПЗ (далее – Договор).

Компания обратилась в суд со встречным иском о взыскании 196805 долларов США убытков в виде компенсации потерь компании «Хоризон Интернэшнл АГ»
(далее – Фирма) по контракту от 15.01.2020 №
HIT-04 (далее – Контракт),
1496 долларов США неустойки за нарушение сроков отгрузки нефтепродуктов, 412500 руб. расходов на покрытие сверхнормативного использование железнодорожного транспорта.

В судебном заседании представители сторон поддержали исковые требования.

Исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между Обществом (переработчиком) и Компанией (давальцем) заключен Договор, по условиям которого Исполнитель обязуется выполнять в период действия настоящего Договора на основании заключённого Приложения (Спецификации), являющегося неотъемлемой частью данного Договора:

- переработку «Углеводородного сырья/Нефть/Газовый конденсат и их смеси, в том числе, но не ограничиваясь, остаточные компоненты переработки» («Сырья») на «установке переработки углеводородного сырья» (далее по тексту «НПЗ»), расположенном по адресу: Россия, 187403, <...>, с целью получения переработанного продукта, в соответствии с ТУ/СТО/ГОСТ, указанным Давальцем в Приложении (Спецификации), и сдать результат выполненных работ — готовые «Нефтепродукты» Давальцу или иному третьему лицу по указанию Давальца, а Давалец обязуется принять результат и оплатить выполненные работы в размере и сроки, указанные в настоящем Договоре.

По п. 1.2. Договора Приложение (Спецификация) согласовывается Сторонами на каждый календарный месяц, при этом в Приложении (Спецификации) в обязательном порядке Сторонами должны быть определены: тип (источник) и характеристики Сырья, поставляемого под переработку на этот месяц; объем поставки Сырья под переработку; предельный размер технологических потерь при переработке данного Сырья; баланс выхода различных видов готовых Нефтепродуктов в результате переработки Сырья; качественные параметры различных видов готовых Нефтепродуктов; иная необходимая информация по усмотрению Сторон.

Согласно п. 2.1.3. Договора передача сырья Переработчику оформляется Давальцем накладной на отпуск материалов на сторону (форма № МХ-15).

В силу п. 2.1.4. Договора Переработчик обязуется организовывать и обеспечивать круглосуточную отгрузку Нефтепродуктов, полученных в результате переработки Сырья, собственным или арендованным автотранспортом Давальца, ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Отгрузка Ж/Д цистерн производится согласно отдельно согласованного графика. Отгрузка Нефтепродуктов производится на основании письменной заявки Давальца, которая должна быть подана не менее чем за 1 (одни) сутки до даты отгрузки и содержать сведения и информацию, указанные в п. 7.6 настоящего Договора (если указанным пунктом не установлен меньший срок предоставления информации). Ответственное лицо Давальца обязано участвовать при сдаче Сырья на переработку и отгрузке Нефтепродуктов по заявкам Давальца. Качество каждой партии Нефтепродуктов должно соответствовать требованиям настоящего Договора и соответствующего Приложения (Спецификации) выдаваемыми Переработчиком.

В соответствии с пунктом 2.1.5. Договора Переработчик обязуется своими силами организовать и обеспечить приемку и хранение Сырья и Нефтепродуктов в резервуарном парке Переработчика.

В соответствии с пунктом 2.1.9 договора срок нахождения железнодорожных вагонов-цистерн у переработчика не должен превышать 2 суток с даты из прибытия на станцию назначения переработчика.

Согласно п.2.4. Договора Переработчик обязуется произвести отгрузку нефтепродуктов Давальцу или указанному им лицу и оформить соответствующий акт сдачи-приемки партии готовой продукции (нефтепродуктов).

По пункту 4.3. Договора за просрочку исполнения обязательств по переработке и/или отгрузке заявленных Нефтепродуктов по обстоятельствам, за которые Давалец не отвечает, Переработчик уплачивает по письменному требованию Давальца неустойку (пени) в размере 0,03% от стоимости данных Нефтепродуктов, по истечении 2 (двух) дней после подачи заявки на отгрузку, за каждый день просрочки. Помимо неустойки Переработчик несет ответственность за простой собственного и/или арендованного автотранспорта Давальца, направленного для отгрузки Нефтепродуктов. Срок компенсации расходов Давальца – 3 (три) рабочих дня с момента предоставления документов, подтверждающих размер расходов и издержек Давальца.

Согласно пункту 4.4. Договора за просрочку исполнения обязательств по оплате, выставленных счетов, Давалец уплачивает по письменному требованию Переработчика неустойку (пени) в размере 0,03% от просроченных сумм за каждый день просрочки платежа. Отгрузка данной партии произведенных Нефтепродуктов при этом приостанавливается до оплаты указанных счетов с начислением стоимости хранения в емкостях Переработчика.

В силу пункта 4.5. Договора Переработчик несет имущественную ответственность перед Давальцем за сохранность железнодорожных вагонов-цистерн за весь период их нахождения под разгрузкой на территории производственной базы Переработчика и до момента их фактической передачи Давальцу (грузополучателю), а также несет ответственность за сверхнормативное нахождение вагонов-цистерн под разгрузкой в пределах сумм штрафных санкций, подлежащих оплате Давальцем (грузополучателем) по требованию собственника таких вагонов-цистерн и/или перевозчика в случаях нарушения сроков оборота вагонов-цистерн, установленных соответствующим договором поставки (перевозки). Срок выплаты и/или возмещения сумм штрафных санкций - 3 (три) рабочих дня с момента получения соответствующего обоснованного требования Давальца.

В соответствии с пунктом 6.2. Договора Стоимость (цена) и размер оплаты за услуги по переработке включают в себя стоимость приемки и разгрузки Сырья, хранения Сырья до переработки, стоимости переработки Сырья с использованием энергии, оборудования и иных ресурсов Переработчика, хранения и налива в автомобильные и/или железнодорожные цистерны выработанных Нефтепродуктов в течение 4 (четырёх) недель с даты их переработки и оплачивается Давальцем по счетам, выставленным Переработчиком согласно п. 6.1. Договора, включая НДС 20%.

По пункту 6.3. Договора Стоимость (цена) хранения выработанных Нефтепродуктов свыше 4 (четырёх) недель с даты их переработки, определяемой в соответствии с актом сдачи-приемки нефтепродуктов, оплачивается из расчета 20 (двадцать) рублей за 1 тонну за каждые сутки хранения, включая НДС 20%.

Согласно пункту 7.1. Договора Передача Нефтепродуктов, полученных в результате переработки сырья, осуществляется на территории производственной базы Переработчика, с оформлением акта приема-сдачи готовой продукции. Акт приема-сдачи готовой продукции составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается уполномоченными представителями Давальца и Переработчика.

Стороны по Договору подписали акты сдачи-приемки готовой продукции от 08.10.2020, от 20.11.2020, от 01.12.2020, от 31.12.2020.

Общество направило Компании претензию от 20.05.2021 с требованием по оплаты услуг по сверхнормативному хранению.

Отказ Компании удовлетворить названное требование послужил основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.

Между Компанией (продавцом) и Фирмой (покупателем) заключен Контракт, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил жидкое топливо с содержанием серы не более 3,5% в количестве 600000 тонн. Поставка товара осуществляется в период с января 2020 года по январь 2021 года в соответствии с графиком, согласованным сторонами за 10 дней до начала каждого месяца поставки в приложениях к настоящему Контракту.

Компания утверждает, что Общество, в нарушение принятых на себя обязательств не совершило отгрузку указанных Давальцем Нефтепродуктов в срок до 25.01.2021, указанный в письменном распоряжении.

Фирма письмом от 15.01.2021 GH-21-103 требовала поставить товар в сроки, согласованные Контрактом.

Давалец направил Переработчику письма от 15.01.2021 № 0022/21, от 15.01.2021 №0023/21, от 20.01.2021 № 0039/21 с требованием предоставления надлежаще оформленных документов (в т.ч. ГУ-12) для организации перевозки топлива на экспорт.

В срок до 25.01.2021 Переработчиком отгрузку топлива не произвел. Акт сдачи-приемки готовой продукции подписан сторонами 01.02.2021. Отгрузка топлива произведена 05.02.2021 – 1373,652 тонны, оставшиеся части - 13 и 21 февраля 2021 года.

Письмом от 01.02.2021 GH-21-185 Фирма требовала возместить издержки за несвоевременную поставку товара, включая потери по хеджированному ценообразованию, в размере 196805 долларов США.

Компания по платежному документу от 31.03.2021 № 4957 уплатила 196805 долларов США по претензии Фирмы.

Кроме того, за нарушение Обществом срока отгрузки нефтепродуктов Компания начислила неустойку по п. 4.3. Договора за период с 26.01.2021 по 05.02.2021 в размере 1496 долларов США.

В связи со сверхнормативным нахождением вагонов-цистерн под погрузкой на станции Волховстрой-1 Октябрьской ж/д в январе и феврале 2021 года (простое железнодорожных цистерн по вине Переработчика), предназначенного для отправки по Контракту от перевозчика топлива Бензина газового стабильного ООО «Трансойл», получены претензии с требованием об уплате штрафных санкций от 11.03.2021 №689 на сумму 264000 руб. и от 19.02.2021 № 470 на сумму 148500 руб.

Компания оплатила 264000 руб. по платежному поручению от 16.03.2021 №623 и 148500 руб. по платежному поручению от 02.03.2021 № 454.

На основании изложенного, Компания обратилась в суд со встречным иском.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

По п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В силу п. 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Компания просит суд отказать Обществу в удовлетворении иска, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Компания указывает, что Договор 01.03.2021 расторгнут по соглашению сторон.

Согласно пункту 2 Соглашения о расторжении договора от 01.03.2021 стороны признали отсутствие каких-либо взаимных финансовых претензий и неурегулированных разногласий.

Подписанный между сторонами акт сверки взаимных расчётов от 01.03.2021 также подтверждает отсутствие как задолженности Компании по Договору, так и каких-либо финансовых разногласий между сторонами.

Компания указывает, что в случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст.
453 ГК РФ).

В соответствии с разделом 7 договора переработчик обязан в течение одних суток с момента получения отгрузочных разнарядок произвести отгрузку нефтепродуктов в автоцистерны и не более трех суток в ж/д цистерны с момента их подачи на территорию переработчика. Кроме того, переработчик обязан передать давальцу заверенные копии технических условий, сертификат соответствия на выпускаемую продукцию, паспорт качества «Паспорт безопасности химической продукции», протокол испытаний аккредитованной организации.

Компания ссылается на следующие противоречия.

Согласно паспортам качества, представленным Обществом на каждый вид нефтепродукта: №6 от 29.10.2020 на судовое топливо, ДМВ, указана дата изготовления 08.10.2020, дата отбора пробы 21.10.2020, дата проведения испытаний 22-29.10.2020. Указанное означает, что паспорт качества на судовое топливо, ДМВ выдан 29.10.2020. Паспорт качества на топливо ароматическое №12 от 09.12.2020, указана дата изготовления – 02.12.2020, дата отбора пробы 09.12.2020, дата проведения испытаний – 09.12.2020; паспорт качества на темное судовое топливо №10 от 30.11.2020, указана дата изготовления – 29.11.2020, дата отбора пробы – 29.11.2020, дата проведения испытаний – 29.11.2020.

Однако, как следует из акта сдачи-приемки готовой продукции от 08.10.2020 и от 20.11.2020 прилагаются: копии заверенных печатью Переработчика ТУ, паспорта качества завода изготовителя на каждый вид продукции, накладные на передачу готовой продукции в места хранения.

Следовательно, не мог Переработчик (Истец) приложить к акту от 08.10.2020 паспорт качества на судовое топливо (29.10.2020), топливо ароматическое (09.12.2020) и темное судовое топливо (30.11.2020). Не мог Переработчик приложить к акту от 20.11.2020 паспорт качества на темное судовое топливо (30.11.2020) и топливо ароматическое (09.12.2020)

Кроме того, отсутствуют акты замера нефтепродуктов на каждый день, на день поступления нефтепродуктов и на день перемещения (отгрузки), подтверждающих остаток нефтепродуктов по каждому юридическому лицу; ежедневный учет остатков нефтепродуктов с учетом того, что производство нефтепродуктов выполнялось не только для Ответчика, но и других юридических лиц.

Между тем давальцем подписаны акты приема-передачи готовой продукции № 1 от 08.10.2020 и № 2 от 20.11.2020.

Доводы Компании о том, что акты подписаны в указанные даты, не соответствующие фактически датам, являются голословными. В актах отсутствуют сведения об иных датах.

Несоответствие паспортов Общество считает технической ошибкой, ссылаясь на то, что сведения составляются на момент арбитражной пробы.

Довод Компании о том, что обязательства прекращены после расторжения сторонами договора и подписания акта сверки взаимных расчетов, суд отклоняет, поскольку при расторжении договора стороны не предусматривали освобождение от ответственности за нарушение обязательств до расторжения договора.

Суд приходит к выводу об удовлетворении требования Общества о взыскании с Компании 6649007,14 руб. задолженности по оплате услуг по сверхнормативному хранению по договору.

Компания заявила, что ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по договору по поставке нефтепродуктов повлекло причинение убытков в виде потерь Фирмы по хеджированию ценообразования.

Предъявленные Компанией убытки, выставленные Фирмой, Общество считает необоснованными, поскольку в условиях Контракта не указано на формирование цены в зависимости от хеджирования котировок, какие-либо условия об ответственности в Контракте отсутствуют.

В письме от 01.02.2021 № GH-21-185 расчет убытков указан как разница между котировкой товара на 11.11.2020 и 31.01.2021, то есть котировка в период срока поставки. Каким образом это является убытками при фиксированной стоимости товара не раскрывается. Требование о взыскании 196805 долларов США убытков необоснованно, как и требование о взыскании неустойки.

Суд, оценив указанные обстоятельства, считает необоснованным требование о взыскании с Общества 196805 долларов США убытков по операциям Фирмы по хеджированию, в удовлетворении которого отказывает.

Для исполнения обязательств по поставке нефтепродуктов заказчикам Компания заключил 07.04.2017 договор с ООО «Трансойл» транспортной экспедиции ВН ЦПАО № 20/12-26/17 и дополнительное соглашение к нему от 01.01.2019, в том числе оказания услуг по предоставлению принадлежащего Экспедитору на праве собственности, на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава для внутрироссийских перевозок грузов железнодорожным транспортом; иные услуги и услуг по международной перевозке грузов и услуг по предоставлению принадлежащего Экспедитору железнодорожного подвижного состава для перевозок экспортных грузов в пределах территории РФ и осуществляемых с учетом особенностей, закрепленных условиями подпункта 2/7 статьи 164 Налогового Кодекса РФ.

Как предусмотрено п.5.4. Договора транспортной экспедиции в случае, если ненадлежащее исполнение Клиентом обязанностей,предусмотренных подп.2.3.3.-2.3.4. настоящего Договора, повлекло для Экспедитора необходимость несения дополнительных расходов ввиду простоя подвижного состава, прибывшего в адрес Экспедитора (Грузоотправителя, Клиента) на станцию погрузки, Экспедитор вправе получить возмещение данных расходов в объеме стоимости отстоя (пользования путями инфраструктуры) и иных штрафов или сборов Перевозчику согласно законодательства РФ.

Согласно п.5.5. Договора транспортной экспедиции Экспедитор вправе предъявить Клиенту, а Клиент обязуется уплатить Экспедитору неустойку в размере 1 500 рублей за вагон за сутки нарушения в следующихслучаях:

– 5.5.1 не надлежащего выполнения плана суточной погрузки Груза в соответствии с согласованным Графиком, вне зависимости от итогового выполнения ПорученияЭкспедитору;

– 5.5.2 в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных подп. 2.3.6., 2.3.8., 2.3,11., 2.3.12., 2.3.14., 2.3.19. настоящегоДоговора.

В соответствии с п. 2.3.11 указанного договора транспортной экспедиции, срок нахождения цистерн у (грузоотправителя) на станции отправления (погрузки) не должен превышать 2-х (двух) суток.

В ходе исполнения указанного договора транспортной экспедиции в отношении поставщика (Компании) выставлены следующие претензии: от ООО «Трансойл» на сумму 412 500 руб., в том числе 148 500 руб. за январь 2021 года и 264 000 рублей за февраль 2021 года в связи с ненадлежащим исполнением переработчиком обязательств по договору транспортной экспедиции вследствие простоя вагонов-цистерн со станции отправления (погрузки) «Волховстрой 1» до станций назначения: «Высоцк» и «Лужская-Экспорт».

Как следует из расчета суммы неустойки за несоблюдение сроков нахождения вагонов на станции погрузки, предоставленного Экспедитором вагоны-цистерны прибыли под погрузку на станцию отправления «Волховстрой 1» 20.12.2020, 23.12.2020, 26.12.2020, фактическая погрузка до станции назначения «Высоцк» произведена Истцом 02.01.2021 года; прибыли под погрузку на станцию отправления «Волховстрой 1» 28.01.2021, 29.01.2021, 30.01.2021, 31.01.2021, 01.02.2021, 07.02.2021, фактическая погрузка до станции назначения «Лужская -экспорт» осуществлена 05.02.2021, 13.02.2021, 21.02.2021. Сумма неустойки рассчитана исходя из количества дней сверхнормативного нахождения цистерн на станциях погрузки из расчета
1500 руб. за 1 вагон в сутки.

В соответствии с п.4.5 Договора №01/НПЗ от 03.09.2020 Переработчик несет имущественную ответственность перед Давальцем за сохранность железнодорожных вагонов-цистерн за весь период их нахождения под разгрузкой на территории производственной базы Переработчика и до момента их фактической передачи Давальцу (грузополучателю). Ответственность Переработчика перед Давальцем за просрочку отгрузки нефтепродуктов по причине свехнормативного нахождения вагонов-цистерн под разгрузкой определяется в рамках ответственности за просрочку приемки сырья согласно п.2.1.9 Договора.

Согласно ч.5 ст.39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - устав) размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

За нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (ч.11 ст.39 Устава).

Частью 16 статьи 39 Устава установлено, что за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса).

При этом обязанность оплаты простоя подвижного состава, прибывшего в адрес Экспедитора (Грузоотправителя, Клиента) на станцию погрузки, помимо договора от 07.04.2017 ВН ЦПАО №20/12-26/17, предусмотрена также ст.62, ст.99, ст.100 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также является обычаем делового оборота в сфере железнодорожной транспортной деятельности.

Вследствие сверхнормативного нахождения вагонов-цистерн под погрузкой в январе и феврале 2021 года (простоя железнодорожных цистерн по вине переработчика), предназначенного для отправки по контракту от 15.01.2020 № Н1Т04, перевозчиком топлива (ООО «Трансойл») в адрес Компании направлены претензии с требованием об уплате штрафных санкций в размере 412 500 руб., в связи с чем, Компания понесла убытки в соответствующей сумме, оплатив штрафные санкции.

Суд признает указанные убытки Компании подлежащими возмещению Обществом, исходя из чего удовлетворяет требование о взыскании с Общества в пользу Компании 412 500 руб.

Общество указывает, что в нарушение п. 2.1.4. Договора, график подачи ж/д цистерн согласован не был, заявки надлежащим образом не оформлялись. Вина в сверхнормативном использовании вагонов лежит на Компании.

В рамках Договора стороны подписали 4 спецификации от 01.10.2020 № 1, от 15.11.2020 № 2, от 16.11.2020 № 3, от 25.12.2020 № 4.

Услуги по спецификации № 1 оказаны в полном объеме, о чем подписан акт от 08.10.2020 № 361; услуги по спецификации № 2 оказаны в полном объеме, о чем подписан акт от 20.11.2020 № 430; услуги по спецификации № 3 оказаны в полном объеме, о чем подписан акт от 04.12.2020 № 447; услуги по спецификации № 4 оказаны в полном объеме, о чем подписан акт от 31.12.2020 № 524.

Компания приняла готовую продукцию по акту от 31.12.2020 за исключением бензина прямой перегонки экспертного ввиду отсутствия необходимости его реализации.

Бензин прямой перегонки экспертный принят по акту от 01.01.2021 в количестве 641,918 тонн и 01.02.2021 в количестве 1900,278 тонн, о чем подписаны накладные МХ-18.

До этого Компания готовую продукцию бензин прямой перегонки не принимала с целью избежания уплаты акциза до момента реализации продукции.

Общество указывает, что Компания в нарушение п.п. 6.1. и 6.5. Договора обязательства по оплате выполняла ненадлежащим образом, в связи с чем переработчик в письме от 21.12.2020 № 158 воспользовался правом, предусмотренным п. 4.4. Договора, уведомил Компанию о приостановке отгрузки с 24.12.2020 до момента погашения задолженности. Компания начала оплачивать услуги 28.01.2021.

Общество отмечает, что Компанией 11.01.2021 направлена заявка на отгрузку бензина газового стабильного (экспортного) в количестве 1750 тонн.

Компания 15.01.2021 прислала указанную заявку от 11.01.2021 с изменением количества товара в 1950 тонн.

П. 7.3. Договора установлено, что переработчик обязан произвести отгрузку в ж/д цистерны в течение 3 суток с момента их подачи на территорию переработчика, принадлежащих давальцу. Согласно технологическим возможностям подъездных ж/д путей Общества, предельное допустимое количество вагонов составляет 48 вагоно-цистерн.

Для отгрузки заявленного Компанией количества товара необходимо осуществить одноразово 30 вагонов, в связи с чем необходимо выбрать время свободное исходя из технологической возможности принятия такого количества вагонов.

Общество сформировало заявку на прием 30 вагонов 21.01.2021.

Грузополучатель ООО «Портэнерго» согласовал прием вагонов 28.01.2021.

Общество повторно 01.02.2021 направило ГУ-12, которая согласована
ООО «Портэнерго» 05.02.2021.

На территорию Общества вагоны поступили 29.01.2021 – 5 вагонов, 31.01.2021 - 8 вагонов, 01.02.2021 – 10 вагонов, 07.02.2021 – 5 вагонов, 12.02.2021 – 1 вагон, 20.02.2021 – 1 вагон.

По мнению Общества, загрузка и отправка вагонов была осуществлена в установленные Договором сроки.

Компания в нарушение п. 2.1.4 договора не представила график подачи вагонов, в связи с чем сторонами не согласовывался график отгрузки ж\д вагонов. График подачи вагонов был согласован в ЭТРАНС между Обществом, грузополучателем и РЖД.

Компания, зная о своих обязательствах по поставке товара на экспорт 31.01.2021, направила заявку на поставку товара по железной дороге только 15.01.2021, а готовую продукцию приняла от Общества 01.02.2021. Заявка, направленная в адрес Общества, была неисполнима.

По мнению Общества, поставка товара Компанией Фирме после 31.01.2021 произошла по ее вине Компания, поскольку направила распоряжение на отгрузку 15.01.2021, однако имела возможность поставки товара с 08.10.2021.

Между тем обязанность организовать и обеспечить круглосуточную отгрузку нефтепродуктов возложена в силу пункта 2.1.4 договора на переработчика.

Ответственность переработчика перед давальцем за просрочку отгрузки нефтепродуктов по причине сверхнормативного нахождения вагонов-цистерн под разгрузкой определяется в соответствии с пунктом 2.1.9 договора.

Материалами дела подтверждается нарушение переработчиком сроков, определенных в пункте 7.3 договора, 

Исходя из пункта 4.3 договора, а также статей 15 и 393 ГК РФ, суд полагает возможным признать обоснованными требования о взыскании с Общества 1496 долларов США, подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

по первоначальному иску взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВОЛХОВ-ЭКО» 6 649 007,14 руб. задолженности, 56 245 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

По встречному иску взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОЛХОВ-ЭКО» в пользу общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 1 496 долларов США неустойки в рублевом эквиваленте по курсу доллара США, установленному Центральным банком Российской Федерации на день оплаты, 412 500 руб. убытков и 3414 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части встречного иска отказать.

Произвести зачет денежных сумм, подлежащих взысканию по первоначальному и встречному искам, и в результате зачета требований взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ "ТОПЛИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВОЛХОВ-ЭКО» 6 210 779,74 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                    Косенко Т.А.