Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
10 ноября 2021 года Дело № А56-57801/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Петровой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ФИО2
о признании недействительным решения от 12.04.2021 № 78/10029/21 в части,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО3, доверенность от 24.05.2021.
от заинтересованного лица – ФИО4, доверенность от 23.05.2021.
от третьих лиц – 1) не явился, извещен, 2) ФИО2, паспорт.
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 12.04.2021 № 78/10029/21 в части признания жалобы ФИО2 обоснованной, а Учреждения (организатора торгов) – нарушившим пункт 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Определением суда от 28.07.2021 заявление принято к производству, на 21.09.2021 назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет), ФИО2
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании 26.10.2021 представители Учреждения и Комитета поддержали доводы, изложенные в заявлении, представитель Управления возражал против его удовлетворения.
Ходатайство Управления о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу № А56-64442/2021 удовлетворению не подлежит.
Определением от 26.10.2021 рассмотрение дела отложено на 09.11.2021.
В судебном заседании 09.11.2021 представитель Учреждения поддержал доводы заявления, представитель Управления и ФИО2 возражали против его удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Комитет, руководствуясь пунктом 4, подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, 14.10.2020 издал распоряжение № 2077-РЗ о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды сроком на 20 лет земельного участка № 5, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 78:42:1820803:3125, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, территория Новоселки, ул. Ломоносова.
В соответствии с пунктом 6.1 указанного приказа Комитета Учреждению поручено обеспечить проведение названного открытого аукциона в порядке, установленном статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ в соответствии с условиями, установленными распоряжением № 2077-РЗ.
На основании распоряжения Комитета Учреждение (организатор торгов) на официальном сайте http://torgi.gov.ru 26.01.2021 разместило извещение
№ 260121/35023387/06 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 78:42:1820803:3125.
Учреждение 04.03.2021 издало приказ № 40-Д об отмене объявленного 12.03.2021 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 78:42:1820803:3125 в связи с технической ошибкой, допущенной в информационном сообщении о проведении такого аукциона.
В Управление 22.03.2021 поступила жалоба ФИО2 на действия Учреждения (организатора торгов) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 78:42:1820803:3125, выразившиеся в необоснованной, по мнению ФИО2, отмене проведения указанного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО2 Управление 12.04.2021 вынесло решение № 78/10029/21, которым жалоба ФИО2 признана обоснованной (пункт 1), организатор торгов – нарушившим пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ (пункт 2), Учреждению решено не выдавать предписание (пункт 3).
Не согласившись с решением Управления в части признания жалобы ФИО2 обоснованной, а Учреждения – нарушившим пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗКРФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Согласно пункту 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ содержит 19 оснований, при наличии которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Учреждения от 04.03.2021 № 40-Д аукцион отменен Учреждением в связи с допущенной в извещении технической ошибкой.
Управление, установив, что данное основание для отмены аукциона в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ не указано, пришло к выводу о наличии в действиях организатора торгов нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Суд не может согласиться в позицией антимонопольного органа в силу следующего.
В пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований (обстоятельств), наличие (выявление) которых в отношении каких-либо земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, делает невозможным вовлечение этих участков в гражданский оборот посредством аукциона.
Последствием выявления указанных обстоятельств согласно буквальному указанию пункта 24 указанной статьи является необходимость принятия уполномоченным органом решения об отказе от проведения аукциона.
В отношении участка Комитетом, как уполномоченным органом, было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды для индивидуального жилищного строительства, оформленное распоряжением от 14.10.2020 № 2077-рз (с изменениями в части сроков проведения аукциона, внесенными распоряжением Комитета № 576-рз от 16.04.2021), в котором выражено соответствующее волеизъявление Санкт-Петербурга, как собственника участка.
Обстоятельств, подпадающих под пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в отношении участка на тот момент установлено не было, соответственно, при отсутствии к тому оснований решение об отказе от проведения аукциона в отношении участка Комитетом не принималось и не могло быть принято.
Вместе с тем в связи с необходимостью внесения изменений в условия договора аренды, заключаемого по результатам аукциона, и порядка внесения арендной платы в условиях, когда аукцион в отношении участка был уже объявлен, Учреждение отменило открытый аукцион. Решение об отказе в проведении аукциона в отношении участка Комитетом на тот момент не принималось.
Решение об отмене открытого аукциона нетождественно отказу в проведении аукциона.
Приказом об отмене открытого аукциона от 04.03.2021 № 40-Д Учреждение фактически указало на перенос аукциона на другое время, но не на его отказ в проведении на основании пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Впоследствии указанный аукцион в отношении спорного участка был назначен на 20.08.2021 на основании распоряжения Комитета от 14.10.2020 № 2077-РЗ (в редакции распоряжений от 16.03.2021 № 576-р и от 24.05.2021 № 113-рз).
Как пояснил представитель Комитета, формирование участка осуществлялось в 2016 году, топогеодезические работы были приняты 05.12.2021, участок прошел процедуру постановки на государственный кадастровый учет 31.07.2017.
На основании данных, направленных Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитетом обеспечена актуализация в РГИС сведений о водных объектах и местоположении зон особого режима использования, которые внесены в государственный водный реестр и единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в настоящее время участок в соответствии со сведениями ЕГРН частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта «ручей Гуммолосарский».
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
С учетом указанного обстоятельства, которое является препятствием к проведению объявленного аукциона в отношении участка и которое было выявлено после объявления аукциона, Комитетом издано распоряжение от 13.08.2021 № 1918-рз о признании решения о проведении аукциона утратившим силу.
В связи с изданием Комитетом данного распоряжения Учреждением издан приказ от 16.08.2021 № 140-Д об отказе от проведения аукциона, то есть в отличии от действий Учреждения, выводы по результатам проверки которых изложены в оспариваемом Учреждением решении Управления, впоследствии имело место именно решение Комитета как уполномоченного органа об отказе в проведении аукциона по основанию, прямо предусмотренному ЗК РФ.
Таким образом, поскольку при отмене аукциона на основании приказа от 04.03.2021 № 40-Д в действиях организатора торгов отсутствует нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ, заявление Учреждения подлежит удовлетворению, а решение Управления в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12.04.2021 № 78/10029/21 в части признания жалобы ФИО2 обоснованной и признания в действиях организатора торгов нарушения пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Петрова Т.Ю.